Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 19:38, курсовая работа
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая один на другие.
Все действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям («Начну вырезать овал с середины маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны так, чтобы уголок опал»). Способы составления наиболее трудных изображений воспитатель демонстрирует на фланелеграфе или на доске при помощи легкого приклеивания частей изображения. Важно, чтобы дети могли объяснить, что и как нужно вырезать. Тем самым они получают возможность активно мыслить, находить правильные решения, опираясь на прежний опыт.
В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод – упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагог предлагает детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть закрыть лезвие. Воспитатель следит, как дети держат ножницы, как их раскрывают, у кого возникли трудности. Иногда полезен прием сначала «нарисовать» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницы.
В процессе занятия разнообразные приемы и методы воспитатель применяет в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова. Воспитатель, опираясь на знания детей, их умения и навыки, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям; он ставит чаще вопрос как выполнить аппликацию. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово (загадки, поговорки, стихи т.д.). При создании аппликации вариативного характера педагог дает советы, которые стимулируют активность и самостоятельность детей. Работа с ножницами сложная, поэтому много внимания педагог уделяет индивидуальному обучению. Но, работая с одним ребенком, он постоянно видит всю группу. Воспитатель напоминает детям этапы работы, обращает внимание на качество вырезывания и наклеивания, отрабатывает порядок работы с теми детьми, кто плохо усвоил его, побуждает добиться добиваться больше изобразительности в аппликации.
Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения. Функция слово очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами.
Изобразительная деятельность детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовывать, используя прогулки в пар, за город. Наблюдение за этими картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, отрывках. Все наблюдения воспитатель комментирует.
На занятиях воспитатель использует предметы (игрушки) различных форм для того, чтобы дети могли из заготовленных частей составит и наклеить эти формы. Каждый ребенок наклеивает одно изображение. Части воспитатель раскладывает в конверты, чтобы повысить у детей интерес результату работы. Желательно, чтобы фон, на котором дети наклеивают, был цветным: изображение будет ярче выделяться и привлекать внимание ребенка. Наклеенные детьми формы надо расположить на стенде, чтобы дети могли увидеть, как много игрушек получилось, какие они разные, красивые. Рассматривание готовых работ должно проводиться с большей активностью самих детей. Педагог направляет их внимание на сочетание цветов, расположение форм, предлагает оценить свои работы и работы своих товарищей, показать, какие особо нравятся. Активную роль при этом выполняет и сам воспитатель.
В конце года педагог предлагает детям наборы цветной бумаги для аппликации и проверяет, могут ли дети выбирать по своему желанию полоски цветной бумаги, разрезать их и наклеивать в какой – либо композиции, соотносят ли с фоном цвета нарезанных точек.
В методической литературе указано содержание, формы и методы работы, что поможет авторам исследования организовать и провести работу по обучению технике аппликации детей 6 г.ж. на занятиях по изобразительной деятельности.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ 6 Г.Ж. НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика
уровня сформированности
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МАДОУ №292 в средней группе.
Списочный состав группы 36 человек: 19 девочек, 17 мальчиков.
В экспериментальную группу вошли дети в составе 10 человек: 5 мальчиков, 5 девочек.
Принципы отбора в экспериментальную группу:
Экспериментальная группа:
В первую группу вошли: ...- это дети, которые постоянно посещают детский сад, не болеют. У них наблюдается высокий уровень сформированности навыков учебной деятельности: по указанию воспитателя сразу убирают игрушки на место и садятся за столы; внимательно слушают объяснения взрослого; если что-то не понятно – задают вопросы; самостоятельно приступают к работе, не отвлекаются; укладываются в отведенное время; могут проанализировать не только работу товарища, но и свою; адекватно реагируют на замечания взрослых. У этих детей психические процессы (мышление, память, внимание и т.д.) соответствует возрасту. По темпераменту они – сангвиники.
Во вторую группу вошли: .......... Это дети, которые постоянно посещают детский сад. У них наблюдается средний уровень сформированности навыков учебной деятельности: садятся на занятия сразу, могут долго убирать игрушки; объяснения воспитателя слушают внимательно; вопросов не задают, работу начинают самостоятельно, но все делают медленно. Не всегда успевают закончить работу со всеми детьми, затрудняются в анализе своей работы, но работы получаются хорошие, соответствуют теме занятия. Психические процессы развиты по возрасту. По темпераменту – флегматики.
В третью группу вошли......... Это дети постоянно посещают детский сад, но иногда болеют У них наблюдается низкий уровень сформированности навыков учебной деятельности: объяснения воспитателя слушают не внимательно. Часто мешают другим детям во время самостоятельной работы, выполняют задания быстро, неаккуратно. Только после указания воспитателя убирают свое рабочее место. Эти дети импульсивны, часто вступают в конфликты с детьми, находятся под пристальным вниманием взрослых. Психические процессы развиты по возрасту, но не сформированы произвольное внимание и память. По темпераменту – холерики.
Для определения уровня сформированности техники аппликации на занятиях по изобразительной деятельности у детей экспериментальной группы был проведен констатирующий эксперимент (Приложение 1).
Авторы исследования познакомились с диагностическими материалами, разработанными ____________________
Диагностические материалы представляют собой____________
Констатирующий эксперимент проводился в помещении, где ничего не отвлекало ребенка от выполнения заданий; ответы фиксировались дословно; не допускались уточняющие вопросы, напоминания, указания. В конце занятия ребенка благодарили за участие в работе.
По результатам проведенного эксперимента авторы исследования определили высокий, средний и низкие уровни сформированности техники аппликации на занятии по изобразительной деятельности у детей экспериментальной группы.
Высокий уровень – ------------------------------
Средний уровень
– ------------ ------------------------------
Низкий уровень –
------------ ------------------------------
Анализ результатов констатирующего эксперимента привел авторов исследований к следующим выводам:
Анализ констатирующего эксперимента показал – до начала опытно-экспериментальной работы уровень сформированности техники аппликации составил __ %.
Анализ констатирующего эксперимента показал – после опытно-экспериментальной работы уровень сформированности техники аппликации составил __ %.
2.2. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования
Работа над формирующим экспериментом предполагало решение следующих задач:
Для решения поставленных задач авторами исследования был разработан перспективный план работы с детьми 6 г.ж. по обучению техники аппликации на занятиях по изобразительной деятельности (Приложение 2).
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Вид работы
Для описания анализа всех видов работы нужно ответить на 5 вопросов:
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подготовлен и оформлен в виде контрольного эксперимента (Приложение 3).
Цель контрольного эксперимента:
определить уровень сформированности______________
В эксперименте приняло участие экспериментальная группа в количестве 10 человек:
Для проведения эксперимента были использованы диагностические материалы, разработанные ФИО, в учебном пособии ___________________
Диагностические материалы представляют собой_________________
Результаты контрольного эксперимента помогли определить высокий, средний и низкий уровни сформированности техники аппликации по изобразительной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности.
Высокий уровень –
Средний уровень –
Низкий уровень –
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал:
ФИО ребенка |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |