Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:37, реферат
В настоящее время требуются новые подходы к управлению организаций, так как происходит увеличение изменений условий производства: ускорение нововведений, поиск высококвалифицированных кадров, тесное взаимодействие технологических, социально-экономических и политических процессов, их глобальное воздействие на экономику. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная), от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации и. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции: 1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
Введение……………………………………………………………………………...…3
1. Сущность организационного поведения………………………………………..….5
1.1 Введение в организационное поведение……………………………………..…...5
1.2 Предмет, цели, задачи и методы дисциплины…………………………………....6
1.3 Подходы к изучению организационного поведения…………..............................7
1.4 Модели организационного поведения…………………………………………….9
2. Лидерство…………………………………………………………………………...12
2.1 Основные понятия и характеристика лидерства……………..............................12
2.2 Власть, лидерство и менеджмент……………………………...............................14
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………
1.4
Модели организационного
Основой моделей
организационного поведения
Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:
Теория «Х»
- человек изначально не
любит работать и будет
- поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.
- средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «У»
- работа для человека так же естественна, как игра.
- внешний контроль –
не единственное средство
- средний человек стремится
к ответственности, его желание
избежать ответственности, как правило,
результат прошлого
Таким образом, теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.
Существует четыре
модели организационного
Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения.
Таблица 1 – Модели организационного поведения.
Анализ моделей
организационного поведения
• развитие и смена моделей носят эволюционный характер;
• они во многом определяются превалирующими потребностями работников;
• в настоящее время отмечается тенденция к применению новых моделей;
• эффективность модели во многом зависит от конкретной ситуации;
• модели могут
модифицироваться и
Основной вывод,
следующий из анализа моделей
организационного поведения: задача
менеджеров состоит не только
в идентификации используемых
в организации поведенческих
моделей, но и в осознании современных
требований и проявлении
Организационное
поведение - это систематическое
изучение поведения людей
Общение и деятельность
объединяются единым понятием - поведение,
которое подразделяется на
Одна из основных
отличительных черт науки об
организационном поведении –
ее междисциплинарный характер.
Еще одна черта
2 Лидерство
2.1
Основные понятия и
Лидер - член организации,
обладающий высоким личным
Лидерство определяют
как процесс социального
Лидеры и лидерство
делится на формальное и
Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности.
Неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации.
В определениях подчеркивается четыре важных момента, характерных для лидера и лидерства в целом:
Лидер призван
представлять интересы своих
подчиненных вне зависимости
от того, является ли он формальным
или нет. Он берет на себе
огромную ответственность и в
его интересах максимально
Лидер не принуждает
никого иди за ним. Его задача
максимально расположить к
Лидер должен сплотить коллектив, создать благоприятный климат, организационную структуру, уважение и доверие к себе. И тогда сила лидера и его «верной» команды сможет буквально свернуть горы.
Ответственность
за результат деятельности
Лидерство в организации можно определить по ряду признаков, основными из которых являются:
- Формальный лидер в организации всегда один - руководитель (руководители отделов и т.д. здесь не учитываются);
- Наряду с формальным
лидером, может существовать
- Члены коллектива (команды
лидера) в меру своей компетентности
и отведенным им функциям
- Лидер представляет интересы своих подчиненных;
- Лидер несет полную ответственность за результат и периодически оценивает свою работу.
2.2 Власть, лидерство и менеджмент
На сегодняшний
день нет ни одной теории
или подхода, который объединял
бы все исследования и отражал
бы общее видение феномена
лидерства и фигуры лидера. Проблематика
лидерства рассматривается в
теории личностных качеств, в
концепциях организационного
Вот некоторые выводы, которые делают исследователи:
- нет стандартного набора качеств, который должен быть присущ лидерам. В разных ситуациях эффективные лидеры проявляют различные личностные качества;
- следуя пионерским работам
К. Левина, можно выделить три
стиля руководства или
- вектор ориентации также
может менять направление в
зависимости от ситуации в
группе: в полярных ситуациях - благоприятных
или неблагоприятных для группы
- лидер, ориентированный на задачу,
добивается больших
- руководителей можно обучать методам эффективного лидерства;
- лидеры должны постоянно
совершенствоваться, а также развивать
подчиненных, уметь использовать
свои сильные стороны так же
хорошо, как восполнять пробелы
в знаниях. Лидер должен пользоваться
доверием окружающих, руководствоваться
личными фундаментальными
- лидер должен уметь
создавать внутренние и
Основой любой
организации и ее главным
богатством являются люди. Многие
из предпринимателей, желая подчеркнуть
свой вес и размах
В любой организации,
вне зависимости от рода ее
деятельности, существует такое
понятие, как власть. Понятие власти
неразрывно связано с
Лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду бизнеса.
Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на самого индивидуума. Индивидуум, принявший на себя роль лидера, оказывает влияние на общество, предлагая ему результат своей деятельности в виде товаров и услуг. Но и общество влияет на этого человека и его деятельность. Лидер принимает на себя функцию высказывания общественного мнения, формулировки общественной потребности Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника производственного процесса.