Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа
Предмет исследования – условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
В соответствии с темой определена цель исследования – изучить условия успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
Гипотеза исследования заключается в том, что правильно спланированная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО приведет к повышению эффективности их познавательной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории;
2) изучитькомпоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО;
3)изучитьфункции педагога по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учреждения СПО…………..................7
Особенности организации процесса обучения в учреждении СПО………………………………………………………………………………...7
1.2 Компоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………...12
1.3 Мотивирование обучающихся как фактор успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...23
Глава 2. Изучение организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО на практике……………………………………………...…..24
2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………..24
2.2 Методические рекомендации преподавателям и студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы……………………….28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………
4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Одним из важнейших стимулирующих моментов самостоятельной работы студентов в условиях многоуровневой структуры образования является компьютеризация образовательного процесса. В этих условиях студент вырабатывает умение самостоятельно выбирать источники информации, приобщается к этике международного общения с навыками экономии времени, овладевает искусством объективной и целевой оценки собственного потенциала, своих деловых и личностных качеств.[13,4]
Одним из вариантов внедрения новых технологий может стать создание и использование электронных учебников, позволяющих постоянно обновлять исходную информацию в виде меняющихся примеров и статистических данных, изменять параметры моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей.
Таким образом, эффективная
реализация самостоятельной работы
зависит от заинтересованности в
достижении результата, т.е. от устойчивой
мотивации, психологической настройки
студента на значимость выполняемой
работы. При организации
Выводы по 1 главе
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, творческому развитию и формированию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Глава 2. Изучение организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО на практике.
2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы
В Сибирском профессиональном колледже мною был изучен и проанализирован рабочий тематический план занятий по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.
В качестве основных методов при изучении были использованы метод беседы (с педагогом, ведущим дисциплину «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и анализ документации (государственный образовательный стандарт, рабочая программа дисциплины, планы работы). Благодаря этим методам, были получены нижепредставленные результаты.
В практике преподавания бухгалтерского учета, анализа и аудита преобладают занятия практического характера. Изучив учебно-тематический план дисциплины, я увидела, что практическим и внеаудиторным занятиям отводится более 50% от общего количества часов.
По словам преподавателя,
в ходе таких занятий, учащиеся овладевают
практическими умениями, закрепляют
полученные теоретические знания. Также,
занятия практического
Я выяснила, что на самостоятельную работу отводится очень мало времени, поэтому над устранением ошибок работают на практических занятиях.
В ходе исследования
я провела анкетирование
Результаты анкетирования представлены в таблице:
Таблица | |
Внеаудиторная самостоятельная работа с позиции преподавателей и студентов | |
Мифы преподавателей |
Реальность |
Вера в учебную и профессиональную мотивацию студента |
Студенты имеют низкую учебную и профессиональную мотивацию (поступили, чтобы получить «корочку», настояли родители и т.п.). |
Преподаватель – главная фигура образовательного процесса |
Для студентов достижения преподавателя значат гораздо меньше, чем для самого преподавателя. Для них гораздо важнее практическая польза занятий. Студент хочет быть субъектом деятельности. |
Самостоятельная работа современных студентов может быть организована по – старому |
Студенты хорошо владеют информационными технологиями, предпочитают индивидуальный подход в обучении, но не любят читать книги, не соглашаются выполнять действия, смысл которых непонятен, имеют низкий уровень самоорганизации. |
Понимание студентами цели и смысла самостоятельной работы |
Студенты не в полной мере понимают и принимают цель самостоятельной работы как личностно значимую. |
Готовность студента к разным видам самостоятельной работы |
Первокурсники не справляются с наиболее сложными видами самостоятельной работы (познавательно – поисковой, творческой). Чаще всего проявляется готовность к репродуктивным видам. |
Рефлексия самостоятельной деятельности |
Низкий уровень самоконтроля, самоанализа |
Заинтересованность в
результатах самостоятельной |
Студенты отчуждены от
продуктов своей |
Чем больше объем заданий, тем студент образованнее |
Студенты ценят не сами знания и их объем, а их практическую пользу. |
Мифы студентов |
Реальность |
Чудо (надежда, что все решится само собой, даже если не выполнил ряд заданий) |
Накопленные долги, неуспеваемость и угроза отчисления. |
Деньги (оплатил услуги в Интернете – «Рефераты на «5+» – получил хорошую оценку) |
Студент отчужден от процесса интеллектуального труда, потому что любые работы за него могут сделать другие. |
Результаты самостоятельной работы зависят от внешних факторов |
Многое зависти от студента, его активности и самостоятельности |
Владение информационными технологиями – залог успешности выполнения задания |
Использование Интернет - источников
без индивидуального |
«Это не для меня» (большой объем, трудная, неинтересная тема и т.п.) |
Дифференциация по уровню самостоятельности, индивидуализация |
Устное задание для самостоятельной работы – отсутствие задания |
Возможность преподавателя использовать разные виды контроля |
по
организации внеаудиторной
Образовательная
система России переживает сегодня
глобальные изменения. Кардинально
меняются все элементы образовательного
процесса. Стандарты нового поколения
предписывают активную позицию студента,
а также изменение роли преподавателя
в образовательном процессе. С
их введением существенно
Внеаудиторная самостоятельная работа является одним из наиболее слабых мест в практике учреждений среднего профессионального образования. Наблюдения показали, что в настоящий момент как студенты, так и преподаватели в полной мере не готовы к реализации такого обязательного звена процесса обучения, как внеаудиторная самостоятельная работа.
Организация
и руководство внеаудиторной
самостоятельной работой
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу преподавателям, на мой взгляд, лучше использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподавателю следует предупредить студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.[15]
Во время выполнения
студентами внеаудиторной самостоятельной
работы и при необходимости
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов
внеаудиторной самостоятельной
работы студентов может осуществляться
в пределах времени, отведенного
на обязательные учебные занятия
по дисциплине и внеаудиторную
Я считаю, что в качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
А в качестве критериев оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента могут выступать:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента
использовать теоретические
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Таким образом, воплощению
социального заказа на изменение
ролей субъектов внеаудиторной
самостоятельной работы в образовательном
учреждении в определенной степени
препятствуют педагогические мифы, как
самих преподавателей, так и студентов.
Для воплощения стандартов нового поколения
в реальность требуется в первую
очередь изменение менталитета
преподавателей, студентов, иерархии их
ценностей. Более того, чтобы самостоятельная
работа стала целенаправленной, систематической,
управляемой и продуктивной необходимо
решить проблемы нормативно - методического
обеспечения самостоятельной
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентам
Перед началом
самостоятельной работы студентам
следует рекомендовать изучить содержание
основных видов заданий: их краткую характеристику,
ориентировочные затраты
времени на их подготовку, алгоритм действий
и объем помощи
преподавателя.