Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа
Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе
7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации
11
1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА
2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией
19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Департамент образования и науки
Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
«Клинцовский социально-педагогический колледж»
Специальность 050704
Дошкольное образование
Курс 4, группа 141
Форма обучения очная
Клинцы
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
3 |
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
|
1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе |
7 |
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации |
11 |
1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина |
14 |
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА |
|
2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией |
19 |
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
38 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
41 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
47 |
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного детства играет важную роль в становлении внутреннего мира ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через художественную литературу ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.
Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах детская художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к детской литературе. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя» [3, с.27].
Кто же вводит ребенка в мир детской литературы? Этим занимаются родители и работники дошкольных образовательных учреждений. Исходя из этого, самым осведомлённым человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к литературе, развития у них интереса к процессу чтения, глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания; социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения; психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, литературное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, одной из приоритетных задач нашего общества является приобщение ребёнка-дошкольника к детской литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к литературе изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры.
Детская литература представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами.
Художник приходит к ребёнку, когда тот ещё не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем.
Иллюстрация в детской книге – это первые произведения изобразительного искусства, с которыми встречается ребёнок с ранних лет. Облегчая восприятие текста, иллюстрация помогает детям его осмыслить; направляет, усиливает и формирует эмоциональное к нему отношение, способствуя развитию эмоциональной отзывчивости, чуткости. Иллюстрации в детской книге имеют немаловажное познавательное значение, пополняя и уточняя знания детей об окружающем: об общественных явлениях, о человеке, о мире природы и многом другом.
Иллюстрации в совокупности с художественным текстом книг влияют на формирование морально-волевых качеств личности ребенка своим нравственным содержанием. Рисунки многих художников детской книги утверждают положительные качества героев и обличают отрицательные без излишнего дидактизма, приучая детей делать выводы самостоятельно. Создатели детской книги, писатели и художники, всё своё творчество подчиняют единой цели – воспитывать ребенка средствами искусства.
Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор его воображению и собственному творчеству.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока недостаточно внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи.
Почти у каждой детской книги есть два автора. Один их них – писатель, другой – художник. Когда называют книгу, знакомую нам с детства, мы, прежде всего, вспоминаем милые, смешные, затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки, а потом уже и текст. Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок.
Книги художника-анималиста Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать. В иллюстрациях Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Исследованием проблемы обогащения знаний о детской литературе через использование художественной иллюстрации занимались Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, В.А. Езикеева, Р.И. Чуднова, Т.А. Репина, В.Я. Кионова, Н.А. Курочкина, Т.Н. Доронова, В.В. Гербова и другие.
Предмет исследования: творчество художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников
о детской литературе
Проблема обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе исследуется в трудах О.И. Никифоровой, Е.А. Флёриной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович, М.М. Кониной, В.В. Гербовой и других учёных.
Детская художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка. Она необычайно расширяет жизненный опыт дошкольника: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что ребёнок, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в реальной жизни.
Н.С. Карпинская справедливо замечает, что дети дошкольного возраста ещё не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребёнка особенно важную роль [7, с.149].
По мнению М.М. Кониной, в процессе ознакомления с художественными произведениями у ребёнка накапливается опыт разнообразных непосредственных переживаний: различно окрашенных эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов [7, с.156].
Л.М. Гурович подчёркивает, что восприятие художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует их словарь на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
На примерах простых, доступных рассказов, сказок дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений [7, с.170].
Художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети из художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране – помогают накоплению социально-нравственного опыта ребёнка [3, с.29].
Таким образом, детская художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности дошкольника. Дети получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – грубости, жадности.
Приобщение дошкольника к классике детской литературы формирует эстетическое отношение ребёнка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, способность сопереживать полюбившимся персонажам.
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у детей речевых навыков. Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями [6, с.51]