Обучение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Программа Т. И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (1-3 классы) (Саранск, 1989). Программа Т. И. Одиноковой «Мордовский фольклор в школе» (1 – 4 классы) (Саранск, 1997).
Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа элективного курса (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов) «Волшебный мир мордовского музыкального театра) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа «Художественная культура Мордовии» (10-11 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
Мордовский музыкальный фольклор. Жанры мордовского музыкального фольклора. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).

Вложенные файлы: 1 файл

Bilety_k_GAK_mordovskie_otvety.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В ходе освоения элективного курса учащиеся пишут рефераты, эссе об исполнителях, режиссерах, хормейстерах, балетмейстерах музыкального театра Мордовии, рецензии на спектакли, которые посещают в процессе обучения, берут интервью у представителей театральной общественности. Формы отчета – проект, который защищается публично.

Тематизм программы отражает исторический аспект развития музыкального театра: «У истоков зарождения театра в Мордовии»,  «Рождение музыкального театра в Мордовии», «Расцвет и становление мордовского оперного театра второй половины 40-х – 50-х годов», «Творческая жизнь музыкального театра 60-х – первой половины 70-х годов», «Творческий подъем театра второй половины 70-х – начала 80-х годов», «Успехи музыкального театра Мордовии 90-х годов», «Государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева сегодня».

Программа «Художественная культура Мордовии» (10 – 11 классы) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) [173] направлена на воспитание гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, интереса и уважения к родному искусству, искусству народов, населяющих республику, художественной культуре региона, формирование личностной духовной, эстетической, художественной культуры, художественной компетентности.

Материал программы может использоваться как на уроках МХК, так и в качестве основы для факультатива, кружка в 10 – 11 классах, а также в качестве материала для внеклассной воспитательной работы.

Содержание программы позволяет учащимся больше узнать о художественной культуре Мордовии, проникнуться интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, писателей, художников, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом, способствует воспитанию гражданственности, любви к малой и большой Родине, желания работать на благо республики, своего народа, воспитанию открытого, толерантного, ценностного отношения к родному искусству, к художественной культуре региона, обеспечивает постижение художественных ценностей Мордовии и формирование на их основе способности к целостному восприятию искусства, восприятию мира через многообразие различных искусств республики, к постижению этнического своеобразия искусств,  способности к анализу и оценке художественных произведений, выявлению в них мировоззренческих художественно-эстетических идей, особенностей художественных средств, общего и особенного в ходе диалога и полилога; обеспечивает возможность углубленного изучения художественной культуры Мордовии в рамках профильного обучения; подготовку выпускников к освоению регионального и этнокультурного компонента высшего художественного профессионального образования.

Тематизм программы разработан в аспекте реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования («Ценностный мир народной культуры Мордовии», «Национальный образ мира (Г. Гачев) в культуре мордовского народа», «Национальный образ мира (Г. Гачев) в культуре русского народа», «Диалог культур народов, населяющих Мордовию», «Народность профессионального искусства Мордовии», «Искусство как зеркало души мордовского народа»), аксеологического подхода («Вечные ценности в художественной культуре Мордовии», «Образ Родины, родимой земли в художественной культуре Мордовии», «Образы природы в художественной культуре Мордовии» «Образ женщины в художественной культуре Мордовии», «Духовно-религиозные образы в художественной культуре республики», «Формула человеческой жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии»), исторического подхода («Из истории становления и развития художественной культуры Мордовии», «Культура мордовского края в XIX веке», «Художественная культура мордовского края (начало XX века – 50-е годы XX века)», «Общество и художник: линии пересечения (середина – 70-е годы XX века)», «Полифония жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии (70-е годы – конец XX века)», «Панорама современной культурной жизни Мордовии», «Прогулка по памятным местам Саранска», «Традиции и новаторство в художественной культуре Мордовии»).

 

 

4. Мордовский музыкальный фольклор. Жанры мордовского музыкального фольклора.  Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).

 

Мордовский музыкальный фольклор играл, играет и должен сыграть огромную роль в сохранении родной музыкальной культуры, этнического самосознания, наодного музыкального языка. Педагоги прошлого и ведущие педагоги в настоящее время  считают, что дорога к общечеловеческой культуре, к мировой культуре должна лежать через освоение народных педагогических традиций, через освоение этномузыкального искусства.

Большой вклад в осмысление мордовского музыкального фольклора внесли работы известных ученых как прошлых лет, так и современности, таких как Н. И. Бояркин, Л. И. Бояркина, В. С. Брыжинский, А. Вейсенен (Финляндия), М. Е. Евсевьев, Р. Лах (Германия), Л. П. Кирюков, Т. И. Одинокова, Г. И. Сураев-Королёв, Л. И. Шегрен, А. А. Шахматов и др.

Основным материалом, на основе которого должно строиться обучение детей в начальной школе, должен быть детский музыкальный фольклор. Во-первых, он близок детям для восприятия; во-вторых, он входит в субкультуру младшего школьного возраста; в-третьих, он чаще всего построен на типичных попевках и интонациях и несет в себе интонационно-попевочный словарь мордовского народа. Мордовский детский музыкальный фольклор является как бы «микромоделью» мордовской музыкальной культуры, сочетающей в себе музыкально-поэтические формы, типичные для национальной музыкальной традиции в целом.

Рассмотрим более подробно тот музыкальный материал, который мы рекомендуем для использования в работе по восприятию и интонированию мордовского музыкального фольклора. Детские потешки, прибаутки (шабань налхксема морот (м), тякань налксема морот (э)) несут в себе свет, радость, шутку, жизнелюбие, гуманистические ценности; они обладают воспитательной функцией; их значимость обуславливается высокой интонационной выразительностью. К ним можно отнести песенки: «Ай, катоня, катоня» («Ой, кошечка, кошечка»), «Ай, шеерня, уройня» («Ой, мышонок вертлявый»), «Света кшти» («Света, пляши»), «Кшти, кшти, комоти» («Пляшет, пляшет, прыгает»).

Среди песен, созданных детьми, можно выделить: дразнилки, поддевки, голосянки, молчанки, жеребьевки, считалки, песенки из сказок, небылицы, скороговорки, загадки, приговорки. Для исполнения детям можно предложить песню из сказки «Грауня», зачин из сказки «Эрить атят ды батат» и др. Также часто используются детьми дразнилки («Козел-баран»), которые имеют чаще плясовую мелодию и написаны в форме четверостишья:

Среди произведений, созданных взрослыми для детей, можно также назвать колыбельные песни (нюряфнема морот (м), лавсь морот (э)). Колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, успокоения; постепенно вводят его в окружающий мир; в них как бы проектируется «программа» дальнейшей счастливой жизни малыша.

Среди жанров, заимствованных у взрослых, стоит назвать: колядки, масленичные песни-диалоги, заклички весны, дождя, вербные песни, игровые песни. Участие детей в календарно-обрядовых праздниках было школой усвоения жизненного опыта, накопленного взрослыми, приобщения к национальной культуре, традициям, средствам знакомства с интонационно-попевочным словарем, жанрами, с манерой исполнения. Надо отметить, что в обрядовых песнях образность напева связана с функцией, жанром песни, а не с конкретным словесным содержанием.

«Калядама морот», «калядат» (колядки) – величально-поздравительные песни, исполняемые в начале праздника Роштувань куд (Роштувань кудо) (Рождественский дом) (у мордвы этот праздник приурочен к периоду зимнего солнцеворота – 24 декабря). Праздник Роштувань куд (Роштувань кудо) начинался с обхода дворов и исполнения величально-поздравительных песен. Колядующих было три группы: рано утром колядовали пастухи, в обед – дети, вечером – молодежь. В каждом селе был свой «калядамонь вайгель» (голос колядки). Всех колядующих угощали пирогами и другой едой [1, с. 29–30].

К «тундань морот» (весенним песням) относятся [1, с. 46]:

а) «маслань морот» (масленичные песни), подразделяемые на «призывы перелетных птиц» и ритуальные «песни-диалоги с птицами в день масленицы»;

б) «тундань серьгядемат», «тундонь сееремат» (песни закликания весны);

в) «вербавань морот», «вербань морот» (вербные песни).

«Маслань морот» (масленичные песни) исполнялись на Масленицу, сопровождавшуюся печением блинов и пирогов. В первый день Масленицы пели песни, зазывающие перелетных птиц, предвестников весны, и песни-диалоги с птицами [1, с. 46]: «Нармоннят, нармоннят» (Птички, птички), «Ай, сязьгата, сязьгата» (Ай, сорока, сорока), «Ай, шякшата, шякшата» («Ай, дятел, дятел»).

Начиная с последней ночи масленицы, в течение 4-х недель, пелись «тундань серьгядемат», «тундонь сееремат» (песни закликания весны) – «Ёр, еру, да, ёр, еру, да», «А позяра, позяра».

Вербные песни (вербавань морот, вербань морот) посвящались покровительнице весеннего ветра Вармаве. У мордвы верба считалась обладающей священной силой, поэтому в праздник ею хлестали людей и скот, чтобы дать им здоровье. Все это сопровождалось пением попевок, таких как, например, «Верба кшти, комоти» («Верба пляшет, пляшет»).

Часто дети исполняли и «пиземонь серьгядемат», «пиземень серьгедемат» (закликание дождя): «Тук, тук, пиземня» (Пойди, пойди, дождичек), «Туйтя, туйтя, пиземне» (Пойди, пойди, дождичек).

Многие обрядовые песни исполнялись громко, звонко, крикливо. Это связано с пением песен на открытом пространстве, улице. Такое исполнение привносит возбуждение, которое присуще атмосфере праздника и которое изнутри ощущается самими участниками.

Знакомство с мордовским народным музыкальным творчеством не должно ограничиваться только детским музыкальным фольклором. Обязательно стоит использовать в обучении детей круговые песни (кужень морот, кужонь морот), в которых органично сочетаются слово, напев, жест, мимика, телодвижения и пляска. Можно рекомендовать к использованию песни: «Хоть и шачень, удалань» («Хоть уродилась, удалась»), «Умарина» («Яблонька»), «Луганяса келуня» («На лугу березонька») и др. Необходимо использовать в обучении детей круговые песни, сопровождающиеся пляской, которые играют важную роль в создании приподнятого, радостного настроения; они обладают зажигательной энергией, заставляют ритмично двигаться, способствуют развитию координации движения, ритмического слуха. К таким песням можно отнести: «Авкай, молян мон вирев» («Матушка, в лес пойду»), «Селека» («Селезень»).

Необходимо включать в процесс музыкального образования и мордовские народные наигрыши, в которых ярко выражены задор, неиссякаемая энергия, юмор, которые достигаются благодаря развитому орнаменту мелодии, акцентному ритму: «Зерезенькай», «Гаганя» («Гусенок»), «Офтонь кштима» («Пляска медведя»).

В младших классах для слушания, а в средних и старших для исполнения и слушания должны использоваться мордовские лирические и эпические песни, долгие песни (кувака морот), доступные по образному строю и музыкальному языку. В лирических песнях отразился внутренний мир мордвина, его чувства, переживания, его отношение к миру, природе, труду, социальному устройству и жизни, семейно-бытовым проблемам. К таким песням можно отнести: «Вай, луга, луга» («Ой, луг, луг»), «Сур велесь» («Село Сурское»), «Панень стада» («Гнала стадо»). В мордовских эпических песнях рассказывается о сотворении мира, отражаются сказочные и мифологические сюжеты, исторические события. Это такие песни, как: «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Келу» («Береза»).

 

Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).

В качестве методического обеспечения содержательного компонента педагогической модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования была создана фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) [267]. Она представлена  на трех дисках: один диск для начальной школы, второй и третий диски – для 5 – 9 классов. На каждом диске представлены следующие разделы: «Музыкальный фольклор мокшанского и эрзянского народов», «Композиторы Мордовии», «Танцы мордовского народа», «Исполнители Мордовии».

Материал фонохрестоматии был отобран с опорой на следующие критерии: педагогическая целесообразность, художественность, доступность (Д. Б. Кабалевский), этническая своеобразность.

Представленная фонохрестоматия представляет собой работу, позволяющую педагогам республики вводить этнокультурный компонент в процесс музыкального образования детей школьного возраста в Республике Мордовия, формировать у них патриотизм и гражданскую идентичность, любовь и интерес к музыкальному искусству Мордовии, музыкальному фольклору, уважение к народам, населяющим республику, воспитывать культуру межэтнических отношений.

Фонохрестоматия  включает в себя большое количество образцов мордовского народного музыкального творчества различных жанров: колыбельных, пестушек, потешек, прибауток, игровых, хороводных, плясовых песен, колядок и закличек, которые отражают духовные и нравственные ценности мордовского народа, его этносвоеобразный язык. Также в фонохрестоматии представлены произведения известных композиторов Мордовии: Л. П. Кирюкова, Л. И. Воинова, М. И. Волкова, Г. Г. Вдовина, Н. В. Кошелевой, Г. Г. Сураева-Королева, Н. И. Бояркина, Е. В. Лысенковой, Н. Н. Митина, Д. Скрипкина и др. В фонохрестоматии даны произведения различных жанров: песни, пьесы, фрагменты из крупных инструментальных сочинений, опер, балетов.

Фонохрестоматия предназначена для использования как на занятиях, уроках, так и во внеклассной, внешкольной деятельности в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного типа. Представленная фонохрестоматия даст возможность целостно и углубленно познакомить детей с обычаями, традициями, историей мордвы, жанрами мордовского народного и профессионального искусства, творчеством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Информация о работе Обучение школьников