Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:06, курсовая работа
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.
Введение………………………………………………………………………………….................3
ГлаваI: Проблема физической подготовленности детей дошкольного возраста...............6
1.1.Теоретические основы физической подготовленности детей дошкольного возраста…….....9
1.2.Закономерности и этапы формирования двигательных навыков…………………………14
1.3. Спортивные игры как средство развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………........................................17
Глава II: Опытно - экспериментальная работа по развитию двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивной игры «Баскетбол»........................................................................................................................................22
2.1. Оценка уровня развития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.................................................................................................................................................32
2.2. Методические рекомендации по обучению…………………………………….......................37
Приложение………………………………………………………………………………..................40
Заключение………………………………………………………………………………....................47
Библиографический список………………………………………………….....................................
Первая часть.
1.Ведение мяча на месте правой, левой рукой по 2 минуты. Объяснить детям, что мяч следует толкать рукой вниз, а не бить по нему, включая в работу кисть и предплечье. Пальцы широко расставить, вести мяч вперед и сбоку.
2. Ведение мяча вокруг себя правой, левой рукой по две минуты.
3. Ведение мяча на месте правой, левой рукой, меняя высоту отскока мяча, направления и скорость ведения.
Вторая часть.
1.Дети в парах передают мяч одной рукой от плеча на расстоянии 2,5-3 метра. Учить сопровождать мяч то правой, то левой рукой (2 минуты).
2.Подвижная игра «За мячом». Следить чтобы дети правильно передавали мяч, стремились точно бросать его партнеру по игре (8минут).
Третья часть. Дети становятся за линию в пять колонн, в двух-трех метрах от которой находятся 5 обручей. Они поочередно бросают мячи в обручи, стараясь попасть в них, любым способом.
Приложение 3
1. Подвижные игры с мячом.
«Играй, играй мяч не теряй».
Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.
Описание игры. Все дети располагаются на площадке и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.
Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.
Методические указания. Перед игрой воспитатель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.
2. Игры с передачей, ловлей мяча.
«10 передач».
Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.
Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.
Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.
«Обгони мяч».
Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.
Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
«За мячом».
Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.
Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.
Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.
3. Игры для обучения ведению мяча.
«Ловец с мячом».
Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.
Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.
Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.
4. Игры с бросками мяча в корзину.
«Пять бросков».
Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.
Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины.
По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.
5. Игры с ловлей, передачей и ведением мяча.
«Мяч капитану».
Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.
Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке.
Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.
Методические указания. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.
Заключение.
В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств -- силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей. Это доказывает цель моего исследования.
В данной работе выполнены поставленные задачи, т.е. в ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.
В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу на базе в МДОУ Тополек, села Лебяжья, Краснотуранского района.
В ходе её проведения мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и контрольную) в возрасте 6-7 лет - по 18 мальчиков и 14 девочек.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития двигательных умений и навыков мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития двигательных умений и навыков.
Провели подбор подвижных игр.
В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию двигательным умениям и навыкам.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей младшего дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на эффективность физического развития детей младшего дошкольного возраста подтвердилась.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Библиографический список.
1. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 1983.
2. Анатомия человека / М. Ф. Иваницкий, Б. А. Никитюк, А. А. Глады- шев, Ф. В. Судзиловский. - М.: Терра- Спорт, 2003.- 624 с.
3.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 1996.
5. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.М.: Педагогика, 1975
6. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова и др. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
7. Зельдович Т. А.; Кераминас С. А. Подготовка юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт, 1964.
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 260с.
9.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. -М.: Радуга, 1982.-400 с
10.Лесгафт П.Ф. Избранные.труды. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-358 с.
11.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
12. Матвеев Л. П. Теория
и методика физического
13. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Спб.: Питер, 1998
14. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1978.
15. Пензулаева. Л. И. Анатомо-физиологические особен
16. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.: Просвещение, 1988.
17.Справочник старшего
воспитателя дошкольного
18. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
19. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
20.Хухлаева Д.В. Методика
физического воспитания в
21.Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
22.Шебеко В.Н. и др. Методика
физического воспитания в
23. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.Физическое воспитание дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.
24. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
25. Шишкина В.А. Движение + Движения. — М.: Просвещение, 1992. — 93 с.
26. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»)