Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:24, курсовая работа
Цель работы - выявить особенности использования поэзии в работе с детьми пятилетнего возраста.
Цель требует решения следующих задач исследования:
- рассмотреть особенности восприятия дошкольниками литературных произведений
- проанализировать задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
- выявить значение поэзии в развитие речи детей пятилетнего возраста
- рассмотреть методики работы с поэзией в детском саду.
Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 5
1.1. Значение поэзии в развитие речи детей 5
1.2 Особенности исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 8
Выводы 14
Глава II. Практические аспекты использования поэзии в развитии речи старших дошкольников 16
2.1. Методика художественного чтения и рассказывания детям 16
2.2. Методика заучивания стихотворений 25
Выводы 32
Заключение 34
Список используемой литературы 37
На основе особенностей
восприятия выдвигаются
Кратко остановимся
на возрастных особенностях
В среднем дошкольном
возрасте происходят некоторые
изменения в понимании и
По словам К. И. Чуковского,
начинается новая стадия
В старшем дошкольном
возрасте дети начинают
В исследованиях отмечается,
что у ребенка 4 – 5 лет начинает
в полной мере функционировать
механизм формирования
Умение воспринимать
литературное произведение, осознавать
наряду с содержанием и
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека [13].
Задачи и содержание
ознакомления детей с
Обобщенно эти задачи
можно сформулировать
1. воспитывать
интерес к художественной
2. формировать
первоначальные представления
3. воспитывать
литературно-художественный
4. улавливать
музыкальность, звучность, ритмичность,
красоту и поэтичность
У детей формируют
также способность элементарно
анализировать содержание и
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе [4]. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки
детей к литературному
В современных вариативных
программах раскрываются
Для решения задач
всестороннего воспитания
При отборе книг
надо учитывать, что литературное
произведение должно нести
При выборе книг
учитывается также единство
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других [1].
Разработано несколько критериев:
1. идейная
направленность детской книги. Идейность
обусловливает соответствие
2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5 конкретные педагогические задачи [14].
Критерии отбора дают
возможность определить круг
детского чтения и
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения
русской и зарубежной
3. Произведения
современной русской и
Требования современной
жизни, педагогической науки
Круг детского чтения
составляют произведения
Ежегодно издается
много новой литературы для
детей, за выходом которой
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Характерной особенностью детей 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.
В этом возрасте дети с помощью поэзии не только развивают свою речь, но и начинают воспринимать поэзию как искусство, поэзия способствует духовному развитию ребенка, развивает у детей нравственные, патриотические качества.
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
Основными методами являются следующие:
1. Чтение
воспитателя по книге или
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование.
Этот метод можно
4. Заучивание
наизусть/Выбор способа
Традиционно для работы с поэзией можно использовать чтение воспитателя по книге или наизусть и заучивание стихов наизусть[24].
Остановимся на этих методиках подробнее.
М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение
или рассказывание одного
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (два стихотворения о медведях). Можно объединять произведения одного жанра (два стихотворения с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
·
чтение литературного
·
чтение (лучше поэтического
На подобных занятиях
учитывается сила воздействия
произведений на эмоции
4. Чтение
и рассказывание с
·
чтение и рассказывание с
· настольный театр (картонный или фанерный, например по стихотворению Чуковского «Айболит»);
· кукольный и теневой театр, фланелеграф;
· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
·
оно может быть логически
·
чтение может быть
Информация о работе Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией