Общее и различное в идеалах и практике воспитания в Спарте и Афинах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:18, реферат

Краткое описание

Эпоха Античности представляет собой особый исторический период, когда происходило формирование основ европейской культуры, в том числе и связанной со сферой образования. Чисто географически Древняя Греция и Рим занимали небольшую территорию, тем не менее они были очень разнородны, в том числе и по складывающимся культурным традициям. Поэтому необходимо рассмотреть те основные тенденции целенаправленной организации процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, которые были наиболее характерны для данных географических территорий и формировались в рамках становления определенных политических структур — полисов, республик и других государственных объединений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Краткая характеристика эпохи ……………………………………….4
2. Особенности воспитания в Спарте и Афинах ……………………. ...7
Заключение ……………………………………………………………..18
Список использованных источников ……………………………… 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история педагогики.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

 

      ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(г. Казань)

 

Психологический факультет

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «История педагогики и образования»

На тему: «Общее и различное в идеалах и  практике воспитания

в Спарте и Афинах»

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила: _____________________

                                                       студентка гр.  Д2331у заочного  отделения

с применением дистанционных  технологий

Сафина Альбина Рамилевна

 

Научный руководитель: _________

                                           Преподаватель : Морозова Илона Генадьевна

 

 

 

 

Чистополь – 2014

 

 Введение  ……………………………………………………………….   3

1. Краткая характеристика эпохи ……………………………………….4

2. Особенности воспитания в Спарте и Афинах ……………………. ...7

Заключение  ……………………………………………………………..18

Список использованных источников  ………………………………     21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Эпоха Античности представляет собой особый исторический период, когда происходило формирование основ европейской культуры, в том числе и связанной со сферой образования. Чисто географически Древняя Греция и Рим занимали небольшую территорию, тем не менее они были очень разнородны, в том числе и по складывающимся культурным традициям. Поэтому необходимо рассмотреть те основные тенденции целенаправленной организации процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, которые были наиболее характерны для данных географических территорий и формировались в рамках становления определенных политических структур — полисов, республик и других государственных объединений.

       Образование  в эпоху Античности в полисах  Древней Греции и Древнем Риме  занимало особое место в обществе  и рассматривалось как неотъемлемая  обязанность каждого свободного  достойного гражданина. Запрет на  его получение являлся одной  из форм наказания для человека. Именно посредством образовательной  системы происходило закрепление  и поддержание существующих культурных, социальных и родовых традиций. Школы как основной тип учебного  заведения и локальной образовательной  среды имели свою полисную  специфику и значительно отличались  друг от друга особенностями  организации учебного процесса. Однако форма и специфика организации  самой образовательной работы  были практически идентичными  во всех учебных заведений  данного исторического периода.

 

 

 

 

 

 

1. Краткая характеристика  эпохи

    История Древнегреческой цивилизации делится на следующие периоды: гомеровский период (темные века) XI-IX вв. до н.э.;  архаическая Греция период Великой греческой колонизации) VIII-VI вв. до н.э.; классическая Греция V-VI вв. до н.э.; эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.

       Роль  Древнегреческой цивилизации в  истории человечества велика, сложна  и многопланова. Опираясь на рабство,  Древнегреческая цивилизация впервые  дала образец свободного человека  и свободной организации человеческой  общности. Города-государства существовали  и до Древней Греции. Но именно  греки, как бы сделав шаг  назад от власти царей, обратно  к общинному устройству сумели  создать демократические сообщества-полисы, дали те образцы демократического  самоопределения людей, которые  позже служили предметом изучения  для тех, кто задумывался о  более справедливом устройстве  общества [2, с. 25].

       Древняя  Греция — страна, состоявшая из  ряда небольших рабовладельческих  государств (полисов). Наиболее влиятельными  из них были Лакония с главным  городом Спартой и Аттика с  главным городом Афинами. В  каждом из этих государств  сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская.

       Территория  и временные границы античного  мира огромны: от 3-го тысячелетия  до н.э., когда в бассейне Эгейского  моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая  культура, и вплоть до V в. н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым  варварским ми¬ром, христианством  и породил эпоху средневековья.  Территориально античный мир  на разных ступенях своего  развития охватывал земли трех  материков – от Атлантического  океана до Египта, Средней Азии  и Индии  [3, с. 49].

       На островах  Эгейского моря, прежде всего  на Крите, и на материковой  территории Греции в 3–2-м тысячелетиях  до н.э. сложился особый тип  культуры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем  [3, с. 51].

       Лакония  (Спарта) занимала в юго-восточной  части Пелопоннеса территорию, на  побережье которой не было  удобных гаваней. В стране господствовало  земледелие, опирающееся на труд  рабов. Незначительное полусвободное  неполноправное население в большинстве  своем относилось . к ремесленникам.  Девять тысяч семейств рабовладельцев  держали под своей властью  более 250 тысяч порабощенного  населения. Эксплуатация рабов  в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Жизнь  спартиатов была подчинена главному  требованию — быть в состоянии  военной готовности, проявлять жестокость  и насилие по отношению к  рабам  [4, с. 10].

       В условиях  самобытной культуры уже в  3-м тысячелетии до н.э. на  Крите зародился вид письменности, восходивший к пиктографическим  знакам, к протошумерской письменности  и отражавший потребности храмов  и дворцовых хозяйств. В середине 2-го тысячелетия до н.э. в  этом регионе получает распространение  слоговое письмо, которым владели  не только жрецы, но и служители  царских дворцов и даже богатые  горожане. В критском письме уже  появились знаки для передачи  как согласных, так и гласных  звуков, другие признаки постепенного  перехода к алфавитному письму.

       Подобно  древневосточным цивилизациям, первоначально  центры обучения создавались  здесь при храмах и царских  дворцах. Культурное развитие  в Древней Греции и на Крите  было задержано вторжением с  Балкан в XII–XI вв. до н.э. дорийских  племен, воинственных обитателей  периферии греческого мира. Воспитание  и обучение юношества в Греции  в IX–VIII вв. до н.э. отражено  в эпических поэмах «Илиада»  и «Одиссея», авторство которых  по античной традиции приписывается  легендарному древнегреческому  поэту Гомеру. Школьных форм обучения  гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было большим. Сложился образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. В период расцвета Эллады, в VI–IV вв. до н.э., ведущую роль среди составлявших ее мелких государств-полисов играли Афины в Аттике с республиканским строем правления и Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся царями, власть которых существенно ограничивалась Советом старейшин – герусией. Эти два полярных полиса, города-государства, дали два различных образца организации воспитания в древнегреческом мире  [3, с. 51].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Воспитание в  Афинах и Спарте

     Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения  [1, с. 15].

       В Спарте  воспитание осуществляло государство,  оно преследовало задачу готовить  из детей спартиатов воинов, стойких  и закаленных, будущих рабовладельцев  [4, с. 10].

       Сущность  образования для спартиатов определялась  необходимостью подготовки членов  военной общины со всеми вытекающими  отсюда особенностями. Именно  в Спарте считали, что в деле  формирования человеческой личности  огромную роль играет целенаправленное  воспитание и обучение. При этом  интересы государства ставились  выше интересов личности и  индивидуальной свободы гражданина, так как Спарта была полисом  со строгими государственными  традициями. Поэтому и вся система  обучения истинных спартиатов  носила «традиционный» характер  и подчинялась строгому контролю  со стороны старейшин — эфоров. Кроме этого, следует особо  отметить, что система спартанского  образования носила строго сословный  (кастовый) характер и была связана  со сложившимся четким разделением  населения полиса на три социальные  группы:

       - истинные  спартиаты — господствующая группа  полиса, выполнявшая управленческие  и военные функции;

       - периэки  (дословно — «живущие рядом») — смешанное население, которое  сохраняло личную свободу, владело  собственностью, обязано было нести  воинскую повинность, но не имело  политических прав;

       - илоты  — основная масса порабощенного  населения, подчиненная не отдельной  личности, а государству («общественное  рабство») и одновременно сохранявшая  определенную хозяйственную самостоятельность  [6].

       Общественная  жизнь в Спарте была полностью  подчинена военным целям. Поэтому  основное внимание уделялось  военному обучению, которое носило  ярко выраженный сословный характер  и было связано лишь с одной  социальной группой — истинных  спартиатов; остальные сословия  были лишены права на получение  целенаправленной государственной  подготовки. Основным типом образовательных  учреждений в Спарте были школы-общежития  — своеобразные молодежные коммуны,  которые одновременно давали  подрастающему поколению и воспитание  и образование  [6].

       С 7 лет  мальчики-спартиаты, жившие до  этого времени дома, помещались  в особого рода государственные  воспитательные учреждения, где  проходило их воспитание и  обучение. Это были специальные  детские отряды или военизированные  лагерях — илы и аггелы, в  которых нередко находилось достаточно  много воспитанников., где воспитывались  и обучались до 18 лет  [6]. Руководителем  их назначался известный властям  человек— педоном. Особое внимание  обращалось на физическое воспитание  подростков: их закаляли, приучали  переносить холод, голод и жажду,  выносить боль. Много внимания  уделялось военно-гимнастическим  упражнениям. Юных спартиатов  учили бегать, прыгать, метать  диск и копье, бороться, пользоваться  приемами рукопашного боя, петь  воинственные песни  [4, с. 10].

       Физическое  воспитание в Спарте заключалось  в освоении гимнастики и орхеистики. Гимнастика включала в себя  бег, прыжки, плавание, метание, игры  в мяч, охоту, верховую езду, единоборство и другие виды  физических упражнений. Орхеистика  — обучение военным танцам  на основе пластичных и выразительных  движений под музыку кифары  и других музыкальных инструментов, имитировавших действия во время  борьбы, а также хоровым упражнениям,  изображавшим мистические обряды  и религиозные ритуалы  [6].

       Их воспитание  преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость  и науку побеждать. Главной  задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам у подрастающих рабовладельцев. С этой целью они принимали участие в так называемых криптиях, т. е. ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиат оцеплял какой-либо городской квартал или район вне города и убивал любого раба-илота  [4, с. 11].

       Нравственное  и политическое воспитание давалось  во время специальных бесед  государственных руководителей  с молодежью, которой они рассказывали  о стойкости и мужестве предков  в борьбе с врагами отечества,  о героях. Детей приучали к  четкости и краткости ответов  («лаконическая речь») [4, с. 11].

       От 15 до 20 лет — юноши, посвященные  в члены общины, получали некоторые  гражданские права и становились  эйренами, основные функции которых  состояли в оказании помощи  пайдономам в воспитании младших  подростков. На этом же образовательном  этапе юношей начинали знакомить  с основами эстетического воспитания, а именно: обучали навыкам пения  и музыки. Особое внимание уделялось  также нравственному, патриотическому  воспитанию. Продолжалось обучение  различным видам военного искусства.

       От 20 до 30 лет — эйрены продолжали  военно-патриотическое обучение, постепенно  становясь полноправными членами  государства-полиса  [6].

       На всех  этапах воспитания и приобщения  к общественным законам дети  обязаны были строго соблюдать  все полисные законы, всячески  проявляя свою покорность, послушание, подражание и беспримерное уважение  к старшим. Каждый юноша видел  в муже или старце своего  учителя и второго отца и  обязан был полностью ему подчиняться.  Иностранцы нередко отмечали: «Только  в Спарте приятно стариться!»,  «Другие греки только знают  о приличии, одни спартанцы выполняют  его!» По свидетельству Плутарха  и сохранившимся произведениям  этого периода мы можем судить  о том, что в Спарте сущность  образования заключалась не в  обучении, а воспитании — и  прежде всего нравственном и  физическом. Поэтому в аггелах  как своеобразных «школах послушания»  учащихся упражняли «в искусстве повелевать и подчиняться», а предметам традиционного обучения уделяли минимум времени, только исходя из практических, жизненных и бытовых целей. Поэтому в образовательные программы входили спортивные упражнения и упражнения в военном искусстве, нравственные беседы  [6].

Информация о работе Общее и различное в идеалах и практике воспитания в Спарте и Афинах