Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 99.63 Кб (Скачать файл)

В возникновении игры можно выделить следующие этапы (они были установлены Ф.И. Фрадкиной):

Этап специфического манипулирования с предметом в отличии от более раннего «неспецифического» манипулирования, когда ребенок совершает однообразные движения с разными предметами (машет, стучит, бросает.).

Самостоятельное воспроизведение ребенком отдельных элементов действий или ряда действий. Для детей характерно подражание действиям взрослого в сходной, но нетождественной ситуации, перенос действия на другие предметы. Качественный скачок в развитии, связанный с возникновением настоящего слова как средства обозначения предмета, приближает возникновение настоящей игры.

Для этого этапа характерно создание специальной игровой обстановки, воспроизведение действий другого человека-педагога, использование предметов-заменителей. Действие с предметом осуществляется согласно игровому смыслу, а не постоянно присущему значению предмета. В играх ребенок самостоятельно воспроизводит не отдельные действия, а целые сюжеты, действуя, то за педагога, то за куклу. Предмет используется многократно, но действие носит куплетный, а не сюжетный характер.

Следующий этап - появление переименования в игровой ситуации. Сначала ребенок называет другим именем предметы-заменители в соответствии с функцией, которую они выполняют в игре, однако отождествление с другим человеком и присвоение себе его имени еще отсутствует.

Последний этап. Ребенок называет себя и партнера по игре (куклу) именем другого человека.

Все выше перечисленные переходы требуют руководства со стороны взрослых, а каждый из них - и особых способов руководства.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры (концепция Н.Я. Михайленко - Н.А. Коротковой):

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Он должен занимать позицию «играющего партнера». Стратегия педагога должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры.

2. Педагог должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстникам.

На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотомные и одноперсонажные» сюжеты, как смысловую цепочку действий.

На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога должен стать многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развертывается через взаимодействие персонажей.

На этапе формирования умения строить новые сюжетные игры педагог должен развертывать «многотомные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий [24, с. 214].

В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:

  • совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
  • самостоятельная детская игра, в которую педагог не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации.

Для детей остается скрытой связь между ролью и действиями, в которых она может быть воплощена, ролевой смысл действий. Эта связь между ролью и связанными действиями не возникает спонтанно и должна быть раскрыта ребенку взрослыми.

Развитие игры связанно с логикой овладения предметными действиями и выделением взрослого как образца и носителя человеческих форм деятельности и отношений. Все это происходит не спонтанно, а под руководством взрослых [26, с. 182].

Таким образом, игра дошкольников будет развиваться, если педагог:

1. Организует предметную среду:

      • поэтапно вводит игрушки (предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться, в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития игры);
      • соотносит сюжет игры с опытом взаимодействия с внешним миром у ребенка.

2. Обеспечивает руководство игрой:

  • помогает отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу;
  • помогает ребенку принять роль персонажа, который задан в сюжете игры, на себя;
  • играет вместе с детьми;
  • обеспечивает условия для активизации самостоятельной игры дошкольников;
  • ставит детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игры;
  • ориентирует ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстникам;
  • связь между ролью и связанными действиями должна быть раскрыта ребенку взрослыми.

3. Обеспечивает благоприятную атмосферу:

  • создание доверительных отношений;
  • отсутствие критики в оценке деятельности детей;
  • внимание к каждому ребенку.

Таким образом, только при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет успешным и результативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста

 

2.1. Организация и методы исследования

 

Комплексный подход к решению задач воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Интеграция образовательных областей - один из главных подходов к организации педагогического процесса, отраженных в содержании современных примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Важность развития игровой деятельности подчеркивается и в современных нормативных документах по дошкольному образованию. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования подчеркнуто, что игровая деятельность является основой организации жизни детей в детском саду.

Актуальной проблема развития игровой деятельности становится еще и потому, что современные педагоги-практики отмечают факт ухода игры, особенно сюжетно-ролевой из детской жизни. В погоне за ранним интеллектуальным развитием в угоду родительским желаниям, время, отведенное в режиме дня на различные виды игровой деятельности используется для организации всевозможных занятий иностранным языком, обучением грамоте и др. Психологи и педагоги говорят также об исчезновении дворовых детских сообществ, где играли вместе дети разных возрастов, правила и сюжеты разнообразных игр передавались от старших детей к младшим.

Цель исследования: изучение и анализ уровня развития игровой деятельности у детей средней группы.

Методы исследования:

• наблюдение;

• беседа;

• математическая обработка данных.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 36 г. Нижнекамск, средняя группа № 2.

Изучив теоретические аспекты развития игровой деятельности детей дошкольного возраста, мы приступили к организации опытно-экспериментальной работы в данном направлении, создавая определенные педагогические условия в соответствии с целью нашего исследования.

Опытно-экспериментальная и диагностическая работа проводилось в МБДОУ детском саду комбинированного вида № 36 г. Нижнекамска в средней группе № 2. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.

Целью эксперимента явилось определение начального уровня развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи эксперимента:

1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития  игровой деятельности.

2. Выявить первоначальный  уровень развития игровой деятельности.

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Для реализации первого направления диагностики (изучения особенностей игровых интересов детей) использовали следующие диагностические методы: наблюдение за игровой деятельностью дошкольников; беседа (методика А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская) [9, с. 275].

Исходя из этого, предметами наблюдения стали:

- содержание детских сюжетно-ролевых  игр;

- частота повторения игр с одинаковым содержанием;

- использование детьми игровых атрибутов.

Для реализации второго диагностического направления мы использовали наблюдение за детской игрой (методика А.Г. Гогобаридзе, В.А. Деркунской). Результаты фиксировались в баллах:

-разнообразие сюжетов  игр-1 балл;

-устойчивость сюжетов  игр-1 балл;

-комбинирование сюжетов-1 балл.

Сумма баллов показывает уровень развития у детей умение развивать сюжетные линии в играх (развитость умений сюжетосложения дошкольников).

Показатели:

3 балла - высокий уровень  развития умений;

2 балла - средний;

1 балл - низкий.

Характеристика уровней определена на основе программы «От рождения до школы», образовательная область «Социализация»:

Высокий:

• дети самостоятельно могут создавать игровые замыслы, объединять по инициативе воспитателя несколько сюжетов в одну игру;

• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;

• поступают в соответствии с установленными в начале игры правилами и игровым замыслом;

• проявляют самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры;

• используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности;

• проявляют активность и самостоятельность в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

Средний:

• дети могут участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединении сюжетов игр;

• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;

• не всегда удерживают в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел;

• могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращаются к помощи воспитателя;

• редко используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользуются готовыми модулями;

• в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.

Низкий:

• в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежит воспитателю;

• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;

• не всегда удерживают в памяти правила, установленные в начале игры, уходят от игрового замысла;

• могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя;

• практически не используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала;

• в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю [9, с. 282].

.

2.2. Анализ и интерпретация  эмпирических данных

 

Рассмотрим полученные данные первого направления диагностики (изучения особенностей игровых интересов детей) методами наблюдения за игровой деятельностью дошкольников и беседой.

В таблице 1 зафиксированы преобладающие игры и количество играющих детей.

Таблица 1

Результаты наблюдения за игрой детей

Виды игр

Количество играющих

1

Сюжетно-ролевые

10

2

Дидактические

3

3

Подвижные

5


 

Затем проводилась индивидуальная беседа с каждым ребенком, результаты которой занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты индивидуальных бесед об игровых предпочтениях детей

Фамилия

имя ребенка

Вопросы к детям:

В какие игры ты любишь играть в детском саду?

А в какие дома?

В какие игры ты любишь больше всего играть?

В какие игры ты хотел бы играть?

1

Фазиева Гузель

В больницу

Собирать пазлы

Салон красоты

Дочки матери

2

Шигина Наташа

Магазин

В куклы

В куклы

Море волнуется

3

Чернов Саша

Автосалон

В машинки

В машинки

Автосалон

4

Хабибуллин Рустем

Мастерская

В прятки

В прятки

Автомастерская

5

Иванова Катя

Кто сказал слово?

Парикмахерская

В куклы

В куклы

6

Муллина Алсу

Салон красоты

В куклы

Догонялки

Огонь и вода

7

Саушкина Лена

Дочки матери

Парикмахерская

Кто сказал слово?

Салон красоты

8

Коротков Нияз

Догонялки

Море волнуется

Автосалон

Догонялки

9

Рахимуллин Рауф

Огонь и вода

В машинки

Автомастерская

Автосалон

10

Канзафарова Гулия

Что звучит?

Аптеку

Что звучит?

Дочки матери

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста