Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Определить специфику формирования навыков культурного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Выявить содержание сюжетно-ролевых игр помогающих формированию навыков культурного поведения, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, значение нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков культурного поведения 22
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр 29
2.1 Констатирующий эксперимент 29
2.2 Формирующий эксперимент 34
2.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 44
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Форрмирование навыков культ. пвд у детей мл.шк. возраста.docx

— 139.64 Кб (Скачать файл)

     «Игрушки у врача».

     Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

     Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские  инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки  с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

     Возраст: 3–7 лет.

     Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные  дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

     «День рождения Степашки».

     Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола  для праздничного обеда, закрепить  знания о столовых предметах, воспитывать  внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный  запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

     Оборудование: игрушки, которые могут прийти в  гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

     Возраст: 3–4 года.

     Ход игры: воспитатель сообщает детям  о том, что у Степашки сегодня  день рождения, предлагает пойти к  нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости  к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют  стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в  процессе игры.

     Следует отметить, что подобные игры, формирующие  навыки культурного поведения у  детей младшего дошкольного возраста должны проводиться не только в дошкольных образовательных учреждений, но и дома, в семье.

     Приведем  проблемные ситуации для активизации сюжетно–ролевых игр в семье:

     «Семья»

  • Оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я — добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
  • Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
  • Сравнение двух норм поведения — драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
  • Ситуации нравственного выбора: «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».

     «Дом»

  • Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
  • Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
  • Сравнение двух норм поведения — драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох да Ах».
  • Нравственный выбор — обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».

     «Дружба»

  • Оказание помощи друзьям и близким.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
  • Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
  • Сравнение двух норм поведения: «вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
  • Ситуации нравственного выбора — чтение и драматизация сказки Е.Шварца «Два брата».

     «Я  РАСТУ»

  • Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?
  • Почему со мной не играют другие дети?
  • Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».
  • Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилась игрушка моего друга».
  • Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).

2.3 Контрольный эксперимент

 

     После проведения комплекса мероприятий  по формировании навыков культурного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры проводим контрольный эксперимент.

     Цель  данного контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению  уровня нравственного воспитания младших дошкольников.

     Для определения эффективности проделанной  работы, нами был использован тот  же диагностический материал, что  и в констатирующем эксперименте.

     На  первом этапе было проведено изучение навыки культурного поведения детей в отношении взрослых (таблица 2.7). 

Таблица 2.7 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «ребенок и взрослые».

Представления, умения, навыки Диагностические методики
Ребенок и взрослые
  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.
Беседа с  ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может  носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье?  Дядя красит губы? И т. д
  1. Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.
Беседа с  использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

 

     Для первого задания было отобрано 10 картинок взрослых людей с различным  полом и возрастом и характерными признаками отбора.

     Для второго задания было отобрано 10 картинок с различным количеством  взрослых людей с различной деятельностью.

     Результаты ответов занесены в таблицу 2.8 

Таблица 2.8 Результаты ответов дошкольников этапа «ребенок и взрослые».

Имя, фамилия,  
возраст ребенка
Количество  правильных ответов по 1-му заданию Количество  правильных ответов по 2-му заданию Средний результат
1 Света А, 3 года 9 10 9,5
2 Антон Б, 4 года 8 7 7,5
3 Лена В, 3 года 6 5 5,5
4 Денис Г, 4 года 9 9 9
5 Коля Д, 4 года 6 8 7
6 Диана И, 4 года 10 10 10
7 Кирилл И, 3 года 10 10 10
8 Вася Л, 3 года 10 10 10
9 Гена М, 4 года 9 10 9,5
10 Света Н, 3 года 5 6 5,5
11 Вера П, 4 года 8 9 8,5
12 Никита Р, 3 года 10 9 9,5
13 Таня Ю, 4 года 10 10 10
  ИТОГО (среднее) 8,5 8,7 8,6

 

     На  втором этапе было проведено изучение навыки культурного поведения детей в отношении сверстников (таблица 2.9). 
 

Таблица 2.9 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «ребенок и сверстники».

Представления, умения, навыки Диагностические методики
Ребенок и сверстники
  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.
Беседа с  использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у  девочек? И т. д.
  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  или  игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями. Понимает, что если кто-то плачет или огорчён, надо помочь ему.
Обсуждение  стихотворений А. Барто «Наша  Таня громко плачет», «Идёт бычок  качается» (с использованием иллюстраций). Почему Таня плачет? Как ей можно  помочь? Почему бычок боится? Как  ему можно помочь? И т. д.
  1. Знает, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, делиться игрушками; охотно вступает во взаимодействие с другими детьми в процессе игр, общих дел.
Наблюдения  за ребёнком в повседневной жизни.

 

     На  третьем этапе было проведено изучение отношения ребенка к самому себе (таблица 2.10). 
 
 
 

Таблица 2.10 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «к самому себе».

Представления, умения, навыки Диагностические методики
Отношение ребенка к самому себе
  1. Узнаёт свои вещи, игрушки, книжки среди других вещей.
Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а я не помню  — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место.
  1. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.
Наблюдения  за ребёнком в повседневной жизни.

 

     После проведения контрольного эксперимента выявим уровень культурного поведения  у детей (рис. 2.2): 

 

     Уровни  освоения.

     НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие  к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует  с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.

     СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к  словам и действиям взрослых и  детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство  заданий выполняет верно.

     ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в  общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится  к сверстникам дружелюбно, правильно  реагирует на ярко выраженные эмоциональные  состояния окружающих. 
 
 

 

Заключение

 

     Игра, как известно, является ведущей деятельностью  дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем  ненавязчивой игры привить ребенку  все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные  навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

     Сюжетно-ролевая  игра обязательно сама придет в жизнь  ребенка. Но то, насколько она будет  богатой и разнообразной, и как  много сложных жизненных коллизий преодолеет малыш, играя, — в значительной степени зависит от взрослых. Сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».

     В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного  содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

     Для более легкого овладения определенными  навыками связанных с его усвоением  действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность  формирования навыков культурного  поведения у малышей: по мере овладения  новыми действиями детям хочется  неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в  игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка  на закрепление навыка. Повторяя, таким  образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно  их выполнять.

Информация о работе Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр