Опытно - экспериментальная работа по развитию двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….................3
ГлаваI: Проблема физической подготовленности детей дошкольного возраста...............6
1.1.Теоретические основы физической подготовленности детей дошкольного возраста…….....9
1.2.Закономерности и этапы формирования двигательных навыков…………………………14
1.3. Спортивные игры как средство развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………........................................17
Глава II: Опытно - экспериментальная работа по развитию двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивной игры «Баскетбол»........................................................................................................................................22
2.1. Оценка уровня развития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.................................................................................................................................................32
2.2. Методические рекомендации по обучению…………………………………….......................37
Приложение………………………………………………………………………………..................40
Заключение………………………………………………………………………………....................47
Библиографический список………………………………………………….....................................

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ - копия1.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата [2].

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом [6].

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру [7].

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности [1].

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей [5].

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры [22].

Условия проведения учебного процесса.

Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок. Продолжительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот.

Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. - проводить обучение элементам баскетбола во время прогулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке [12].

Некоторые игры, подводящие к баскетболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. 

Перечень показателей развития двигательных навыков и качеств детей 5–7 лет, рекомендованных для оценки физической подготовленности в образовательных программах

Образовательные программы  

Показатели развития (базовые и дополнительные) 

“Детство”, 1995 г. 

Бег на 30 м.

Прыжок в длину с места.

Прыжок в длину с разбега.

Прыжок в высоту с разбега.

Прыжок вверх с места.

Прыжок в глубину (с поверхности выше уровня пола).

Метание предметов весом 250, 80 г.

Метание набивного мяча

“Истоки”, 2001 г. 

Основные задания:

Бег на 10 м с хода.

Челночный бег (10 м ? 3).

Подбрасывание и ловля мяча.

Сохранение статического равновесия.

Наклоны вперед из положения стоя.

Прыжок в длину с места.

Бросок набивного мяча.

Дополнительные задания:

Отбивание мяча от пола.

Бег на 30 м со старта.

Прыжок вверх с места.

Прыжок в длину с разбега.

Бросок теннисного мяча ведущей рукой.

Бег на выносливость, дистанция от 500-1500 м.

Подъем туловища из положения лежа на спине

“Из детства – в отрочество”, 2002 г. 

Бег на 10 м со старта, с ходу.

Бег на 30 м со старта.

Челночный бег (10 м ? 3).

Бег трусцой со средней скоростью.

Непрерывные подскоки.

Прыжок в длину с места и с разбега.

Прыжок в высоту с разбега.

Метание на дальность.

Метание в цель.

Оценка силы и выносливости мышц спины и живота.

Вис на согнутых руках на перекладине.

Наклоны туловища из положения стоя

“Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста”, 2004 г. 

Сохранение статического равновесия.

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками.

Прыжок в длину с места.

Бег на 30 м.

Бросание теннисного мяча удобной рукой

“Программа воспитания и обучения в детском саду”, 2005 г. 

Прыжки с высоты до 40 см.

Прыжки в длину с места, с разбега; в высоту с разбега; через скакалку.

Перебрасывание набивного мяча, бросок предметов в вертикальную и горизонтальную цель.

Метание правой и левой рукой в движущуюся цель.

Плавание произвольным способом на расстояние 15 м


 

Таблица 1

Приложение 1

Методика занятий с детьми.

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча.

1. Бросание мяча вверх  и ловля его одной или двумя руками.

2. Бросание мяча вниз  перед собой и ловля его  одной и двумя руками.

3. Перебрасывание мяча  партнеру удобным для детей  способом, одной и двумя руками.

4. Бросание мяча вверх  с ударом вниз об пол и  ловля его двумя руками.

5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.

6. Удары мячом об пол  с хлопком в ладоши, поворотом  кругом и ловля его.

7. Ходьба с подбрасыванием  мяча и ловлей его двумя  руками.

8. Передача мяча двумя  руками от груди в стенку  и ловля его.

9. Передача мяча в шеренге  и по кругу.

10. Передача мяча двумя  и одной рукой друг другу  в паре.

Упражнения, подготавливающие к ведению мяча.

1. Удары мячом об пол  одной рукой и ловля его  двумя руками стоя и при  ходьбе.

2. Удары мяча об пол  правой рукой и ловля левой  рукой, и наоборот.

3. Ведение мяча на месте  правой и левой рукой.

4. Отбивание мяча на  месте правой и левой рукой.

5. Ведение мяча на месте  правой и левой рукой с последующей  передачей мяча двумя руками  произвольным способом.

6. Чередование подбрасывания  мяча с ударами об пол.

7. Ведение мяча, ударяя  ладонью по нему (произвольным  способом).

8. Ведение мяча, остановка  шагом и передача мяча.

9. Ведение мяча вокруг  себя.

10. Ведение мяча с изменением  скорости и направления передвижения.

Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину

1. Перебрасывание мяча  через сетку натянутую выше  головы ребенка

(произвольным способом).

2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за  головы.

3. Удары мячом об пол  и броски его в баскетбольный щит.

4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую  на полу, удобным для детей  способом.

5. Бросок мяча в корзину  после ведения с фиксацией  остановки.

Приложение 2

Примерные планы занятий.

Занятие №1

Задачи. Формировать умение действовать с мячом, научить быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и внимание.

Пособия. Мячи резиновые по количеству детей, свисток.

Содержание и методика проведения.

Первая часть.

1. Ходьба друг за другом  с мячом в руках. Подбросить  мяч вверх и поймать его 5-6 раз подряд.

2. Бросание мяча вверх  и ловля его после отскока  от пола. Учить следить за мячом  при броске, ловить ладонями. Повторить 8-10 раз.

3. Катание мяча, наклонившись, обеими руками. Упражнение выполняют  все дети одновременно 4-6 раз. Напомнить, что при катании следует смотреть вперед, догоняя мяч не мешать товарищу.

Вторая часть. Подвижная игра «Играй, играй мяч не теряй». Напомнить детям, какие можно выполнять движения с мячом. Объяснить, что после сигнала необходимо как можно быстрее поймать мяч и держать его свободно, обеими руками на уровне груди, пальцы широко расставлены. Повторить 5-6 раз.

Третья часть. Малоподвижная игра «Будь внимателен» (3-4 мин.). Дети становятся в кружок, в середине его ведущий – воспитатель. Он бросает мяч кому-либо из круга, применяя обманные действия, и тот должен поймать мяч.

Не поймавший мяч получает штрафное очко. Напомнить детям, как надо принимать мяч.

Занятие №2.

Задачи. Учить ловле мяча, формировать навыки бросания мяча, способствовать развитию глазомера, координации движения и ловкости, учить дружно играть.

Пособия. Мячи резиновые по количеству детей, свисток.

Содержание и методика проведения.

Первая часть.

1. Бросание мяча вверх  и ловля его после отскока. Повторить 6-8 раз.

Перед каждым броском воспитатель проверяет правильно ли дети взяли мяч, и напоминает, что мяч надо ловить амортизирующим движением.

2. Игра «10 передач». Повторить 2-3 раза. Обращать внимание на  технику ловли мяча.

Вторая часть. Подвижная игра «Обгони мяч» (6-8 минут). Целесообразно первый раз организовать игру в медленном темпе, чтобы все поняли ее правильно, а затем проводить соревнования.

Третья часть. Произвольная игра детей с мячом на площадке. Каждый ребенок имеет мяч. Воспитатель следит, чтобы дети не толкались, играли дружно, поощряет и подсказывает. Помогает некоторым детям индивидуально.

Занятие №3.

Задачи. Учить детей ведению мяча на месте, упражнять в передаче-ловле мяча, способствовать развитию координации движений, ориентировки в пространстве, учить передачи мяча.

Пособие. Мячи резиновые по количеству детей, свисток.

Содержание и методика проведения.

Информация о работе Опытно - экспериментальная работа по развитию двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивной