Обучение технике аппликации детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая один на другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа-обучение технике аппликации детей 5 г.ж.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В своем пособии О.А.Малик «Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников» раскрывает методы диагностики и особенности формирования умении и навыков аппликации у детей дошкольного возраста. Автор описывает технологию создания эффективных психолого–педагогических условий, способствующих развитию личности и самостоятельности воспитанников. Приводится в комплекс занятий с дошкольниками. Свое пособие рекомендует как воспитателям, так и родителям, занимающихся с детьми аппликацией дома.

В книге  «Аппликация в детском саду» И.Л.Гусаровой аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольника, формирование их творческих способностей и эстетического вкуса. 

Процесс замысливания образа связан с его наглядным представлением, видением возможного результата работы. Такое наглядное видение в единстве и содержания, и формы художественного образа Н.П. Сакулина в своей работе «Методика изобразительной  деятельности и конструирования» называла «изобразительным представлением», оно формируется не сразу. По ее определению такое замысливание, кроме опыта непосредственного восприятия изображаемых явлений, требует запаса графических образов, наличия представления графических структур, схем. Если ребенок получил яркие представления от непосредственно воспринятых предметов, явлений, но у него нет графического опыта, он не может представить себе наглядно будущий рисунок даже в общих чертах. Изображение выполняется путем проб и ошибок.

В.С.Мухина, Н.П.Сакулина и многие другие ученые отмечают, что успех в изобразительной деятельности определяется способностью ребенка варьировать, дополнять, изменять усвоенные им графические образы на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или впечатлений, полученных из других источников.

По данным В.С.Мухиной, на развитие содержание замыслов оказывают влияния такие факторы, как пол, ценностные ориентации национальной культуры, семьи и социального устройства общества, территориальное проживание ребенка, степень ориентации ребенка на реальную (дети- реалисты) и воображаемую действительность (мечтатели, фантазеры). 

В пособии Гусаковой М.А. «Аппликация» отмечается, что занятия аппликацией имеет большое значение для гармоничного развития для дошкольников. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию активизируют наблюдательность, внимание и воображения, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувства формы, глазомер и цветоощущение.

В процессе овладения умением выполнять аппликации развивается чувство цвета. «Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще», - писал К. Маркс. [20; 136]         

Анализ психологической, педагогической и методической литературы привел авторов исследования к выводу о том, что вопрос обучения технике аппликации дошкольников достаточно широко представлен в литературе, что поможет детально разработать содержание и формы работы по теме исследовании.

 

    1. Особенности овладения техникой аппликацией детьми 5 г.ж.

Художественный ручной труд - это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Вначале ребенок осваивает некоторые ручные и орудийные действия с материалом, затем идет овладение определенными трудовыми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И наконец, дошкольник овладевает ручной деятельности в совокупности множества трудовых процессов. И здесь, на этом этапе возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника.

Но невозможно создать из материала изображение, если не знаешь его свойств, качеств. Ребенок, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Дети знакомятся с разными видами искусства, они начинают воспринимать образ в картине. В процессе восприятия картины главное внимание обращается на передачу цветового колорита. Могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы строения, сочетания, окраски. Величинных соотношений ( дома разных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовки). Дети 6 г.ж. довольно быстро усваивают понятия «вверху», «внизу», «посередине», «друг за другом», «рядом», но испытывают трудности, например, в определении левой и правой сторон, часто путают их. 

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики; развивается координация движений. Овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материалов (складывание, вырезывание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей и т.д.). Совершенствуется и координируется движение рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Воспитывается из важнейших черт – умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личным интересам, но и интересами своих сверстников, содержанием и необходимостью совместной деятельности.

К концу дошкольного периода у ребенка, чье творческое воображение развивается достаточно быстро (такие дети по данным О.М. Дьяченко составляют примерно одну пятую часть  всех детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: как продолжение некоторой идеи и как возникновение планы ее реализации.

Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходит разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое (образное) решение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.

 Технические навыки  в аппликации детьми 5-6 лет в основном усвоены. Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Значимым является понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский). На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям.

Труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм, так как им сложно представить конечный результат. Главное в аппликации – приобрести необходимые технические навыки и освоить средства изображения, но и научиться замечать интересное и обобщить увиденное. Очень трудно уловить грань которая отличает просто детское, наивное, плоскостное, не вобравшее в себя законы перспективы, эмоциональное видение от тех искажений реальности, которые ребенок на своем уровне развития может и должен рисунке изображать.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие.

У дошкольников старшей группы запас впечатлений, знаний и умений уже достаточно велик; мышцы рук более крепкие, развитые; движения уверенные, произвольные; контроль за действиями отличается целенаправленным характером. Все это позволяет качественно изменить характер занятий по аппликации (А.В.Запорожец).

В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивает композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

В старшем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания дают трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрабатывание «на глаз».

  Чем сложнее воспроизводит и воспринимает ребенок реальный мир, тем сложнее и ярче становится ее индивидуальность. Основная ценность заключается в том  процессе всестороннего постижения и эмоциональной оценки мира, которые возможны при личностном субъективном восприятии  действительности.

 

Весь путь – от восприятия натуры до ее изображения – ребенок должен пройти сам. И никто этот путь никогда за него пройти не сможет. Аппликация служит посредником в общении, а не только средством выражения.

Авторы исследования познакомились с психологическими с особенностями детьми 6 г.ж., что поможет учитывать их при проведении практической работы с детьми.

 

    1. .  Содержание, формы и методы обучения технике аппликации детей

6 г.ж. на занятиях по изобразительной деятельности

 

  Основное внимание при прохождении программного материала направляется на постепенное овладение с детьми техникой работы ножницами, чтобы суметь изобразить задуманное. Воспитатель направляет внимание на детей на изобразительные стороны аппликаций.

В старшей группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликациям, соблюдая принцип постепенного усложнения – от простых изображений к более сложным с большим количеством деталей и более разнообразной формы.

Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Процесс этот длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но упражнения должны быть интересными и доступными.

Каждое занятие должно звучать иначе, чем предыдущее. На одном из первых занятий дети вырезают билеты и чеки для игры в «магазин». Связь с игрой повышает интерес к работе. Чтобы избежать однообразия и монотонности последующих занятиях, когда дети режут бумагу по прямой линии, можно использовать в отдельных случаях готовые формы и силуэты. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок (лесенка, забор, скамеечка, ворота), дополненные силуэтами, помогают создать образ, иногда небольшой сюжет (например, по лесенке карабкается мишка, на скамеечке сидит кошечка, на заборе кукарекает петушок, а под воротами проезжает машинка). Из полосок можно сделать тележку для любимой игрушки, построит кукольную мебель, домик, составить елочку, снежинку. После одного – двух таких занятий, одинаковых по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести на развитие творческой активности детей: из нарезанных цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, флажки, звезды и др.).

На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников. Учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок). С помощью аппликации дети изображают дом с крышей и окнами, лодку с парусом,  чашку с блюдцем, флажок с вырезом. Квадратами и треугольниками дети украшают полоску – шарфик, полотенце.

Наиболее трудный прием для детей – вырезывание округлых форм: кругов и овалов.

 На занятиях дети  работают не только индивидуально, но и коллективно.

В старшей группе детям предоставляют возможность выполнять аппликацию по своему желанию, просто вырезать и наклеить, кто что хочет.

Главное внимание в средней группе уделяют уточнению представлений детей о предметах с помощью обследований по контуру, различных дидактических игр, рассматривания картинок, иллюстраций, открыток, наблюдений окружающей действительности.

Методы обучения, применяемые на занятиях, тесно связываются не только с темой, программным содержанием, но и с тем, что и как усвоили дети ранее.

Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображения предмета. Воспитатель активизирует детей, дает возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из небольшой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей - маленькую).

Когда дети выполняют на занятиях декоративной работы или однотипные предметные изображения, педагог показывает варианты конструкций, образцов, цветовое решение, различное расположение элементов: например, показывает, какие предметные изображения получаются из различных по цвету, величине и расположению элементов: елочные бусы, забавная игрушка, погремушка; как с помощью одних и тех же элементов можно по-разному украсить какой-нибудь предмет (например, украсить квадратную салфетку узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине).

В старшей группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). На первых занятиях воспитатель показывает, как правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает: сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают узкую полосу бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается полосочка.  При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают». В процессе обучения детей приемам вырезывания округлых форм внимание направляется на то, что у квадрата, прямоугольника срезают только самый уголок (чтобы он отпал), слегка поворачивая бумагу в руке. Этот прием – один из самых трудных для детей. Поэтому сначала детям дают для упражнений простую бумагу, потом – уже цветную. Когда потребуется применение уже знакомых приемов вырезывания предмета той или иной формы, целесообразно вызывать тех детей, кто может показать эти способы. Так повышается заинтересованность группы в качестве работы.

Информация о работе Обучение технике аппликации детей