Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:35, дипломная работа
Цель данной работы: изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в результате общения педагога с детьми.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и развитию общения у детей.
2. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
4. В процессе общения педагога с детьми раннего возраста сформировать культурно-гигиенические навыки.
5. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Введение.
Глава I. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
§ 1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.
§ 1.2. Программное содержание педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
§ 1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Глава II. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников второй младшей группы.
§ 2.1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.
Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.
§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.
Глава III. Общение педагога с детьми в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.
Заключение.
Список использованной литературы.
Один ребенок (в-10%) сам умывает лицо, четверо детей (с-40%) пытаются мыть лицо, но делают это не умело, пять человек (н-50%) не умеют мыть лицо.
Один ребёнок (в-10%) хорошо вытирает лицо и руки, вешает полотенце не место; четверо детей (с-40%) пытаются вытирать лицо и руки, но делают это не достаточно хорошо. Пять человек (н-50%) не знают как вытирать руки и лицо, и не могут повесить полотенце на место.
Диагностика навыка культуры еды у детей 2 младшей группы.
Хорошо держать ложку могут 5 детей (в-50%), четверо детей (с-40%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую и один ребенок (н-10%) не умеет держать ложку.
Двое детей (в-20%) откусывают от кусочка хлеба аккуратно не кроша его, пять детей (с-50%) не очень аккуратно кушают хлеб, трое детей (н-30%) не умеют кушать хлеб, крошат его.
Шестеро детей (в-60%) едят за столом молча, трое детей (с-30%) иногда разговаривают за столом во время еды, и один ребенок (н-10%) не умеет вести себя за столом.
Трое детей (в-30%) говорят после еды «спасибо» без напоминания, четверо детей (с-40%) не всегда благодарят после еды, и трое детей (н-30%) не говорят спасибо.
Двое детей (с-20%) пытаются пользоваться салфетками после еды, восемь детей (н-80%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.
Диагностика навыка раздевания и одевания у детей 2 младшей группы.
Пытаются расстёгивать пуговицы пятеро детей (с-50%), пятеро человек (н-50%) не умеют расстёгивать пуговицы.
Снимает самостоятельно платье один ребёнок (в-10%), четыре человека пытаются снимать брюки и платье, но делают это с помощью взрослых (с-40%), и пять детей (н-50%) не умеют самостоятельно снимать платье и брюки.
Выяснилось, что аккуратно повесить одежду на стул дети не могут, пять человек (с-50%) пытаются складывать одежду на стульчик и пятеро детей (н-50%) оставляют одежду там где сняли.
Пятеро детей (в-50%) самостоятельно снимают обувь, двое детей (с-20%) пытаются снимать обувь и трое детей (н-30%) не умеют снимать обувь.
Четверо детей (в-40%) самостоятельно снимают колготки и носки, двое детей (с-20%) пытаются самостоятельно снимать колготки и носки и четверо детей (н-40%) не умеют снимать колготки и носки.
Двое детей (в-20%) могут одеть на себя одежду в обратной последовательности, четверо детей (с-40%) пытаются одеваться но путают последовательность и четверо детей (н-40%) не умеют одеваться.
Диагностика навыка умения пользоваться носовым платком у детей 2 младшей группы:
Достать платок из кармана могут все дети (в-100%), но развернуть платок могут только трое детей (в-30%), пять детей (с-50%) пытаются развернуть платок, двое детей (н-20%) не могут развернуть платок. Использовать платок по назначение может только один ребенок (в-10%), семь детей (с-70%) пытаются использовать платок по назначению, двое детей (н-20%) используют платок не по назначению. Двое детей (в-20%) могут сложить платок, шесть человек (с-60%) пытаются сложить платок, двое детей не пытаются сложить платок (н-20%).
Четверо детей (в-40%) убирают платок в карман, четверо детей (с-40%) пытаются убрать платок в карман, двое детей (н-20%) не могут убрать платок в карман.
Анализ результатов показал следующее:
2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.
Исходя из результатов диагностики исследования, была разработана программа по формированию культурно-гигиенических навыков (Приложение 2 табл. №2).
Для успешного формирования
культурно-гигиенических
В ходе формирующего этапа
эксперимента были разработаны мероприятия
по формированию у детей экспериментальной
группы культурно-гигиенических
На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков были постоянными, а методические приемы, которые мы использовали, периодически изменялись. « Будем умываться» - говорили мы в начале года и показывали всё: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учили пользоваться полотенцем, вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводились под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствовались культурно-гигиенические навыки у детей, формировались привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина. Часто использовали потешки: «Водичка, водичка…..», «Кран откройся, нос умойся», «Чище мойся - воды не бойся…» и другие. Учили детей следить за своим внешним видом, например перед музыкальным занятием, предлагалось каждому посмотреть в зеркало и поправить неполадки в одежде, причёске.
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечали, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляли таким детям всё больше самостоятельности. Переходили от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Старались чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по самообслуживанию. Старались воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Учили их проявлять внимание к тем, кто рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшее полотенце и повесить его на место.
Воспитывая нормы поведения за столом, старались использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учили, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учили детей пользоваться салфетками.
Оценивая поступки детей, старались давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше. Положительная оценка давалась в тех случаях, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. При одевании детей на улицу использовали наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате. Для лучшего запоминания порядка одевания, использовали дидактические игры: «Кукла Маша идет на прогулку», «Что сначала, что потом». Проводили работу с родителями, консультации для родителей, что бы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.
При формировании культурно-гигиенических
навыков в своей группе, мы применяем
показ, пример, объяснение. Использовали
игровые приемы, художественное слово,
дидактические игры. Формирование культурно-гигиенических
навыков осуществляться детским
садом в тесном контакте с семьей.
В нашей группе единая линия в
требованиях, в создании условий, которые
совершенно необходимы для выработки
и закреплении у детей
Мы никогда не прибегали к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным мерам, которые обижают, пугают или унижают ребенка. Например, когда малыш отказывался есть, идти в туалет, ложиться спать, мы старались мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи, давали возможность малышу побыть одному.
В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные.
Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием «Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик». Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.
В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.
Существенной частью педагогического
процесса по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей раннего
Знание особенностей состояния
нервной системы каждого
Широко использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки), рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. Так как культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. К концу года проводилось повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков, после проведения мероприятий по их формированию. Для проверки эффективности проделанной нами работы был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента.
Данные отражены в таблице 3 (Приложение 3).
После проведённой работы,
была проведена повторная
Диагностика навыка мытья рук и умывания:
Так, закатывать рукава научились все дети (в-100%), смочить руки водой также могут все дети (в-100%), взять мыло и намылить руки до появления пены могут почти все дети (в-90%), только один ребёнок (с-10%) берёт мыло, но затрудняется сам намылить руки. Мыть руки сами могут семь детей в-(70%), трое детей (с-30%) справляются недостаточно хорошо. Девять детей (в-90%) смывают сами мыло с рук, один ребёнок (с-10%) не может сам хорошо смыть мыло с рук. Все дети (в-100%) научились мыть лицо. Восемь детей (в-80%) научились вытирать лицо и руки насухо, двое детей (с-20%) вытирают руки и лицо полотенцем недостаточно хорошо.
Диагностика навыка культуры еды: