Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе

7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации

11

1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


14

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА

2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по искусству.docx

— 109.36 Кб (Скачать файл)

Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать» [16, с.154].

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка - «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы, хочется пожалеть, защитить.

Для творчества художника характерно удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детёныши животных на обложке книги С.Я.Маршака «Детки в клетке» на первом развороте выглядят как живые. И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом - бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живёт своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей - чувство радости, добра и стремление защитить малыша. Цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна - тонко сочетающиеся чёрные, коричневые, жёлтые, белые мазки, пятна; иногда жёлтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, жёлтые, синие, чёрного цвета совсем немного - только для того, чтобы подчеркнуть отдельные пёрышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого - толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное чёрно-рыжими штрихами гнездо и в нём - орущие воронята.

Чарушин так подробно и конкретно изучал животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждый рисунок не похож на другой, в каждом своя собственная история – определённый характер в определённом состоянии.

Собственная техника лёгкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает чарушинские иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия его создания.

Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаём хищника в оскаленном тигрёнке, видим незащищённость волчонка, задиристость петуха.

В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, - ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог [16, с. 154]. 

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. На иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» по диагонали через белую страницу (снег) - тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес - две ёлочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено чёрным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка...

Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, Евгений Иванович Чарушин придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую лёгкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребёнок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества» [16, с.152].

Анализ произведений замечательного мастера слова и кисти показал: его маленькие рассказы о домашних животных соответствуют программным требованиям развития детей дошкольного возраста.

Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике.

Таким образом, художественные произведения Чарушина - писателя соответствуют программным требованиям развития детей дошкольного возраста. У дошкольника возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать причинно-следственные отношения в окружающем его мире.

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА

 

2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста

с книжной иллюстрацией

 

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает различные формы и методы работы, цель которых - закреплять представления детей о книжной графике, знакомить с иллюстрациями художника Е.И. Чарушина. Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных одним из лучших художников, ребёнок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге - это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Так, Е.А. Флёрина и В.А. Езикеева подчёркивают, что воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображенных на них действиях героев, переживает их радости и печали. Свои чувства он ярко и непосредственно выражает в репликах, жестах, мимике. В зависимости от содержания рисунка, дети то весело смеются, то становятся серьёзными и сосредоточенными [23, с.118].

Когда иллюстрации вызывают интерес, дошкольники проявляют желание рассказывать о них, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы ими иллюстрации в книгах о животных. Причем предпочтение отдается рисункам с изображением зверей, в которых передано полное сходство («как настоящие», «поправдашные», «лохматые»).

Исследования, проведённые В.А. Езикеевой и Т.А. Репиной, подтверждают, что иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение помогает увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» их с помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребенка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения [23, с.125].

Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, считает Н.А. Курочкина, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего – дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, игру фантазии и воображения. Художник-иллюстратор должен уметь разговаривать с детьми «языком» простым, ясным, предельно искренним. Поэтому все, что в иллюстрации мешает выражению главной темы, он убирает ради создания целостности сюжетной композиции. Этим мастерством хорошо владел Е.И. Чарушин [18, с.66].

Рассматривая взаимосвязь содержания иллюстрации с текстом, Р.И. Жуковская, Т.А. Репина подчёркивают необходимость соотнесения текста и картинки, так как иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ. Благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения, образы в иллюстрациях оказывают огромное воздействие на понимание ребёнком текста. Они отмечают, что отношение детей к герою книги меняется после показа иллюстраций. Именно эта сторона - слияние воедино эстетической, познавательной и воспитательной функций книги – очень важна при её оформлении [7, с.126].

Художественный образ иллюстраций воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами они часто подражают персонажам, с любопытством рассматривают необычную позу, выражение человеческого лица. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубины наблюдений.

Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребёнка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажи, - рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых определяет его индивидуальную творческую манеру. В связи с этими особенностями требуется создание понятных, доступных и в то же время высокохудожественных графических образов.  Именно такие произведения книжной графики, способствующие формированию у детей эстетического восприятия, созданы Е.И. Чарушиным. Однако, подчёркивают В.А. Езикеева, Р.И. Чуднова, В.Я. Кионова и др., если дети не научатся воспринимать графический «язык», все эти возможности иллюстраций могут остаться нереализованными. Детское изобразительное творчество при этом также не получит стимула для развития, так как дети в своих рисунках пользуются теми же средствами, что и художники (форма, линия, цвет, композиция).

В восприятии графического изображения различают две стороны: целостный охват художественного образа произведения; восприятие отдельных характерных черт образа, сюжета и композиции произведения. Восприятие является активным, сложным, комплексным процессом, поэтому выделить его в «чистом виде» почти невозможно – следовательно, развивать его у детей необходимо во взаимодействии многих факторов деятельности. Исследователи подчеркивают, что в основе восприятия произведений искусства детьми лежат эстетические эмоции, эстетические чувства, переживания, эстетическое отношение к окружающему [29, с.31].

В.Я. Кионовой определены показатели развития восприятия книжной иллюстрации старшими дошкольниками: понимание содержания иллюстраций; осознание ребёнком средств выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция); эмоциональное отношение к изображенным образам; понимание выразительности как в традиционной манере исполнения, так и с элементами условности [29, с.32].

Исследуя восприятие книжной графики детьми дошкольного возраста, В.А. Езикеева сделала вывод о том, что художественное восприятие прежде всего предполагает осмысленное понимание содержания [18, с.20].

Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция) помогает им узнавать содержание картинки. При восприятии иллюстраций они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание ещё раз рассмотреть изображение.

Исследования А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, посвящённые вопросу доступности восприятия дошкольником средств выразительности в графике, показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа. Рисунок служит наиболее важным фактором в установлении отношения ребенка к персонажам произведения.

По мнению Н.А. Курочкиной, главным в понимании содержания рисунка для детей 5-7 лет является поза изображенного человека и различные композиционные приемы передачи движения. Перспективно уменьшенные на рисунке предметы дети начинают понимать только к 5-6 годам. Дошкольники понимают сложные по композиции иллюстрации только при слиянии их смыслового и структурного центров [18, с.22].

В процессе ознакомления дошкольников с книжной иллюстрацией решаются следующие задачи:

1. Вызвать  интерес у детей к произведениям  графики, а также образам, раскрываемым  в произведениях. Стимулировать  желание внимательно рассматривать  произведения графики, эмоционально  откликаться на настроение художественно- изобразительного образа и учиться чувствовать красоту.

2. Формировать  у детей представление о способе  отражения окружающего мира, передаче  художником своего отношения  к этому миру.

3. Познакомить  детей с выразительными средствами  графики, благодаря которым становится  возможным создание художественно-изобразительного  образа на плоскости.

4. Обогатить  словарь детей понятиями изобразительной  грамоты, которые дошкольники могут  активно использовать в своих  эстетических оценках и при  анализе произведений [24, с.346].

В работе Н.А. Курочкиной, посвящённой изучению проблемы ознакомлению дошкольников с книжной графикой, сформулированы следующие принципы отбора художественной иллюстрации для детей:

- учёт возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов;

- высокохудожественность иллюстрации как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности;

Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе