Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.
Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания .
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Глава 3. Выводы
Список литературы
Приложение
3
3
5
11
14
14
33
45
46
Ребенку предлагается набор из геометрических фигур, из которых он должен составить картинку. Игру можно усложнить, предложив создать рисунок только из одного вида фигур, например, треугольников
«Заколдованный лес» и другие. Сначала вводятся игры на развитие воссоздающего воображения, затем и творческого. Для развития творческих способностей детей включила в план артистические игры:
«Пантомима»
Изобразить в движении различных животных, жизненные ситуации.
«Театр теней», «Изобрази без предмета» и другие. Для развития зрительного внимания:
«Найди отличия»
Найти в парных картинках отличия.
«Собери картинку»
Разрезные картинки, из которых необходимо создать цельный образ (можно предложить детям разных возрастов).
«Наложенные картинки»
Детям предлагается найти предметы среди контурных изображений предметов, наложенных друг на друга.
«Мешочек с предметами»
Детям предлагается найти предмет (или угадать его по силуэтному изображению).
Также я использовала на занятиях игры для развития словесного творчества:
«Узнай по описанию»
Детям предлагается по словесному описанию узнать предмет. Также можно предложить наглядное описание предмета (форма, цвет, размер, вкус и т.д.), по которому дети должны угадать задуманный предмет.
«Рифмоплет»
Игра состоит из карточек,
на которых нарисованы слова-рифмы.
По найденным рифмам дети сочиняют
небольшие двустишия и
«Расшифруй сказку», «Зашифруй сказку»
Дети рисуют пиктограммы к сказкам и рассказывают по пиктограммам сказки.
«Угадай-ка»
Детям предлагается
рассмотреть картину с
Также «Небылицы», загадки, «Замени звук», деформированные предложения, инсценировки, «Звук заблудился», «Дежурная буква», «Магазин», «Пропала собачка» и другие. В подготовительной группе игры в соответствии с возрастом усложнились:
«Кубики-невидимки»
Игра состоит из карточек с нарисованными кубиками, причем некоторые кубики не видны зрительно. Дети должны определить количество нарисованных кубиков.
«Конструкторы будущего»
По подготовленным алгоритмам дети придумывают автомобиль будущего, стул будущего и т.д.
«Изобретатель»
Необходимо найти новое применение уже существующим предметам. Кто больше придумает?
«Сценарий»
Детям раздаются предметные картинки. Педагог начинает рассказ, каждый следующий участник продолжает его, добавляя в свой рассказ свой предмет. Можно использовать рисунки сказочных героев.
Также игры «Муха», «Добрые-злые» (по развитию воображения и образного мышления), «Веселые рифмы», «Цепочка слов», «Три звука», «Волшебное слово», «Зашифрованное слово», «Причины событий», «Последствия событий», «Представь себе…», «Тропинка», «Танец» (артистические игры), ребусы и т.д.
Для ознакомления воспитателей и родителей с особенностями формирования детского творчества в целом, и творческого рассказывания в частности, и осознания необходимости специального обучения творческому рассказыванию детей с ОНР, также я провела консультации для воспитателей и родителей на темы «Творчество и речь», «Развитие речи детей подготовительной к школе группы», «Развитие связной речи у детей с ОНР»,
«Игры по развитию словесного творчества старших дошкольников с ОНР»,
советы родителям для развития творческих способностей детей.
Глава 3. Выводы.
Специальное обучение творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи, как показало исследование, не только возможно, но и необходимо. В своей работе, рассматривая особенности и возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, я выяснила, что предложенные приемы обеспечивают положительную динамику речевого развития детей и способствуют совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности. У детей формируется интерес к русскому языку, закрепляются навыки самостоятельной работы, формируются умения вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний.
Таким образом, цель исследования - решение проблемы возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - была достигнута. Проведенное исследование приводит к выводу о необходимости дальнейшей разработки системы приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию и внедрению ее в коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Список литературы.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М: Аркти, 2004. – 168с.
Развитие воображения детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192с.
Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. – М: Владос, 2006. – 47с.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М: Айрис-пресс, 2007. – 224с.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Методические рекомендации.
Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: ГНОМиД,2003.
Методика развития речи дошкольников
Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников/ Под ред. Проф. Т.Б.Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»,2000. – 64с.
Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. – 240с.
Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997. – 412 с.
19. Преодоление ОНР у дошкольников/ под ред. Волосовец Т.В.
Приложение
Обучение творческому
рассказыванию старших
К творческому
рассказыванию относят
Обучение данному виду
рассказывания приобретает
Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представляет значительные сложности.
Старшие дошкольники с ОНР III уровня испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.
Это определяет необходимость проведения систематической работы со старшими дошкольниками с ОНР III уровня, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.
Руководствуясь желанием глубже изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях по обучению творческому рассказыванию и пути ее решения, я определила основные направления работы.
Тема: «Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня»
Месяц |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
Изучение литературы |
Результат |
Сентябрь |
Развитие общего внимания и понимания речи. Составление предложений из 3 слов. Понятие «слово» и «предложение». |
Родительское собрание «Особенности речевого развития детей с ОНР и ФФН. Задачи первого периода обучения» |
Совместное планирование работы, составление сетки занятий на новый учебный год. |
ГлуховВ.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР» |
Дети умеют составлять трехсловные предложения. У них сформированы понятия «слово» и «предложение» |
Октябрь |
Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. |
Индивидуальные консультации «Работа по заданию логопеда в домашних условиях». Посещение инд. занятий. |
Характеристика детей после обследования логопеда: диагноз, здоровье, индивидуальные особенности ребёнка. Направление индивидуальной работы с детьми |
Изучение опыта работы воспитателей по данной теме (методический каб.) |
Дети умеют пересказывать простой текст, сост. по демонстрацион. действию |
Ноябрь |
Пересказ короткого рассказа с использованием опорных картинок на магнитной доске |
Консультации «Роль игровых упражнений в развитии связной монологической речи детей» |
Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях. |
Изучение периодической литературы |
Дети пересказывают рассказ с опорой на картинки |
Декабрь |
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. |
Родительское собрание «Итоги первого периода и задачи второго периода обучения детей» |
Работа над развитием связной речи на занятиях по ИЗО деятельности» |
Глухов В.П. «Особенности
творческого воображения у дете |
Дети умеют определять последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ. |
Январь |
Составление рассказа по аналогии |
Посещение инд. логопедических занятий по (желанию или приглашению логопеда) Рекомендации «Как научить ребёнка пересказывать текст» |
Консультации «Система подготовительных упражнений, направленная на формирование навыков рассказывания с элементами творчества» |
Изучение опыта работы логопедов по данной теме. |
Дети умеют составлять рассказ по аналогии |
Февраль |
Придумывание продолжения и завершения рассказа. |
Консультация «Некоторые вопросы организации обучения ребёнка рассказыванию с элементами творчества в семье» |
Консультация «Проведение различных видов творческих занятий во 2 половине дня» |
Селиверстов В.И. Гриншпун Б.М. «Развитие коммуникатив- ных умений и навыков у дошкольников в процессе лог.работы над связной речью» |
Дети умеют составлять продолжение и завершение рассказа. |
Март |
Составление творческого рассказа по опорным словам на предложенную тему. |
Родительское собрание «Задачи III периода обучения детей с ОНР и ФФН. Итоги II полугодия. |
Подготовка и драматизация сказки к празднику 8 марта. |
Изучение периодической литературы по теме. |
Дети умеют составлять рассказ по опорным словам на предложенную тему |
Апрель |
Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом. |
«День открытых дверей»- посещение родителями фронтальных логопедических занятий. |
Совместная подготовка и проведение «Дня открытых дверей» |
Анализ изученной литературы |
Дети умеют составлять рассказ по картине с проблемным сюжетом. |
Май |
Творческое рассказывание на заданную тему. Диагностика. |
Индивидуальное |
Анализ диагностики, подведение итогов работы, выводы. |
Анализ изученной литературы, выводы и рекомендации. |
Дети владеют навыками творческого рассказывания на заданную тему |