Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе

7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации

11

1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


14

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА

2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по искусству.docx

— 109.36 Кб (Скачать файл)

- Хорошо. Кто же изображен на следующей иллюстрации? (Медвежата)

- Чем  заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)

- Какими  изобразил Чарушин медвежат? Опишите. (Маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)

- Молодцы. Перейдем к следующей иллюстрации. Кто нарисован на ней?

Из какого рассказа этот зверек? (Лисенок – «Друзья»)

- Каким изобразил Чарушин лисенка? (Маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным,и т.д.)

- Как  художник изобразил испуг лисенка? (Ушки прижаты к спине, глазки сужены, рот открыт, хвост опущен и поджат, шерсть вздыблена).

- Так  и кажется лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.

- Давайте  посмотрим следующую иллюстрацию. Кого вы на ней видите? (Олененок)

- Каким  олененок изображен на картине? (Беззащитный, маленький, слабенький, рябенький с белыми пятнышками, с большими внимательными глазами, длинноногим и т.д.)

- Обратите  внимание, ребята, художник нарисовал  олененка маленьким, только родившимся. Он еще не может долго стоять  на длинных тонких ножках, потому  что они у него еще слабенькие.

Мы рассмотрели с вами иллюстрации Е.И.Чарушина. Посмотрите внимательно на них и скажите какие цвета использовал художник изображая животных?

(Натуральные – серые, белые, коричневые, и др.)

- Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.

- Каким  планом изображал художник своих  животных на иллюстрациях?

Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты) Да. Обратите внимание зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.

Рисовал Е.И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.

Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е.И. Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е.И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.

- Как  называют художников рисующих только зверей и птиц? (Инд. и кол. ответы)

Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.

(Физкультминутка)

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И продолжим путь.

Молодцы. Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е.И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками, и нарисовать маленьких, пушистых зверьков. А из ваших рисунков мы сделаем свою книжку-альбом о животных. И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся тычками.

Выберите, какое животное вы будете рисовать.

Подумайте, какую краску нужно взять.

Вспомните, как правильно рисовать тычком. (Воспитатель напоминает технику рисования тычком.)

 

Приложение 2

Викторина «Хвостатые секреты» по книгам Е.И. Чарушина

1. В  каком рассказе Е. Чарушина мальчики Шура и Петя были испуганы шумом за дверью? Что за шумный гость это был? 

2. О  ком говорится: «Травка шевельнулась  от ветра, пичужка пролетела, бабочка  вспорхнула ….ползет, подкрадывается поближе и тюпает: тюп, тюп, тюп, …Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!». 

3. Узнай  героя по описанию: «Выезжает  из дверей пятнистая собака  – бульдог. Туловище у него  прибинтовано к игрушечному автомобильчику. А передними лапами бульдог  по земле ступает – бежит  и сам себя катит». 

4. Женя  говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»? 

5. Что  за страшный зверь спрыгнул  на голову охотнику Никите  Ивановичу? 

6. Кто  знал только два слова «злодей»  и «кушать»? 

7. Какой  лесной зверек подружился со  щенком Огарком? 

8. Как  звали Тюпину маму? 

9. Что  за ловкачи однажды забрались  в печку и стали лазать по  дымоходам? 

10. «Тирли, Тирли. Тюрли, тюрли. Лири, лири, тирлити». Он поет, поет, тирликает, тирликает, и скрипит, и свистит». Кто это такой? 

11. Какой зверь умеет ловить рыбу  не хуже человека? 

12. Кто кричит в лесу: «А я тебя  вижу»? 

13. Какая птица все говорила Никите  «Фить – пирю! Спать пора»? 

14. Кто ушел из теплой квартиры  в густой лес и почему? 

15. Герой каких рассказов Чарушина – медведь? 

16. Какого котеночка испугался в  лесу охотник?

17. Узнай рассказ по иллюстрациям:

Про Томку. Тюпа. Болтливая сорока.

 

Приложение 3

Иллюстрация Е.И. Чарушина к русской народной сказке «Теремок»


Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе