Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе

7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации

11

1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


14

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА

2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по искусству.docx

— 109.36 Кб (Скачать файл)

Обогащение знаний о детской литературе тесно связано с восприятием художественных произведений и рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения [30, с. 121].

Учёные считают, что старшие дошкольники проявляют два типа отношения к художественному миру литературного произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа [3, с.40].

О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений [30, с.184].

Старшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; ребёнок не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.

Р.С. Немов отмечает, что для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений. Это умение, естественно, отсутствует у новорожденного ребенка и появляется лишь на определенной ступени развития [21, с.567].

Е.А. Флёрина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях [11, с.97].

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. В.В. Гербова на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становятся для ребенка самоценным. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства [3, с.50].

Таким образом, процесс обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе связан с умением понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, отзываться на образную речь, выразительность интонации.

 

 

 

1.2. Специфика средств художественной выразительности

в книжной иллюстрации

 

Книжная иллюстрация (от лат. illustrare - прояснять) - это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй [18, с.8].

Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.

Н.А. Курочкина справедливо считает, что книжная иллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное – самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Основным художественным средством книжной иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления [18, с.24].

Образ героя - один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несёт ребёнку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Задача художника - удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности [30, с.112].

Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов и др. В. Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета – открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все это происходит на глазах у зрителя.

Принцип В. Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.

В иллюстрациях Ю. Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси - белые, лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это, в каком- то смысле, цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение [16, с.59].

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения. Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

В.В. Гербова отмечает, что особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия [3, с.87].

И.А. Лыкова подчёркивает, что специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги [19, с.32].

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны – от книжки-игрушки, книжки-образа, книжки-ширмы до книжки-тетрадки.

Таким образом, книжную иллюстрацию для детей отличает особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность.

 

 

 

1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина

 

Художник-анималист рисует живую природу, птиц и зверей. Много писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность. Но книги Евгения Ивановича Чарушина всё-таки невозможно не узнать: они такие яркие, живые и самобытные! Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью; его звери всегда очень трогательны и эмоциональны.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно близко не только детям, но и взрослым, потому что не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир. Задача взрослых - научить малыша замечать эту красоту, созидать ее, воспитывать благоговейное отношение к ней [16, с. 153].

Евгений Иванович Чарушин хорошо знал и учитывал тот факт, что ребёнок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует. Гуманизм произведений Чарушина прекрасно «проецируется» на принципы современной психологии и педагогики; они как бы предвосхищены автором еще много лет тому назад. Вот почему творчество мастера не утратило своей актуальности. Оно созвучно времени.

Борис Житков и Самуил Маршак, Владимир Маяковский и Корней Чуковский, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Василий Лебедедев… Евгений Иванович Чарушин в этой замечательной плеяде детских писателей занимает особое место - и писателя, и художника. Его рассказы о животных удивительно выразительны. Чаще всего описание занимает всего несколько строк, но в них поистине «словам тесно, а мыслям просторно».

Так, например, в рассказе «Кошка» в пяти предложениях заложена масса полезной и интересной для ребёнка информации. Яркие, выразительные, образные характеристики проиллюстрированы рисунком на большей части страницы.

 

В иллюстрациях Евгения Ивановича Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым [16, с. 152].   

Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, рысята, лисята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло…Так и хочется потрогать маленьких тетеревят и цыплят, потрепать за уши Томку.

Чарушин стремился понимать животное – понимать его движения и мимику. Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребёнком. С юных лет Евгений Чарушин желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. «На помощь пришло рисование…художник во мне родился всё-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже» [16, с. 150].

Больше всего Евгений Иванович Чарушин любил изображать молодых животных-детёнышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Вот медвежата убегают от трескучей сороки, а на мордочках так и написано: «Вот вырасту - я тебе покажу!» Вот волчата играют - делят добычу, и сверкают глаза, и мягко ступают лапки: скоро они сами пойдут на охоту. А сколько эмоций у котёнка Тюпы - азартно он гоняется за бабочками, обиженно глядит на клюнувшего его скворца, хвост трубой - возмущается маминой заботой: «Я уже не маленький!»

Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. Каждая его иллюстрация индивидуальна, в каждой изображён персонаж со своим характером, соответствующим определённой ситуации.

По мнению исследователя творчества писателя В. Механикова, предмет и образ в творчестве Е.И.Чарушина существуют в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует её и уже через образ снова как бы возвращается к натуре. Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчёркивает её живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы [1, с.123].

Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе