Оорганизация самостоятельной деятельности ребенка в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной об

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной педагогике в настоящее время активно обсуждается вопрос определения образовательного результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Согласно указанным нормативно -правовым документам, предлагается новая модель организации образовательного процесса, провозглашается идея деятельностного подхода к формированию личности ребенка.

Содержание

Введение (актуальность проблемы)
1. Теоретические аспекты организации самостоятельной деятельности дошкольников.
1.1. Характеристика самостоятельной деятельности дошкольников как условия реализации принципа интеграции образовательных областей ФГТ.
1.2. Предметная развивающая среда как условие активизации детской самостоятельности.
1.3. Организация самостоятельной деятельности ребенка в бытовой, познавательной, игровой, трудовой деятельности.
2. Опыт работы МКДОУ ЦРР - Д/С№2 по организации самостоятельной деятельности дошкольников в разных видах деятельности.
2.1. Анализ проблемной ситуации.
2.2. Планирование работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.3. Создание развивающей среды в ДОУ в целях продуктивной организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.4. Методическая работа с кадрами по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.5. Влияние работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников на формирование интегративных качеств дошкольников (мониторинг).
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

samostoyatelnaya.docx

— 117.49 Кб (Скачать файл)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение                              центр развития ребенка – детский сад №2


 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ  ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Сатка, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение (актуальность проблемы)

  1. Теоретические аспекты организации самостоятельной деятельности дошкольников.
    1. Характеристика самостоятельной деятельности дошкольников как условия реализации принципа интеграции образовательных областей ФГТ.
    2. Предметная развивающая среда как условие активизации детской самостоятельности.

1.3. Организация самостоятельной деятельности ребенка в бытовой, познавательной, игровой, трудовой деятельности.

  1. Опыт работы МКДОУ ЦРР - Д/С№2 по организации самостоятельной деятельности дошкольников в разных видах деятельности.
    1. Анализ проблемной ситуации.
    2. Планирование работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
    3. Создание развивающей среды в ДОУ в целях продуктивной организации самостоятельной деятельности дошкольников.
    4. Методическая работа с кадрами по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
    5. Влияние работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников на формирование интегративных качеств дошкольников (мониторинг).

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1 Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности

Приложение 2 Материалы и оборудование для продуктивной деятельности

Приложение 3 Материалы и оборудование для двигательной активности

 «Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

П.Ф. Лесгафт

Введение (актуальность проблемы)

 

Основополагающим  требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и  защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять  и обновлять свои знания путем  самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

         Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность.

        В отечественной педагогике в настоящее время активно обсуждается вопрос определения образовательного результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Согласно указанным нормативно -правовым документам, предлагается новая модель организации образовательного процесса, провозглашается идея деятельностного подхода к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказывается несостоятельной в сложившейся ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобретет некий объем энциклопедических знаний, но и научится ими пользоваться в ходе активной деятельности.

        Непосредственно образовательная деятельность в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в отличие от традиционного занятия, осуществляется в различных видах детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной и т. д. Как известно, только в деятельности у детей формируются самостоятельность, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности.

        Научные исследования свидетельствуют о том, что именно к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (НЛ. Михайленко), в труде (М.В. Крулехт, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в общении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова).

       Интерес к проблеме формирования самостоятельности дошкольников обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в  работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные  возможности для формирования основ  самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

         Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

         Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина)

        По мнению ряда авторов, самостоятельность ребенка проявляется:

— в способности  действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия  в тех или иных обстоятельствах;

— в умении выполнять привычные дела без  обращения за помощью и контролем  взрослого;

— в проявлении осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

— в способности  осознанно действовать в новых  условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

— в стремлении осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

— в способности  переносить известные способы действий в новые условия.

      Все вышесказанное поставило  коллектив МКДОУ ЦРР – Д/С  №2 перед необходимостью разработки  данной проблемы и формулировки  годовой задачи ДОУ в 2011-2012 учебном году «Организация условий  для самостоятельной деятельности  дошкольников».

 

 

 

        1. Теоретические аспекты организации самостоятельной деятельности дошкольников.

1.1. Характеристика самостоятельной деятельности дошкольников как условия реализации принципа интеграции образовательных областей ФГТ

 

       В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада понятие «самостоятельность» определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

         Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.

           Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

         Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

-характер  этой активности определяется  субъективно свободным отношением  личности;

-педагогическое  влияние должно ориентировать  воспитанника на определённое "ношение  к социальным ценностям;

-взаимодействие  педагога и весь процесс взаимодействия  с ребенком должен производиться  на уровне современной культуры  и в соответствии с целью  воспитания.

       Основное назначение педагогического  воздействия заключается в переводе  воспитанника на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной  жизни. Реализация этих функций  педагогического воздействия обеспечивается  педагогической технологией, которая  научно обосновывает профессиональный  выбор воздействия педагога на  ребёнка в его взаимодействии  с миром, формирует у него  отношение к этому миру.

     Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

        Содержание работы педагогов  включает совокупность образовательных  областей, которые обеспечивают  разностороннее развитие детей  с учетом их возрастных и  индивидуальных особенностей по  основным направлениям - физическому,  социально-личностному, познавательно-речевому  и художественно-эстетическому.

       Из принципов ФГТ мы обращаем  особое внимание на один из  центральных «решение программных  образовательных задач в самостоятельной  деятельности детей не только  в рамках непосредственно образовательной  деятельности, но и при проведении  режимных моментов».

        Результатом освоения образовательной  программы ДОУ является формирование  интегративных качеств ребенка.  Остановимся на качествах, относящихся к развитию самостоятельности детей во всех образовательных областях:

- самостоятельно  выполняет доступные возрасту  гигиенические процедуры, соблюдает  элементарные правила здорового  образа жизни;

- интересуется  новым, неизвестным в окружающем  мире. Задает вопросы взрослому,  любит экспериментировать. Способен  самостоятельно действовать.

- ребенок  может применять самостоятельно  усвоенные знания и способы  деятельности для решения новых  задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости  от ситуации может преобразовывать  способы решения задач.

- ребенок  способен предложить собственный  замысел и воплотить его в  рисунке, постройке, рассказе  и др.;

- у ребенка  сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления  различных видов детской деятельности.

       Таким образом, именно самостоятельная  активность является базовым  качеством личности ребёнка и  влияет на его позицию по  отношению к миру. Поэтому одна  из задач детского сада - уделять  внимание развитию детской активности  путём стимуляции собственной  внутренней активной позиции  ребёнка.

 

1.2. Предметно-развивающая среда как условие активизации детской самостоятельности

 

         Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды. Предметно – развивающая среда обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

          В соответствии с новыми требованиями  СанПиН 2.4.1.2660-10, самостоятельная деятельность  детей в образовательном процессе  должна составлять от 30 до 40% общего  времени пребывания ребенком  в детском саду.

          Создание оптимальных условий  для формирования самостоятельности  у ребенка старшего дошкольного  возраста предполагает использование  развивающих технологий, включающих  активные формы и методы обучения.               Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону происхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.

Информация о работе Оорганизация самостоятельной деятельности ребенка в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной об