Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учреждении среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
В соответствии с темой определена цель исследования – изучить условия успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
Гипотеза исследования заключается в том, что правильно спланированная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО приведет к повышению эффективности их познавательной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории;
2) изучитькомпоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО;
3)изучитьфункции педагога по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учреждения СПО…………..................7
Особенности организации процесса обучения в учреждении СПО………………………………………………………………………………...7
1.2 Компоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………...12
1.3 Мотивирование обучающихся как фактор успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...23
Глава 2. Изучение организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО на практике……………………………………………...…..24
2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………..24
2.2 Методические рекомендации преподавателям и студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы……………………….28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 78.29 Кб (Скачать файл)

4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Одним из важнейших стимулирующих  моментов самостоятельной работы студентов  в условиях многоуровневой структуры  образования является компьютеризация образовательного процесса. В этих условиях студент вырабатывает умение самостоятельно выбирать источники информации, приобщается к этике международного общения с навыками экономии времени, овладевает искусством объективной и целевой оценки собственного потенциала, своих деловых и личностных качеств.[13,4]

Одним из вариантов внедрения  новых технологий может стать  создание и использование электронных  учебников, позволяющих постоянно  обновлять исходную информацию в  виде меняющихся примеров и статистических данных, изменять параметры моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей.

Таким образом, эффективная  реализация самостоятельной работы зависит от заинтересованности в  достижении результата, т.е. от устойчивой мотивации, психологической настройки  студента на значимость выполняемой  работы. При организации самостоятельной  работы студентов необходимо многостороннее согласование подходов к ее организации.

 

Выводы по 1 главе

 

Организация самостоятельной  работы, руководство ею — это  ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности  и необходимо рассматривать как  составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач  первостепенной важности.

Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Именно самостоятельная  работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, творческому развитию и формированию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

 

 

 

 

Глава 2. Изучение организации внеаудиторной  самостоятельной работы студентов  СПО на практике.

 

2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы

В Сибирском профессиональном колледже мною был изучен и проанализирован рабочий тематический план занятий по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.

В качестве основных методов при изучении были использованы метод беседы (с педагогом, ведущим дисциплину «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и анализ документации (государственный образовательный стандарт, рабочая программа дисциплины, планы работы). Благодаря этим методам, были получены нижепредставленные результаты.

В практике преподавания бухгалтерского учета, анализа и аудита преобладают занятия практического характера. Изучив учебно-тематический план дисциплины, я увидела, что практическим и внеаудиторным занятиям отводится более 50% от общего количества часов.

По словам преподавателя, в ходе таких занятий, учащиеся овладевают практическими умениями, закрепляют полученные теоретические знания. Также, занятия практического характера  помогают учащимся овладевать расчетными навыками, знакомиться с основами бухгалтерии. Учащиеся также учатся составлять перспективные и календарные планы работы, разрабатывать расчетные алгоритмы и сценарии решения, составлять консультации и рекомендации для родителей и воспитателей. Все эти виды работы проходят под чётким руководством преподавателя; Н.Л. Ерёмина чётко ставит задачи и даёт инструктаж работы, проверяет теоретическую и практическую готовность учащихся, обращает внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентирует учащихся на самоконтроль. Так же мы выясним, что важным для формирования самообразовательной компетенции является не только то, научится ли студент работать самостоятельно, но и то, будет ли он делать это после окончания колледжа в изменившихся условиях жизнедеятельности. Одним из содержательных компонентов перспективной самостоятельной работы является работа студента над своими типичными  ошибками и собственными резервами совершенствования навыков. Для того, чтобы сделать эти недочеты объектами сознательной целенаправленной работы самого обучающегося, целесообразно фиксировать их в специальной индивидуальной карте профессиональной подготовки студента и давать индивидуальные задания. Эти задания должны быть направлены на устранение соответствующих пробелов путем дополнительной работы по учебным пособиям, сознательного введения студентам в свою работу новых умений, с которыми связаны ошибки. [18] 

Я выяснила, что на самостоятельную работу отводится очень мало времени, поэтому над устранением ошибок работают на практических занятиях.

В ходе исследования я провела анкетирование обучающихся с целью выявления уровня учебной мотивации.

Результаты анкетирования  представлены в таблице:

Таблица

Внеаудиторная самостоятельная  работа с позиции преподавателей и студентов

 

Мифы преподавателей

Реальность

 

Вера в учебную и  профессиональную мотивацию студента

Студенты имеют низкую учебную и профессиональную мотивацию (поступили, чтобы получить «корочку», настояли родители и т.п.).

 

Преподаватель – главная  фигура образовательного процесса

Для студентов достижения преподавателя значат гораздо меньше, чем для самого преподавателя. Для  них гораздо важнее практическая польза занятий. Студент хочет быть субъектом деятельности.

 

Самостоятельная работа современных  студентов может быть организована по – старому

Студенты хорошо владеют  информационными технологиями, предпочитают индивидуальный подход в обучении, но не любят читать книги, не соглашаются  выполнять действия, смысл которых  непонятен, имеют низкий уровень  самоорганизации.

 

Понимание студентами цели и смысла самостоятельной работы

Студенты не в полной мере понимают и принимают цель самостоятельной  работы как личностно значимую.

 

Готовность студента к  разным видам самостоятельной работы

Первокурсники не справляются  с наиболее сложными видами самостоятельной  работы (познавательно – поисковой, творческой). Чаще всего проявляется  готовность к репродуктивным видам.

 

Рефлексия самостоятельной  деятельности

Низкий уровень самоконтроля, самоанализа

 

Заинтересованность в  результатах самостоятельной работы

Студенты отчуждены от продуктов своей самостоятельной  учебной деятельности (рефераты, конспекты  пишет не для себя, а для преподавателя  и ради оценки)

 

Чем больше объем заданий, тем студент образованнее

Студенты ценят не сами знания и их объем, а их практическую пользу.

 

Мифы студентов

Реальность

 

Чудо (надежда, что все  решится само собой, даже если не выполнил ряд заданий)

Накопленные долги, неуспеваемость и угроза отчисления.

 

Деньги (оплатил услуги в  Интернете – «Рефераты на «5+»  – получил хорошую оценку)

Студент отчужден от процесса интеллектуального труда, потому что  любые работы за него могут сделать  другие.

 

Результаты самостоятельной  работы зависят от внешних факторов

Многое зависти от студента, его активности и самостоятельности

 

Владение информационными  технологиями – залог успешности выполнения задания

Использование Интернет - источников без индивидуального творческого  подхода

 

«Это не для меня» (большой  объем, трудная, неинтересная тема и  т.п.)

Дифференциация по уровню самостоятельности, индивидуализация

 

Устное задание для  самостоятельной работы – отсутствие задания

Возможность преподавателя  использовать разные виды контроля


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методические рекомендации преподавателям и студентам

по  организации внеаудиторной самостоятельной  работы

 

Образовательная система России переживает сегодня  глобальные изменения. Кардинально  меняются все элементы образовательного процесса. Стандарты нового поколения  предписывают активную позицию студента, а также изменение роли преподавателя  в образовательном процессе. С  их введением существенно возрастает значение самостоятельной работы. Речь идет не о формальном увеличении числа  часов на самостоятельную работу, а об организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающей субъектную позицию обучающегося, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе - овладение профессиональными и общими компетенциями. Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее в ходе всех видов самостоятельной деятельности.[16,10,13]

Внеаудиторная самостоятельная  работа является одним из наиболее слабых мест в практике учреждений среднего профессионального образования. Наблюдения показали, что в настоящий момент как студенты, так и преподаватели в полной мере не готовы к реализации такого обязательного звена процесса обучения, как внеаудиторная самостоятельная работа.

Организация и руководство внеаудиторной  самостоятельной работой студентов (рекомендации для преподавателей)

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную  самостоятельную работу преподавателям, на мой взгляд, лучше использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподавателю следует предупредить студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.[15]

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной  работы и при необходимости преподаватель  может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного  на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально  или группами студентов в зависимости  от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной  работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов  внеаудиторной самостоятельной  работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного  на обязательные учебные занятия  по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную  работу студентов по дисциплине, может  проходить в письменной, устной или  смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

Я считаю, что  в качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

А в качестве критериев оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента могут выступать:

- уровень освоения  студентом учебного материала;

- умение студента  использовать теоретические знания  при выполнении практических  задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность  и четкость изложения ответа;

- оформление  материала в соответствии с  требованиями.

Таким образом, воплощению социального заказа на изменение  ролей субъектов внеаудиторной  самостоятельной работы в образовательном  учреждении в определенной степени  препятствуют педагогические мифы, как  самих преподавателей, так и студентов. Для воплощения стандартов нового поколения  в реальность требуется в первую очередь изменение менталитета  преподавателей, студентов, иерархии их ценностей. Более того, чтобы самостоятельная  работа стала целенаправленной, систематической, управляемой и продуктивной необходимо решить проблемы нормативно - методического  обеспечения самостоятельной работы обучающихся; создать учебно-методические комплексы для самостоятельной  внеаудиторной деятельности обучающихся, предусматривающих дифференциацию и вариативность, контроль и оценку результатов. Должен произойти принципиальный пересмотр подходов к организации  внеаудиторной самостоятельной  работы, так как одним из требований к условиям реализации ОПОП является обеспечение образовательным учреждением  эффективной самостоятельной работы обучающихся.

Методические  рекомендации по организации внеаудиторной  самостоятельной работы студентам

Перед началом  самостоятельной работы студентам  следует рекомендовать изучить содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты 
времени на их подготовку, алгоритм действий и объем помощи 
преподавателя.

Информация о работе Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учреждении среднего профессионального образования