Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:29, курсовая работа
В отечественной педагогике в настоящее время активно обсуждается вопрос определения образовательного результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Согласно указанным нормативно -правовым документам, предлагается новая модель организации образовательного процесса, провозглашается идея деятельностного подхода к формированию личности ребенка.
Введение (актуальность проблемы)
1. Теоретические аспекты организации самостоятельной деятельности дошкольников.
1.1. Характеристика самостоятельной деятельности дошкольников как условия реализации принципа интеграции образовательных областей ФГТ.
1.2. Предметная развивающая среда как условие активизации детской самостоятельности.
1.3. Организация самостоятельной деятельности ребенка в бытовой, познавательной, игровой, трудовой деятельности.
2. Опыт работы МКДОУ ЦРР - Д/С№2 по организации самостоятельной деятельности дошкольников в разных видах деятельности.
2.1. Анализ проблемной ситуации.
2.2. Планирование работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.3. Создание развивающей среды в ДОУ в целях продуктивной организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.4. Методическая работа с кадрами по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.5. Влияние работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников на формирование интегративных качеств дошкольников (мониторинг).
Заключение
Список литературы
— возрастные,
— социально-психологические,
— поло-ролевые
особенности детей данного
— интересы, потребности детей данной группы и т.п.
Затем проводится игра "Расскажите о детях, которым будет хорошо жить в этой группе".
Аналогичным образом могут проводиться и другие деловые игры. Для их проведения одни педагоги создают коллажи, макеты групп, а другие – определяют, для детей какого возраста могут использоваться выбранные цвета интерьера, комнатные растения, произведения изобразительного искусства и т.п.
Обучение воспитателей декоративно-оформительской работе с детьми проводит руководитель изобразительной деятельности в форме игры-практикума по составлению из отдельных детских работ коллажей – картин, фризов и т.п.
Вершиной проявления педагогического творчества по данному направлению является проведение педагогического совета на тему: "Эстетические аспекты оформления групповых помещений. Проблемы и их практическое решение".
Очевидно, что проведение этой работы кроме специальной подготовки предполагает высокий уровень развития педагогического коллектива детского сада (групповую сплоченность, готовность к самостоятельному решению задач, согласованность действий и т.п.)
Кроме того, при проведении этой работы необходимо придерживаться определенного алгоритма, который состоит в следующем.
Вначале старший воспитатель помогает воспитателям провести объективную оценку эстетического состояния групп и зафиксировать это (описать или сфотографировать).
Затем вместе с воспитателями определяет педагогические направления работы, связанные с эстетическим оформлением группы.
К ним относятся:
во-первых, вопросы, связанные с теснотой
большинства групповых
После этого старший воспитатель помогает воспитателям сформулировать тему выступления на педагогическом совете и организует изучение литературы.
В процессе подготовки к педагогическому совету воспитатели изучают литературу по эстетике оформления помещений и используют полученную информацию в своей работе. Затем описывают полученные результаты и сообщают о них в своем выступлении на педагогическом совете с использованием иллюстративного материала.
Для того чтобы было понятно, каков будет результат этой работы, предлагаем познакомиться с выступлением на педагогическом совете воспитателя первой младшей группы на тему: "Эстетические аспекты зонирования группового помещения для детей третьего года жизни".
"Нашу группу посещают дети
третьего года жизни в
Вместе с тем, эстетика материалов, из которых изготовлены игрушки, пестрота цветовой гаммы всего интерьера, а также дефицит мест для свободной самостоятельной деятельности детей (игровой, продуктивной, сенсорной) и ограниченность пространства для движений не отвечали эстетическим и педагогическим требованиям, которые предъявляются к оформлению групповых помещений.
В связи с возникшими трудностями,
педагогический коллектив нашей
группы совместно с родительским
комитетом наметил решение
Работу по решению этой задачи мы условно разделили на два этапа.
Первый этап был посвящен теоретической проработке данного направления работы на основе анализа литературы и проведения поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане.
Второй этап работы предполагал практическую работу по зонированию группы на основе теоретически и экспериментально созданной модели.
В результате изучения работ Г.Н.Пантелеева и Л.В. Пантелеевой, М.Н.Поляковой и других авторов, нами были выявлены ошибки, которые мы допускали при создании интерьера группы.
В первую очередь это было связано с неправильной расстановкой мебели. Оказывается, недопустимо расставлять шкафы по углам и диагонали, так как это уменьшает полезную площадь группы и разрушает логику ее архитектурно-художественного пространства. Кроме того, традиционная расстановка мебели по стенам также не функциональна, громоздка и не способствует зонированию группового помещения.
Рассматривая вопросы
По мнению автора, в этом возрасте
требуется много и
С определенными трудностями мы столкнулись так же в процессе реализации совета автора относительно расположения в группе 4-5 зеркал для "любования" детьми собой и рассматривания друг друга.
В результате изучения специальной литературы по вопросам конструктивных приемов оборудования помещений мы поняли, что художественные качества интерьера группы зависят от целостного подхода и согласованности все элементов между собой. При этом следует учитывать, что добиться этого возможно не путем перестановки мебели и оборудования по группе, а при условии первоначального моделирования пространства на плане. Эту работу мы проводили следующим образом.
Вначале мы тщательно обмерили групповое помещение и начертили план, обозначив на нем окна и двери. Мебель и оборудование также обмерили и вычертили их изображение в плане в том же масштабе, что и групповое помещение.
Неоценимую помощь в проведении этой работы нам оказали родители, которые имели профессиональные навыки черчения и проектирования. Родители не только сделали план группы, но и дополнили его сомаштабными макетами всех элементов мебели и крупногабаритного оборудования, которые изготовили из картона, что значительно облегчило дальнейшее проектирование группового пространства.
Проектирование пространства мы начали
с зонирования. В результате у
нас были обозначены следующие зоны:
игровая, сенсорно-познавательная, природоведческая,
любования и ряженья и
При расстановке мебели в учебной
зоне дискуссия возникла по поводу
местонахождения стола
При проектировании группового пространства мы "проиграли" несколько вариантов планировки. В результате обсуждения остановились на варианте, который наиболее соответствовал педагогическим и гигиеническим требованиям, предъявляемым к оформлению групп для детей данного возраста, и приступили к его практической реализации.
В результате проведения этой работы мы получили новую планировку группы, которая функционально отвечала всем требованиям, но эстетически выглядела малопривлекательно (демонстрируется фото с изображением общего вида группы). Тогда перед нами встали новые задачи, связанные с поиском и использованием дополнительных средств эстетического оформления.
На основе анализа специальной литературы и работ Г.Н.Пантелеева было установлено, что существуют различные приемы условного и стационарного разделения отдельных зон друг от друга.
К условным приемам разделения пространства
группы, приемлемым для использования
в дошкольном учреждении, относятся:
подвесные и напольные
К приемам стационарного
Из предложенного арсенала средств мы использовали комнатные растения,· произведения искусства, ритм открытых и закрытых секций мебели, цветовое разнообразие внутренних и лицевых двусторонних окрасок шкафов,
· раздвижные перегородки в виде ширм, шкафы, соединенные спинками,· облицовочные панели из дерева, подиумы.В результате проведенной работы наша группа очень изменилась (демонстрирует фото) и в настоящее время отвечает эстетическим требованиям, которые предъявляются к групповым помещениям."
В целях сравнительного анализа результатов проделанной работы ДОУ по созданию условий для развития детской самостоятельности был проведен контрольный срез, направленный на выявление уровня развития детской самостоятельности (по методикам констатирующего этапа работы).
Срок проведения: май 2012г.
Оценка уровня развития самостоятельности воспитанников
МКДОУ ЦРР – Д/С №2
Уро-вень |
ГРУППА |
ИТО-ГО | |||||||
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 | ||
Всего обследовано детей |
26 |
21 |
21 |
21 |
24 |
22 |
23 |
26 |
184 |
В – |
8 |
8 |
3 |
7 |
9 |
4 |
8 |
12 |
59 |
% |
31% |
38% |
14% |
33% |
38% |
18% |
35% |
46% |
32% |
С – |
18 |
12 |
17 |
14 |
15 |
15 |
13 |
14 |
118 |
% |
69% |
57% |
81% |
67% |
62% |
68% |
57% |
54% |
64% |
Н - |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
7 |
% |
0% |
5% |
5% |
0% |
0% |
14% |
8% |
0% |
4% |
ИТО-ГО |
С |
С |
С |
С |
C |
С |
С |
С |
С |
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Из 184 обследованных детей 59 детей с высоким уровнем самостоятельности (32%), 118 детей со средним уровнем самостоятельности (64%) и 7 детей с низким уровнем самостоятельности (4%)/
Наблюдаем положительную динамику показателей уровня развития детской самостоятельности.
Таблица 3
Показатели уровня развития самостоятельности дошкольников на констатирующем и на контрольном этапах.
Этап работы (срок) |
Уровни развития самостоятельности | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Констатирующий (сентябрь 2011г) |
49 |
22% |
156 |
71% |
14 |
7% |
Контрольный (май 2012г) |
59 |
32% |
118 |
64% |
7 |
4% |
Сравнительная диаграмма показателей уровня развития самостоятельности дошкольников на констатирующем и на контрольном этапах
Заключение
Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получает в непосредственном общении со взрослыми. Одним из источников развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие.
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес практиков к обновлению предметной развивающей среды группового помещения, базирующийся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.