ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
(г. Казань)
Психологический
факультет
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«История педагогики и образования»
На тему: «Общее
и различное в идеалах и
практике воспитания
в Спарте и Афинах»
Выполнила: _____________________
студентка гр. Д2331у заочного
отделения
с применением дистанционных
технологий
Сафина Альбина Рамилевна
Научный руководитель:
_________
Преподаватель : Морозова Илона Генадьевна
Чистополь – 2014
Введение ……………………………………………………………….
3
1. Краткая характеристика
эпохи ……………………………………….4
2. Особенности воспитания
в Спарте и Афинах ……………………. ...7
Заключение ……………………………………………………………..18
Список использованных источников
……………………………… 21
Введение
Эпоха Античности представляет
собой особый исторический период, когда
происходило формирование основ европейской
культуры, в том числе и связанной со сферой
образования. Чисто географически Древняя
Греция и Рим занимали небольшую территорию,
тем не менее они были очень разнородны,
в том числе и по складывающимся культурным
традициям. Поэтому необходимо рассмотреть
те основные тенденции целенаправленной
организации процесса воспитания и обучения
подрастающего поколения, которые были
наиболее характерны для данных географических
территорий и формировались в рамках становления
определенных политических структур —
полисов, республик и других государственных
объединений.
Образование
в эпоху Античности в полисах
Древней Греции и Древнем Риме
занимало особое место в обществе
и рассматривалось как неотъемлемая
обязанность каждого свободного
достойного гражданина. Запрет на
его получение являлся одной
из форм наказания для человека.
Именно посредством образовательной
системы происходило закрепление
и поддержание существующих культурных,
социальных и родовых традиций.
Школы как основной тип учебного
заведения и локальной образовательной
среды имели свою полисную
специфику и значительно отличались
друг от друга особенностями
организации учебного процесса.
Однако форма и специфика организации
самой образовательной работы
были практически идентичными
во всех учебных заведений
данного исторического периода.
1. Краткая характеристика
эпохи
История Древнегреческой
цивилизации делится на следующие периоды:
гомеровский период (темные века) XI-IX вв.
до н.э.; архаическая Греция период
Великой греческой колонизации) VIII-VI вв.
до н.э.; классическая Греция V-VI вв. до н.э.;
эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.
Роль
Древнегреческой цивилизации в
истории человечества велика, сложна
и многопланова. Опираясь на рабство,
Древнегреческая цивилизация впервые
дала образец свободного человека
и свободной организации человеческой
общности. Города-государства существовали
и до Древней Греции. Но именно
греки, как бы сделав шаг
назад от власти царей, обратно
к общинному устройству сумели
создать демократические сообщества-полисы,
дали те образцы демократического
самоопределения людей, которые
позже служили предметом изучения
для тех, кто задумывался о
более справедливом устройстве
общества [2, с. 25].
Древняя
Греция — страна, состоявшая из
ряда небольших рабовладельческих
государств (полисов). Наиболее влиятельными
из них были Лакония с главным
городом Спартой и Аттика с
главным городом Афинами. В
каждом из этих государств
сложились особые системы воспитания:
спартанская и афинская.
Территория
и временные границы античного
мира огромны: от 3-го тысячелетия
до н.э., когда в бассейне Эгейского
моря, на островах и материке,
лишь зарождалась древнегреческая
культура, и вплоть до V в. н.э.,
когда греко-римский мир рухнул,
смешался с так называемым
варварским ми¬ром, христианством
и породил эпоху средневековья.
Территориально античный мир
на разных ступенях своего
развития охватывал земли трех
материков – от Атлантического
океана до Египта, Средней Азии
и Индии [3, с. 49].
На островах
Эгейского моря, прежде всего
на Крите, и на материковой
территории Греции в 3–2-м тысячелетиях
до н.э. сложился особый тип
культуры, во многом схожий с древними
восточными цивилизациями, многими нитями,
и экономическими и культурными, связанный
с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем
[3, с. 51].
Лакония
(Спарта) занимала в юго-восточной
части Пелопоннеса территорию, на
побережье которой не было
удобных гаваней. В стране господствовало
земледелие, опирающееся на труд
рабов. Незначительное полусвободное
неполноправное население в большинстве
своем относилось . к ремесленникам.
Девять тысяч семейств рабовладельцев
держали под своей властью
более 250 тысяч порабощенного
населения. Эксплуатация рабов
в Спарте носила жестокий характер,
и рабы нередко восставали. Жизнь
спартиатов была подчинена главному
требованию — быть в состоянии
военной готовности, проявлять жестокость
и насилие по отношению к
рабам [4, с. 10].
В условиях
самобытной культуры уже в
3-м тысячелетии до н.э. на
Крите зародился вид письменности,
восходивший к пиктографическим
знакам, к протошумерской письменности
и отражавший потребности храмов
и дворцовых хозяйств. В середине
2-го тысячелетия до н.э. в
этом регионе получает распространение
слоговое письмо, которым владели
не только жрецы, но и служители
царских дворцов и даже богатые
горожане. В критском письме уже
появились знаки для передачи
как согласных, так и гласных
звуков, другие признаки постепенного
перехода к алфавитному письму.
Подобно
древневосточным цивилизациям, первоначально
центры обучения создавались
здесь при храмах и царских
дворцах. Культурное развитие
в Древней Греции и на Крите
было задержано вторжением с
Балкан в XII–XI вв. до н.э. дорийских
племен, воинственных обитателей
периферии греческого мира. Воспитание
и обучение юношества в Греции
в IX–VIII вв. до н.э. отражено
в эпических поэмах «Илиада»
и «Одиссея», авторство которых
по античной традиции приписывается
легендарному древнегреческому
поэту Гомеру. Школьных форм обучения
гомеровская Греция еще не знала, но
внимание к воспитанию детей было большим.
Сложился образ совершенного человека,
личности развитой умственно, нравственно
и физически. В воспитательной практике
этим идеалом руководствовались как педагогической
целью. В период расцвета Эллады, в VI–IV
вв. до н.э., ведущую роль среди составлявших
ее мелких государств-полисов играли Афины
в Аттике с республиканским строем правления
и Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся
царями, власть которых существенно ограничивалась
Советом старейшин – герусией. Эти два
полярных полиса, города-государства,
дали два различных образца организации
воспитания в древнегреческом мире
[3, с. 51].
2. Воспитание в
Афинах и Спарте
Среди государств-полисов
Эллады особо выделялись республиканские
Афины и авторитарная Спарта. Эти государства
не только представляли различные политические
системы, но и во многом олицетворяли противоположные
принципы воспитания обучения [1, с.
15].
В Спарте
воспитание осуществляло государство,
оно преследовало задачу готовить
из детей спартиатов воинов, стойких
и закаленных, будущих рабовладельцев
[4, с. 10].
Сущность
образования для спартиатов определялась
необходимостью подготовки членов
военной общины со всеми вытекающими
отсюда особенностями. Именно
в Спарте считали, что в деле
формирования человеческой личности
огромную роль играет целенаправленное
воспитание и обучение. При этом
интересы государства ставились
выше интересов личности и
индивидуальной свободы гражданина,
так как Спарта была полисом
со строгими государственными
традициями. Поэтому и вся система
обучения истинных спартиатов
носила «традиционный» характер
и подчинялась строгому контролю
со стороны старейшин — эфоров.
Кроме этого, следует особо
отметить, что система спартанского
образования носила строго сословный
(кастовый) характер и была связана
со сложившимся четким разделением
населения полиса на три социальные
группы:
- истинные
спартиаты — господствующая группа
полиса, выполнявшая управленческие
и военные функции;
- периэки
(дословно — «живущие рядом»)
— смешанное население, которое
сохраняло личную свободу, владело
собственностью, обязано было нести
воинскую повинность, но не имело
политических прав;
- илоты
— основная масса порабощенного
населения, подчиненная не отдельной
личности, а государству («общественное
рабство») и одновременно сохранявшая
определенную хозяйственную самостоятельность
[6].
Общественная
жизнь в Спарте была полностью
подчинена военным целям. Поэтому
основное внимание уделялось
военному обучению, которое носило
ярко выраженный сословный характер
и было связано лишь с одной
социальной группой — истинных
спартиатов; остальные сословия
были лишены права на получение
целенаправленной государственной
подготовки. Основным типом образовательных
учреждений в Спарте были школы-общежития
— своеобразные молодежные коммуны,
которые одновременно давали
подрастающему поколению и воспитание
и образование [6].
С 7 лет
мальчики-спартиаты, жившие до
этого времени дома, помещались
в особого рода государственные
воспитательные учреждения, где
проходило их воспитание и
обучение. Это были специальные
детские отряды или военизированные
лагерях — илы и аггелы, в
которых нередко находилось достаточно
много воспитанников., где воспитывались
и обучались до 18 лет [6]. Руководителем
их назначался известный властям
человек— педоном. Особое внимание
обращалось на физическое воспитание
подростков: их закаляли, приучали
переносить холод, голод и жажду,
выносить боль. Много внимания
уделялось военно-гимнастическим
упражнениям. Юных спартиатов
учили бегать, прыгать, метать
диск и копье, бороться, пользоваться
приемами рукопашного боя, петь
воинственные песни [4, с. 10].
Физическое
воспитание в Спарте заключалось
в освоении гимнастики и орхеистики.
Гимнастика включала в себя
бег, прыжки, плавание, метание, игры
в мяч, охоту, верховую езду,
единоборство и другие виды
физических упражнений. Орхеистика
— обучение военным танцам
на основе пластичных и выразительных
движений под музыку кифары
и других музыкальных инструментов,
имитировавших действия во время
борьбы, а также хоровым упражнениям,
изображавшим мистические обряды
и религиозные ритуалы [6].
Их воспитание
преследовало только одну цель:
беспрекословное послушание, выносливость
и науку побеждать. Главной
задачей было воспитание презрения,
безжалостности к рабам у подрастающих
рабовладельцев. С этой целью они принимали
участие в так называемых криптиях, т.
е. ночных облавах на рабов, когда отряд
молодых спартиат оцеплял какой-либо городской
квартал или район вне города и убивал
любого раба-илота [4, с. 11].
Нравственное
и политическое воспитание давалось
во время специальных бесед
государственных руководителей
с молодежью, которой они рассказывали
о стойкости и мужестве предков
в борьбе с врагами отечества,
о героях. Детей приучали к
четкости и краткости ответов
(«лаконическая речь») [4, с. 11].
От 15 до
20 лет — юноши, посвященные
в члены общины, получали некоторые
гражданские права и становились
эйренами, основные функции которых
состояли в оказании помощи
пайдономам в воспитании младших
подростков. На этом же образовательном
этапе юношей начинали знакомить
с основами эстетического воспитания,
а именно: обучали навыкам пения
и музыки. Особое внимание уделялось
также нравственному, патриотическому
воспитанию. Продолжалось обучение
различным видам военного искусства.
От 20 до
30 лет — эйрены продолжали
военно-патриотическое обучение, постепенно
становясь полноправными членами
государства-полиса [6].
На всех
этапах воспитания и приобщения
к общественным законам дети
обязаны были строго соблюдать
все полисные законы, всячески
проявляя свою покорность, послушание,
подражание и беспримерное уважение
к старшим. Каждый юноша видел
в муже или старце своего
учителя и второго отца и
обязан был полностью ему подчиняться.
Иностранцы нередко отмечали: «Только
в Спарте приятно стариться!»,
«Другие греки только знают
о приличии, одни спартанцы выполняют
его!» По свидетельству Плутарха
и сохранившимся произведениям
этого периода мы можем судить
о том, что в Спарте сущность
образования заключалась не в
обучении, а воспитании — и
прежде всего нравственном и
физическом. Поэтому в аггелах
как своеобразных «школах послушания»
учащихся упражняли «в искусстве
повелевать и подчиняться», а предметам
традиционного обучения уделяли минимум
времени, только исходя из практических,
жизненных и бытовых целей. Поэтому в образовательные
программы входили спортивные упражнения
и упражнения в военном искусстве, нравственные
беседы [6].