Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:18, курсовая работа
Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.
- коллективной творческой работы.
Обучение изобразительному искусству позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению групповой комнаты, приемной, при создании изделий декоративно - прикладному искусства из доступных материалов.
Использование в педагогическом процессе все группы задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством мы тем самым, с одной стороны, помогаем детям легче и быстрее усвоить все то, чему мы их обучаем, а с другой стороны, мы сами себе помогаем в организации и планировании педагогического процесса.
Рассмотрим место проблемы приобщения детей к искусству в программах ДОУ.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) эта задача сформулирована конкретно - формировать у детей первые представления об искусстве, способности воспринимать его.
В основу методики знакомства детей с изобразительным искусством положены идеи и рекомендации советских учёных: В.В. Волкова, Н.П. Сокулиной, В.А. Езикеевой, Е.В. Лебедевой.
В «Программу воспитания и обучения в детском саду» включена задача: знакомить детей с видами изобразительного искусства - живописью, графикой, скульптурой малых форм, декоративно - прикладным искусством. Каждому из этих видов присущи свои средства выразительности, всесторонние раскрывающие художественное содержание произведения, ценности которых дети поймут при систематическом педагогическом руководстве.
По развитию детей можно разделить на три уровня:
Первый уровень (младший дошкольный возраст). Мотив оценки художественного произведения носит предметный или сюжетный характер - дети лишь перечисляют изображения, затрудняются дать развернутый рассказ по картине. Оценка произведения ограничивается практической направленностью («Яблоко на картине понравилось, потому что оно вкусное»).
Второй уровень (средний дошкольный возраст). Дети понимают содержание произведения, видят и называют некоторые выразительные средства (форму, цвет, сочетание цветов, некоторые композиционные приемы), но оценка носит поверхностный характер.
Третий уровень (старший дошкольный возраст). Дети уже улавливают не только внешнюю характеристику художественного образа, элементарно понимают замысел художника, эстетически переживают, наслаждаются его красотой.
В соответствии с данной характеристикой и определены программные задачи, которые претворяются как на занятиях (со старшей группой знакомству с изобразительным искусством отводится целиком одно занятие в месяц), так и в процессе самостоятельной деятельности детей и проходят во взаимосвязи с обучением рисованию, лепки, аппликации.
В программе «Радуга» желтым цветом радуги дошкольного детства наделяется изобразительная деятельность и художественный труд. В дошкольном детстве процесс развития художественной культуры и формирование основ личности связан с воздействием народного искусства. В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно - прикладного искусства. Детей приучают рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла, тканые полотенца и др. Ребенку предоставляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщения и созданию рисунков и объемных изображений с помощью карандаша, красок, глины и других материалов.
В программе «Детство» четко заявлена ориентация на проблему «Дети в музее». Цель подобной работы - приобщение ребенка к народному декоративно - прикладному искусству, отечественной и мировой классике изобразительного искусства. Восприятие художественных произведений в подлинниках, живого рассказа о них, архитектурно - художественного интерьера музея, погружение в его особую ауру приобщают ребенка к уникальным ценностям искусства, формируют его художественную культуру.
Программа рекомендует с 3-х до 5-ти лет малышей знакомить с декоративностью образов русских сказок, экспонатами музеев игрушки и фольклора. Старшие дети (начиная с 5-ти лет) уже в состоянии почувствовать красоту и обаяние образов русской и мировой классики изобразительного искусства - станкового, монументального, декоративно - прикладного.
Программа «Истоки» рекомендует приобщать детей к миру высокого искусства, знакомить их с уникальными по художественной ценности экспонатами, начиная с шести лет. В качестве обоснования приводится следующая характеристика возрастных возможностей: старшие дошкольники способны понять разнообразные виды музеев; они осознают их фонды через серии открыток, иллюстрированные альбомы, музейные буклеты; особенно ярко на них воздействует архитектура музейного здания, его внешний вид, интерьеры выставочных залов, репродукции и фотографии произведений живописи, графики, скульптуры.
В программе определены основные задачи воспитания дошкольников через музей: приобщение к культуре в условиях социокультурной музейной среды; приобщение к истории мира, Отечества, родного края; воспитание художественного вкуса и, особенно, его избирательности, т.е. умение оценивать, сравнивать, анализировать классические образцы изобразительного искусства; формирование личности потребности в прекрасном.
Программа «Истоки» формирует конкретные задачи развития детей средствами музейной педагогики. Приоритетной из них является задача формирования «образа музея» как храма искусства, как уникального собрания предметов красоты культурно- исторического значения. Кроме того, развивается художественное восприятие, образное мышление, понимание языка искусства, интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик на их экспозиции, ценностное отношение к их содержанию.
1.4 Принципы отбора произведений искусства для дошкольников
Как строить педагогический процесс приобщения дошкольников к живописи, какие при этом использовать произведения искусства для решения задач эстетического воспитания в детском саду?
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется школьник, что откроется перед его взором, чему удивиться и чем восхититься он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное - он учится сопереживанию.
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.
Перечисленные принципы - это принципы отбора произведений по содержанию. Однако для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте - яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разделенные.
Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.
Картины разных художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображенных предметов и образов, их объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Соблюдение принципа концентричности позволяет воспитателю постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства. Например, на картине «Гости» (художник О.Б. Богаевская) изображен день рождения девочки. Если при первоначальном ознакомлении с картиной выяснялось, что (кто) на ней изображено, какое настроение выражено, о чем рассказывает картина, т.е. дети учились подробно рассматривать детали картины, то в дальнейшем их внимание обращалось на взаимосвязь между содержанием произведения и формой его выражения. При первичном знакомстве раскрывалась внешняя сторона картины, а при повторном - эстетические ее достоинства, внутренняя суть; иначе говоря, педагогическое руководство рассматриванием произведения на этом этапе направлялось на более глубокое осознание ребенком замысла художника.
Итак, для приобщения дошкольников к искусству важно правильно осуществить отбор произведений живописи.
Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей в годы Великой Отечественной войны.
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.). действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.
И еще один важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, - индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.
Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему («Семья» Г.П. Сорогина и «Семья» Ю.П. Кугача). Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому.
Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.
Сегодня, как никогда, одной из основных задач народного является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственно эмоционального опыта детей говорится и в «Концепции дошкольного воспитания»: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков… впервые начинает переживать радость познания… тревогу за другого, гордость за свой успех. Осваивать язык эмоций».
Неисчерпаемым источником развития таких чувств являются произведения портретной живописи. Знакомство с этим видом искусства помогает показать детям лучшие черты человека, развивать у них чуткость, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека.
Но я остановлюсь подробнее на пейзаже. Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.
Каким требованиям должны отвечать пейзажи, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?
Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с живописью