Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:13, реферат
Цель изучения раздела:
Формирование понимания слушателем сущности менеджмента:
как сферы деятельности;
как профессии.
Отправляясь работать в зону военных действий, человек обязан реально оценить свои возможности. Клиенту мы пытаемся дать иллюзию контроля над будущим, над ситуацией, сознания своей возможности владеть ситуацией и воздействовать на нее, в результате чего меняется его поведение. Но такая иллюзия и у самого психолога должна быть чрезвычайно сильна. Уж не знаю, признак это здоровья или нездоровья, но здесь,скорее, идет речь об особенностях нервной системы, которые позволяют работать в экстремальной ситуации.
Всем известно, что если спокоен терапевт, то спокоен и его клиент. Ресурсным якорем, который необходим в начале любой работы, может послужить просто полуобъятие психолога. Если же обнимающий клиента специалист трясется, его руки потные и холодные, вряд ли его якорь будет ресурсным.
Психолог и клиент -это где-то модель отношений матери и ребенка. Известно, что, работая с травмированным ребенком, необходимо также поработать с его мамой, если она есть. Иногда встречались села, которые были задеты бомбежками только краешком, и человеческих жертв там не было. Но ребенок из такого села мог оказаться куда более травмированным, чем беспризорник (приходилось работать и с детскими домами), ставший непосредственным очевидцем драматических событий и видевший изуродованные трупы. Почему? Потому что мама из относительно благополучного села привыкла рвать на себе волосы и голосить. И противоположный пример: женщина вывела своих двоих малолетних детей из-под обстрела спокойно и по-деловому. Малыши после этого были абсолютно адекватны и уравновешены. То, что творилось тогда вокруг них, они восприняли скорее как интересное приключение, лично им ничем не угрожавшее. То есть восприятие ребенком событий почти полностью идет через призму мамы.
Психолог и клиент находятся в таком же тончайшем раппорте. Клиент невольно, как в модели взаимодействия матери и ребенка, начинает воспринимать события через призму невербального отношения к ним психолога. И чем спокойнее психолог, а его спокойствие, безусловно, должно быть положено на его личную веру, чем глубже внутри себя он верит, что все есть и будет хорошо, тем больше у него шансов оказать клиенту эффективную помощь.
Иногда
случалось работать с совсем маленькими
детишками, лет четырех, которые к тому
же почти не понимали языка. С ними приходилось,
идя от калибровки, пользоваться "ресурсами",
находящимися непосредственно вокруг:
"А ну-ка, посмотри в окошечко, видишь,
какое ласковое доброе солнышко, а? (дальше
шепотом) Как хорошо…" - оп! Заякорили
состояние. "А откуда тебе бывает страшно?
(откалибровали направление взгляда) Ах,
вот откуда! Давай мы это отодвинем подальше-подальше-подальше…(
У
детей часто травматическое событие находится
в аудиальной системе. Тогда эффективен
аудиальный "взмах". Например, девочку
восьми лет постоянно, как галлюцинация,
преследует звук самолета. Взрослые - родители
и врачи - уже успели изрядно напугать
ребенка, убеждая его, что все это ему кажется,
но для девочки это реальность. Она плачет:
"Что же, получается, что я сумасшедшая,
раз мне все это кажется?" Понятно, что
здесь первым делом надо ребенка успокоить
и войти в раппорт с симптомом, сказав:
"Конечно, это тебе не кажется. Просто
твои ушки стали гораздо лучше слышать
и теперь улавливают звук, который где-то
очень-очень далеко. Поблагодари же скорее
за это свои ушки". Девочка сразу же
успокаивается, значит 80% работы уже сделано:
контакт с симптомом найден. А дальше ей
говоришь: "Ведь у тебя есть любимая
мелодия, правда? Давай-ка ее послушаем".
Она начинает слушать и говорит: "Звук
самолета все равно есть". "Конечно,
есть. Поблагодари его за то, что он есть,
мы с ним еще обязательно пообщаемся, а
сейчас попроси его подождать только одну
секундочку, а потом пусть опять возвращается".
По калибровке отслеживаем ту единственную
секундочку, когда девочка слышит только
любимую мелодию и мгновенно ловим этот
момент на якорь.
-Ой, не слышу самолета…
-Конечно, не слышишь. А сейчас - слышишь
(отпускаю якорь).
-Слышу…
-А сейчас - опять не слышишь (возобновляю
якорь).
-Не слышу…
-А теперь - опять слышишь, а теперь - опять
не слышишь, а теперь…и т.д.
Получается своеобразная игра. Якорь то
отпускается, то возобновляется, и девочка,
соответственно, то слышит звук, то не
слышит. Она вдруг понимает, что с этим
звуком можно играть, он ей уже не страшен,
он стал партнером по игре, девочка смеется.
Дальше девочке говорится: "А теперь
мы познакомим твою любимую мелодию с
этим звуком. Сейчас, пока я тебе объясняю,
ничего не делай, но как только я скажу
"раз-два-ТРИ!" - мелодия станет громкой-громкой
и полетит туда, к тому звуку, обнимет его,
закроет, познакомится с ним". Делаем
это. На счет "ТРИ" я, естественно,
возобновляю якорь. Получилось.
-Ну-ка, вернись сюда. Как там поживает
наш звук? Послушай-ка его.
- Он что-то далеко, и его плохо слышно.
- Да что ты говоришь! А ну-ка, давай его
тогда догоним и еще раз обнимем. Раз-два-ТРИ
-полетели!.. Ну, как он?
-А его нет…
-Нет? Значит он отправился куда-то путешествовать
далеко-далеко. Давай пожелаем ему счастливого
пути…
Мы не ссоримся с симптомом, мы с ним обращаемся
очень нежно и ласково, мы его приручаем,
а затем с ним работаем. В конце необходима
экологическая проверка: слышит ли ребенок
реальный звук самолета? Вскоре пролетает
самолет, девочка его слышит, значит все
в порядке, и этого ребенка можно отпускать.
Это был пример аудиального "взмаха".
В общем-то ничего нового: один из возможных
вариантов нормального "взмаха",
только перенесенного в аудиальную систему.
И вся работа, естественно, строится на
рефрейминге. Рефрейминг перед началом
работы, рефрейминг в начале работы, по
ходу работы и в ее конце. И не только в
этой работе, а во всех. Так, мальчикам
в начале приходилось "напоминать",
что самая большая смелость - это честно
сказать, чего ты боишься. После такого
"напоминания" мальчики сразу же
"смелели" и выкладывали свои страхи
начистоту.
Совершенно необходимо сочетание техник с сохранением чувства реальности. Как-то раз мы с мальчиком на лавочке в чудесном садике работали с боязнью чистого голубого неба. Но когда страх прошел, и его уже можно было отпускать, над нашей головой пролетела шальная пуля и сбила ветку на яблоне. Пролетела она значительно выше нас, сантиметров на 30-50. Такое нередко случается, дело обычное, но надо как-то отреагировать. Говоришь ему: "Видишь, как удачно пулька пролетела, видишь, как веточку высоко сбила?" - "Вижу". "Здорово. А если бы пулька пролетела ниже, что бы мы с тобой сделали?" - "А ты не знаешь?" - "Не знаю, покажи". Он показывает, и мы с ним начинаем ползти, и ползем, ползем, ползем в укрытие. Таким образом мальчик безболезненно для себя проигрывает возможную в будущем опасную ситуацию, реагируя на нее спокойно и адекватно.
Иногда у ребенка наблюдается беспричинная агрессивность: например, лупит двухлетнюю сестренку, на маму может руку поднять, хотя в чеченском менталитете это совершенно недопустимо. Когда ко мне в первый раз обратились с таким случаем, в голове всплыла фраза из учебника психиатрии о том, что если у ребенка гиперактивность с дефицитом внимания, то у него проблемы с тормозными функциями. Это дало идею о развитии тормозных функций метафорически. Мальчику дается метафора машинки - у нее пять скоростей, газ и тормоз. У меня - другая "машина". Ребенку предлагается играть: сначала будет первая скорость, потом вторая, затем третья, четвертая и - ТОРМОЗ! Команды дает психолог. Затем добавляются повороты направо, налево, развороты, все это перемежается с переключением скоростей. В любой момент я могу сказать ему "ТОРМОЗ!", и он должен сразу же затормозить. Я его в начале дублирую со своей машиной, подстраховывая и приучая к точности выполнения команд. И так мы увлеченно гоняем свои машины минут пятнадцать. Затем уже он сам дает мне команды, какие хочет, дублируя меня, приучаясь быть внимательным к партнеру, и одновременно это метафорически взгляд на себя из третьей позиции. Я подзуживаю его, чтобы он говорил мне "ТОРМОЗ!" как можно неожиданнее. Когда мальчик достаточно хорошо освоил этот второй этап, ему предлагается давать команды себе самому: "Вторая, разворот, третья - ТОРМОЗ!" Опять же поощряется неожиданное резкое торможение на полной скорости: "Ты должен обмануть меня и скомандовать себе "ТОРМОЗ!", когда я этого совсем не ожидаю". Эффект от техники был очень быстрым. Уже в следующий раз его мама пришла и сказала, что сестренка стала капризничать (а она, судя по всему, тоже фрукт еще тот), но наш мальчик, вместо того, чтобы треснуть ее, как бывало, стал ей говорить: "Ну пожалуйста, ну давай…" О том, чтобы поднять руку на маму, уже и речи быть не могло.
Вообще метафора замечательно работает с детьми, в частности, активно проживаемая метафора. Если, например, мальчика мучает постоянный кошмар с горящим домом и доносящимися оттуда криками людей, мы, для начала подстраховывая ребенка ресурсным якорем, воспроизводим страшный образ на расстоянии и запускаем туда неизвестного друга, который ловок, неуязвим, бесстрашен. И вот он уже тушит пожар из огнетушителя, начинает вытаскивать из дома раненых людей. Как только по калибровке становится понятно, что мальчик уже сам готов войти внутрь и начать помогать своему другу, надо немедленно предложить ему это сделать. Если так и оставить ребенка в третьей позиции, мы, очевидно, прекратим этот кошмар, но если мы дадим ребенку самому поучаствовать в опыте и прожить его по всем трем системам, то мальчик получает необычайно ресурсный опыт активного преобразования действительности. И вот друзья помогли людям выбраться из дома, вот они уже поймали машину Красного Креста, и раненых увозят в больницу. Вот они пришли их навестить и принесли им всяких подарков и вкусных вещей. Пока люди лечатся в больнице, друзья отстраивают им новый дом на месте сгоревшего, обсаживают садом. Для этого мальчика сильным ресурсом были помидоры, и он все вокруг дома засадил помидорами. И, наконец, семья заселяется в новый чудесный дом. После такой работы, проделанной ребенком, повторение кошмара невозможно. Ребенок уже не может увидеть первоначальную картинку с криками.
Иногда бывает менее конкретное метафорическое выражение кошмара: "Крокодилы едят маму". С этой сказкой еще удобнее работать, поскольку появляется простор для введения любимых сказочных героев или, еще лучше, ресурсных фантастических персонажей собственного воображения ребенка. Принцип работы один и тот же: нынешняя метафора при помощи другой, созданной по ходу, превращается в новую метафору, которая, в отличие от первой, является для ребенка ресурсной. Техника активно проживаемой метафоры хорошо работает как с детьми, так и со взрослыми, в частности, когда речь идет о работе со смертью. На этом стоит остановиться подробнее.
Во время войны чаще всего в воспоминаниях клиента остается изуродованное тело друга или близкого родственника. Обычно человек просит: "Помоги забыть". На что необходимо сразу же сделать рефрейминг: "Память -прекрасное свойство человеческой души. Только помнить можно по-разному. Ты хочешь вспоминать о близком тебе человеке так, чтобы ему от этого было хорошо там, а тебе - здесь? Сейчас мы это сделаем реально, а работать будешь ты".
Сначала
близкого человека надо похоронить, потому
что, очевидно, на уровне бессознательного
этого еще сделано не было. Клиент сам
выбирает место для могилы (лес, поле, берег
моря). Пейзаж должен быть очень спокойным.
Клиент окружает могилу по своему усмотрению:
деревья, птицы, цветы, время года. Похоронили.
Затем предлагается увидеть ушедшего
таким, каким он был при жизни, в привычной
для него обстановке, за привычным делом
(мытье посуды, рубка дров). В этот момент
обычно идет бурная эмоциональная реакция.
Ничего, пусть будет, до буйства никогда
не доходило. Конечно, психолог контролирует,
следит за происходящим, возможно, мягко
поглаживает по спине. Когда основные
эмоции изольются, клиенту говорится,
что сейчас у него есть возможность сказать
близкому человеку, вслух или про себя,
все, что он чувствует к нему и в связи
с его уходом. Часто при этом завязывается
диалог, ушедший начинает отвечать, причем
ни разу не было случая, чтобы он оттуда,
где он сейчас есть, сказал что-нибудь
не то. Психолог дает диалогу спокойно
течь, потихоньку направляя его и подводя
к моменту ответственности живого перед
ушедшим, которую первый готов на себя
взять: "Что ты можешь сделать в этой
жизни, чтобы там ему было от этого хорошо
и спокойно?" Если, например, у матери
погиб взрослый сын, она берет на себя
ответственность перед ним воспитывать
его детей так, как если бы это делал он.
Чаще всего ушедший как-то дает понять,
вербально или невербально, что ему это
нравится. После возложения живым на себя
ответственности (хорошая страховка от
суицида) ушедшему посылаются ресурсы.
И обязательно надо превращать слова в
конкретные значимые образы. Например:
-Что бы ты сейчас хотел ему туда послать
вместе со своей любовью?
-Вечность…
-Вечность…В виде чего?..
-В виде Млечного пути…
После этого нужно помочь проводить ушедшего.
Обычно близкий человек спокойно уходит
сам, но иногда надо мягко помочь клиенту
его отпустить, использую пресубпозицию,
подразумевающую этот уход: "Посвети
ему вслед…Освети его путь…Свети ему,
пока он еще нам отсюда виден…Когда он
уходит, ты, наверное, начинаешь понимать
или уже понял, что чем дальше он уходит,
тем ближе он становится, как Бог, который,
казалось бы, так далеко, и в то же время
нет никого, Кто был бы к тебе ближе…"
Как такая работа влияет на поведение человека? Просто, вспоминая о погибшем близком человеке или нескольких людях, клиент видит не изуродованные трупы, как раньше, а голубое небо, звезды или белый свет и говорит об этих близких людях, улыбаясь. Описанная техника занимает от полутора до трех часов, и одного сеанса обычно бывает достаточно. На этой почве поначалу случались стычки с психиатрами. Например, один раз я работала с женщиной, у которой на глазах расстреляли в упор сына. Это была хозяйка дома, в котором располагалась наша миссия. Работали мы с Тамарой очень серьезно около двух с половиной часов, после чего она вышла подавать ужин, впервые за все это время улыбаясь и разговаривая (до этого она была полгода в депрессии). Психиатры сказали мне: "Отлично поработала. Теперь возьми диазепам и пусть она некоторое время его принимает". Я, конечно, возмутилась: "Ребята, какой диазепам?! Ее бессознательное только что проделало колоссальную работу, и результат вы видите, неужели вы хотите все это угробить таблетками?" - "Но ты же работала с ней только один сеанс!" - "Один раз, но это были два с половиной часа интенсивной работы" - "Мы, конечно, верим в твои таланты, но не до такой степени". Им бесполезно доказывать, что это НЛП, такой метод, а я здесь не более чем исполнитель. Не верят, не могут понять. Это полностью идет вразрез с тем, чему их всю жизнь учили, что является их профессиональной базой, которой соответствует богатый профессиональный опыт. А это были действительно сильные профессионалы, к тому же значительно старше меня. Что ж, приходится ответить в их модели мира: "Мой пациент, не трожь!" Это они понимают. Дальше я вежливо обещаю, что если через неделю будет ухудшение, я сама попрошу диазепам. Потом они с удивлением видят, что ухудшения нет, что состояние женщины становится только лучше, в ней все больше просыпается активность и общительность, настроение стабильное. Кстати говоря, ребята очень скрупулезно следили за стабильностью моих результатов в НЛП. За действие своих таблеток они были спокойны, поэтому там длительность результатов не очень отслеживались, зато к моим клиентам был повышенный интерес. Но "проколов" не обнаружилось, все было хорошо. Как уже говорилось, если психическую травму начать прорабатывать в техниках НЛП своевременно, эффект наступает очень быстро и держится стабильно.
До сих пор речь шла о конкретной работе в техниках НЛП. Сейчас мне хотелось бы немного поменять язык описания и рассказать о четырех моделях взаимодействия терапевта и пациента, которые выявил белорусский психолог из Витебска, кандидат наук Андрей Дорожевец. Они прозвучали в его докладе два года назад на международной конференции, посвященной работе с жертвами техногенных и природных катастроф. Доклад назывался "Когнитивные модели преодоления кризисных ситуаций".