Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа
Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.
В соответствии с учебным планом 2010 г. учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах общеобразовательной средней школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
В компоненте государственного стандарта по технологии для среднего общего образования выделены следующие содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способы деятельности, технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности), домашний труд, практика работы на компьютере.
В процессе изучения курса технологии у учащихся формируется понятие о технологии, как:
• мастерстве, умении выполнять интересные творческие задания;
• процессе превращения ненужных материалов и сырья в нужный продукт;
• способах преобразования человеком того, что дает ему природа для жизни;
• способах создания условий для комфортной жизни;
• науке о преобразовании материалов, сырья и энергии в необходимый продукт.
В
школе учащиеся знакомятся с технологическими
процессами изготовления различных
изделий, учатся находить рациональный
и кратчайший путь к решению учебных
и жизненных практических задач. Это дает
возможность быстро перейти от репродуктивного
к продуктивному, творческому обучению,
а также сформировать умения и навыки,
необходимые для дальнейшего технологического
образования.
2.2
Методика обучения учащихся
технологии по работе
с бумагой
Большинство уроков труда в школе посвящены работе с бумагой. Бумага сама по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Изготовление игрушек, поделок из бумаги – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (бумага глина, дерево, и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке - материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Труд по изготовлению поделок из бумаги и картона способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Бумага
и картон – самые распространенные
и доступнее в обработке
Формирование
у учащихся практических умений по
обработке данных материалов осуществляется
в процессе изготовления изделий. С
дошкольного периода детям
Бумага – материал, при работе с которым закладываются основы графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку.
В основу программ по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Учащиеся изготавливают следующие виды изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки-малютки др.
Развитию технического мышления учащихся способствует включение в различные этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.
Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге и картоне, их отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.
В процессе всей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что человек научился придавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления учащихся с важнейшими элементарными свойствами бумаги и картона нет необходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равно как можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практических характеристиках этих свойств.
В работе с бумагой предусмотрено учитывает соблюдение правил безопасности труда с учениками техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены.
Большое место в организации трудовой деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой и выработке навыков трудовой культуры занимают «Правила рабочего человека»:
- каждый работает за своим рабочим столом;
- прежде чем начать работу, правильно подготовить рабочее место;
- во время работы держи рабочее место в порядке;
-
береги инструменты и
-
всегда думай, как сделать
- кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Повседневная работа учителя по данным «Правилам» повышает познавательные и воспитательные результаты уроков труда.
Перечень основных трудовых умений, знаний и навыков учащихся при работе с бумагой и картоном:
- должны уметь читать технические рисунки изделий и эскизы разверток. Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать, сшивать нитками. Отделывать изделия красками, аппликациями. Подготовить рабочее место и соблюдать «Правила рабочего человека».
-
должны знать виды бумаги, ее применение
в различных отраслях хозяйства, основные
свойства (толщина, прочность, цвет, отношение
к влаге). Технические рисунки и эскизы
разверток, работа по шаблону. Инструменты
и приспособления для работы с бумагой
(линейка, угольник, ножницы). Правила техники
безопасности и пользования ими.
2.3
Методические разработки
занятий по технологии
в средней школе
Календарно-тематический
план. Раздел «Аппликация».
№ | Тема | Часы | Практика | Теория |
1 | Аппликация из бумаги. | 2 | - | 2 |
2 | Аппликация из бумаги. Мозаика. | 2 | 2 | - |
3 | Аппликация из бумаги. Декупаж. | 2 | 2 | - |
4 | Аппликация из бумаги. Квилинг. | 4 | 1 | 3 |
Содержание раздела:
№ | Тема | Содержание |
1 | Аппликация из бумаги. | Понятие об аппликации. История. Виды аппликации. Материалы и инструменты. Свойства бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. |
2 | Аппликация из бумаги. Мозаика. | Понятие «мозаика». Технология выполнения аппликации в технике «мозаика». Выполнение аппликации в технике «мозаика». |
3 | Аппликация из бумаги. Декупаж. | Понятие «декупаж». Технология выполнения аппликации в технике «декупаж». Выполнение аппликации в технике «декупаж». |
4 | Аппликация из бумаги. Квилинг. | Понятие «квилинг». История. Инструменты, материалы. Технология выполнения аппликации в технике «квилинг». Выполнение аппликации в технике «квилинг». |
Урок
№1.
Тема: Аппликация из бумаги.
Класс: 7 Часы: 2(т)
Цель урока: Сформировать знания об аппликации.
Задачи урока:
Вид урока: усвоение новых знаний
Метод урока: - индуктивный; - самоконтроль; - взаимоконтроль.
МТО урока: оригинальные работы, фото, картинки, книги, журналы.
Объект труда: тетрадь, ручки, карандаши.
Межпредметная
связь: - рус.яз. – новые термины.
Ход урока:
I Организационный момент (3 мин.):
- Приветствие.
-
Проверка отсутствующих.
II Постановка цели урока:
Чтобы
достичь цели урока необходимо систематизировать
знания учащихся по данной теме. Для
достижения цели урока были поставлены
три задачи: обучения, развития и
воспитания.
III Объяснение нового материала (70 мин):
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытно-общинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияния новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов. В Германии, Польше, Китае были распространены вырезки узоров из бумаги. Они имели различия в форме, цветовой гаме, способе вырезания.
Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии