Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа
Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе
7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации
11
1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА
2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией
19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- соответствие иллюстрации жанру и стилю литературного произведения;
- показ разнообразных книг по форме организации и оформлению, по творческой манере изображения [18, с.21].
Н.А. Курочкина советует в старшей группе продолжать работу по развитию у детей интереса к книжной иллюстрации, формированию радости от общения с книгой, ожидания встречи с ней, эмоционального отклика на её содержание, настроение героев, сопереживания им, бережного отношения к книге. В этом возрасте детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок – пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Дети знакомятся с цветом как средство передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.
Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают о труде художника – иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально-нравственные и эстетические определения [18, с.25].
Ознакомление детей 5-6 лет с творчеством художников-иллюстраторов может проходить по определенной системе, предложенной Г.Н. Федорченко. Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации в детской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного из художников-иллюстраторов. На третьем занятии можно продолжить знакомить детей с творчеством художника – иллюстратора, формируя при этом у детей интерес, эмоциональную отзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины. На этом занятии детям предлагается побыть в роли художника – иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставка детских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника – иллюстратора [18, с.49].
На следующих занятиях продолжается формирование у детей устойчивого интереса к творчеству художников – графиков, внимательного и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Внимание детей этого возраста следует обратить на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли. Работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства. После этого занятия можно провести серию практических занятия по формированию у детей знаний и навыков использования средств выразительности рисунка, при этом познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности. Серия занятий может быть посвящена ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике. Можно провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. 2-3 занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки (И.Я. Билибин, Н.М. Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, В.А. Милашевский, Е.М. Рачев, Ю.А. Васнецов, Л.В. Владимирский и др.). Одно-два занятия можно посвятить знакомству детей с творчеством иллюстраторов – анималистов, рисующих животных к рассказам, повестям (Е.и Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я. Манухин, С. Куприянов, В. Горячева и др.) [8, с.37].
Таким образом, для того, чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению дошкольников с книжной иллюстрацией, воспитателю следует учитывать особенности восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики и знать различные формы организации ознакомительной работы. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И.Жуковская, В.А.Езикеева, Р.И.Чуднова и др.). Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина представляют не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную сложность. Это, прежде всего, касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка, составляющие особую ценность для его эмоционального и познавательного развития.
Ознакомление детей с художественными произведениями Евгения Ивановича Чарушина можно проводить как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от НОД время (в процессе игр, театрализованных представлений, работы в уголке книги и др.).
Анализ методической литературы (Н.А. Курочкина, В.В. Гербова, Т.Н. Доронова, Т.Н. Руденко и др.) позволил выделить следующие формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина:
Н.А. Курочкина рекомендует начинать работу по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина с организации непосредственной образовательной деятельности (НОД).
НОД по ознакомлению с детской художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста проводится одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.
Воспитатель
перед занятием приготавливает весь наглядный
материал, который предполагает использовать
во время чтения: картину, портрет художника,
наборы книг с иллюстрациями для раздачи
детям и др.
Учитывая специфику чарушинской детской
прозы и проанализировав работы ряда методистов
(З.В. Гриценко, Н.М. Короткова, К.В. Тарасова),
мы пришли к выводу, что процесс работы
воспитателя в ДОУ с произведениями Е.И.
Чарушина целесообразнее было бы выстроить
следующим образом:
1) предварительная
беседа или рассказ
2) выразительное
чтение произведения самим воспитателем, благодаря
которому многое в прочитанном становится
3) выборочное чтение отрывков произведения;
4) последующая работа в группе над восприятием детьми прочитанного произведения, включающая различные творческие задания.
Так как знакомство с произведением детской художественной литературы начинается с его чтения, И.Н. Арзамасцева, В.В. Гербова, Г.Н. Короткова и др. указывают на необходимость определить требования к эффективной организации данного процесса.
Основные требования к организации НОД по чтению (рассказыванию)
и ознакомлению с иллюстрациями:
- Эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чём собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже является причиной их повышенного внимания;
- Обращение к опыту детей: напомнить им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, встречали ли вы когда-нибудь таинственных зверей? А вот одна девочка по имени Катя встретилась однажды с таким зверем. Послушайте рассказ «Что за зверь?» и догадайтесь, кого встретила Катя. Или: «Знаете ли вы, ребята, что не только попугаи бывают говорящими. Однажды писатель Евгений Иванович Чарушин познакомился с самым настоящим говорящим вороном по имени Яша. Не верите? Вот послушайте!»).
- Дети непременно должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку, выраженные в произведении. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дошкольники усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, пользоваться дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания.
Это:
1) повторное чтение всего текста;
2) повторное чтение отдельных частей его;
3) сопровождение чтения игровыми действиями детей, предметной наглядностью (рассматриванием иллюстраций), привлечением внимания слушателей к реальным объектам [14, с.56].
Читать выразительно - значит выражать интонацией своё отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.
Следовательно, выразительное чтение воспитателя - это, с одной стороны, способ довести до ребёнка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой - способ развития и совершенствования чувств ребенка.
Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренируется в чтении вслух [30, с. 126].
Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
Опыт работы
дошкольных учреждений (Т.Н. Руденко, М.А.
Мелик-Пашаева, Н.М. Короткова) подсказывает,
что на занятиях при знакомстве с новой
книжкой целесообразно сначала прочесть
детям текст, а затем рассмотреть с ними
вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка
следовала за словом, а не наоборот: иначе
яркая картинка может увлечь ребят настолько,
что они будут только ее и представлять
себе мысленно, зрительный образ не сольется
со словом, потому что дети «не услышат»
слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.
Исключение составляет красочная обложка
книги, вызывающая естественный интерес,
любопытство ребят к данной книжке.
Но после того как книжка прочитана, внимание
детей фиксируется на её содержании, воспитатель
должен показать иллюстрации к ней. Дети
узнают на них героев, вещи, события, о
которых шла речь в тексте. При повторном
чтении книжки после рассматривания иллюстраций
словарный материал усваивается детьми
очень интенсивно. Само собой разумеется,
есть и исключения из изложенного выше
правила. В тех случаях, когда в книжке
речь идет о вещах, неизвестных детям,
т. е. встречаются незнакомые и непонятные
им слова, целесообразно до чтения при
объяснении этих слов показать соответствующие
картинки [30, с. 132].
Книги Е.И. Чарушина, как известно, всегда издаются с множеством красочных и черно-белых иллюстраций, выполненных зачастую самим автором. Проникновенные зарисовки Е. Чарушина заставят ребенка задуматься, где-то улыбнуться или посочувствовать герою рассказа, они содействуют восприятию его текстов, помогают детям уточнить их словесные образы.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель использует следующие приёмы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению [30, с. 142].
В старшей и подготовительной к школе группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Словесный комментарий к иллюстрациям художника, который даёт воспитатель, - это одно из средств вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание ребёнка, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли [30, с. 146].
Цикл НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Е.И. Чарушина,
развивать у детей художественное восприятие,
видение особенностей книжной графики,
выразительность её языка, обратить внимание
детей на своеобразие художественной
манеры в изображении птиц и животных.
Задачи:
1.Формировать интерес к художественной литературе.
2. Дать детям знания о художнике, писателе, иллюстраторе Е.И. Чарушине.
3. Развивать у детей воображение, наблюдательность.
4. Воспитывать представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным.
Принципы организации НОД:
1. Постепенность – постепенное введение ребенка в мир произведений Е.И. Чарушина и постепенное расширение репертуара, усложнения задач художественно-эстетического развития ребенка в процессе ознакомления с творчеством Е.И. Чарушина.
2. Комплексность – эстетическое, нравственное, речевое развитие старших дошкольников.