Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа
Предмет исследования – условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
В соответствии с темой определена цель исследования – изучить условия успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
Гипотеза исследования заключается в том, что правильно спланированная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО приведет к повышению эффективности их познавательной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории;
2) изучитькомпоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО;
3)изучитьфункции педагога по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учреждения СПО…………..................7
Особенности организации процесса обучения в учреждении СПО………………………………………………………………………………...7
1.2 Компоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………...12
1.3 Мотивирование обучающихся как фактор успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...23
Глава 2. Изучение организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО на практике……………………………………………...…..24
2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………..24
2.2 Методические рекомендации преподавателям и студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы……………………….28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………
Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.
Дополнительные задания являются заданиями по выбору студента. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. Например, по теме 1 в качестве обязательного задания студентам предстоит составить информационный блок, следовательно, в качестве дополнительного задания данный вид работы они выбрать не могут.
Расчет объема
часов самостоятельной работы по
каждой
теме складывается из суммы ориентировочных
затрат времени
на выполнение обязательных и выбранных
студентами дополнительных заданий. При
этом общий объем времени по каждой теме
не должен быть менее количества часов,
отведенных на ее изучение по тематическому
плану.[16]
Студенты должны
ознакомиться с образцами выполнения
заданий, критериями их оценки. Затем они
подбирают необходимую литературу, получая
консультации преподавателя.
Выводы по 2 главе
Эффективность внеаудиторной работы, также как и аудиторных занятий, в значительной степени зависит от того, как она организована. Как показывает опыт проведения этой формы обучения, очень важно, чтобы параметры этой работы были ясными и чёткими, то есть, чтобы студенту было ясно, когда и в каком виде должен быть представлен отчёт о выполненной работе. Так же ясными для студента должны быть требования к результату. Если задание связано с определёнными действиями, операциями или процедурами, то студент должен научиться осуществлять их правильно. Если же задание связано с тем, что студент должен решить какую-проблему, то ему должна быть предоставлена максимальная свобода в выборе средств определения параметров задачи. При этом упор должен быть сделан на созидательность.
Эффективность внеаудиторной работы во многом зависит и от ясности критериев оценки. Во-первых, оценка должна чётко отражать связь затрат с результатом. Во-вторых, она должна носить сравнительный характер, тем самым, отражая конкурентность учебного процесса.
Одним из важнейших
условий эффективной
Внеаудиторная групповая работа более чем какая-либо другая форма обучения развивает у студентов чувство ответственности, приверженности к группе и взятом на себя обязательстве. Этому существенно способствует оценка работы группы в целом, что побуждает её к активной реакции на то, какой вклад вносят её отдельные члены в получении конечного результата совместной деятельности.
Заключение
Изучив данную проблему, можно сделать вывод, что учебная самостоятельность студентов представляет собой форму самостоятельной работы и рассматривается как качество личности обучающихся, проявляющееся в их готовности и способности к самостоятельному решению поставленных преподавателем или ими самими задач, устойчивой потребности будущих профессионалов участвовать в учебно-познавательной деятельности, осуществляемой на практическом занятии и вне его.
Формирование учебной самостоятельности будущих специалистов в процессе обучения зависит от обучающих (усвоение представлений о роли и значимости самостоятельности в современном обществе и профессиональном развитии специалиста, овладение знаниями и умениями самостоятельной учебной деятельности), воспитательных (воспитание личностных и профессионально важных качеств обучающихся: самостоятельности, конкурентоспособности, инициативы, активности, творчества), развивающих (стимулирование интереса личности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности, потребности в практическом применении ее умений) возможностей воспитательно-образовательного процесса в СПО, направленных на развитие самостоятельности как качества личности обучающихся и основы их компетентности.
Педагогическими условиями, способствующими формированию учебной самостоятельности будущих специалистов в процессе обучения, выступают: реализация системного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно- образовательного процесса; использование педагогической технологии с учетом специфических особенностей деятельности будущих специалистов в период обучения , развитости личностных и профессионально важных качеств.
Таким образом, теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы. Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшей разработки педагогических основ формирования учебной самостоятельности обучающихся в различных типах образовательных учреждений и определения педагогических условий, способствующих эффективному развитию данного процесса.
Список литературы:
Книги одного автора:
1.Гулидов , И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение : учеб.пособие / И. Н. Гулидов . - М. : ФОРУМ, 2005. - 236 с
2.Клюева, Г. А.Компетентностно-
3.Крикунова, Т. К. Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: учеб.пособие для студ. пед. вузов / Т. К. Крикунова. - М. : Академия , 1999. - 152 с.
4.Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / Пидкасистый, П.И. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
5.Рабочая книга методиста, куратора вссузе / Б. В. Кабарухин. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 282 с
Воронин А.С. Самостоятельная работа. Студентов. Учебное электронное текстовое издание, Екатеринбург. 2005
Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов:Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с.
Книги двух авторов:
Книги трех авторов:
6.Остапенко, М. Е. Совершенствование внеаудиторной работы со студентами : методический материал / М. Е. Остапенко, Е. А. Франчук, Н. Ю. Рылова // Среднее профессиональное образование. - 2011.
Статьи из журналов:
7.Георге, И. В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности / И. В. Георге // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 3. - С. 49-51
8.Изволенская, В. И. Формирование навыков самостоятельной деятельности студентов в ходе изучения общественных дисциплин : методический материал / В. И. Изволенская // Методист. - 2011. - № 6
9.Марков, Ю. П. Принципы разработки материала для самостоятельной работы студентов / Ю. П. Марков // Специалист. - 2010. - № 8. - С. 32-33
10.Мокрова, И. И.Развитие самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях индивидуализации образовательного процесса / И. И. Мокрова // Методист. - 2011. - № 9. - С. 32-33
11.Сидорова, Л. В. Личностно-ориентированный подход к самостоятельной работе студентов младших курсов по иностранному языку / Л. В. Сидорова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011
12.Федорова, М. А. О формировании учебной самостоятельной деятельности студентов / М. А. Федорова // Инновации в образовании. – 2011
13.Чуб, Е. В. Моделирование самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении : научное издание / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. - 2011. - № 5. - С. 58-65
14.Шестопалова, С. В. Формирование ключевых профессиональных компетенций у студентов при подготовке проектов и организации самостоятельной деятельности : методический материал / С. В. Шестопалова // Методист. - 2011. - № 5. - С. 39-41
Карпова О.Л. Педагогическое
содействие самообразовательной
Мазниченко М. А. Активная позиция студента: воплощение социального заказа в реальность // Образовательные технологии. - 2010. - № 3. - С. 14-21.
Материалы конференций:
Стандарты, технико-экономические и технические документы:
15.Организация учебно-методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования : сборник методических рекомендаций для практического пользования. - М. : Редакция журнала "СПО", 2006. - 216 с.
16.Положение о внеаудиторнойсамостоятельной работе студентов... в форме зачетных работ по общеобразовательным дисциплинам: математике, физике, химии // Администратор образования. - 2011. - № 22. - С. 64-68
17.Положение о Порядке планирования и организации самостоятельной работы студентов в Г(О)ОУ СПО "Елецкий промышленно-экономический техникум" // Администратор образования. - 2011
Диссертации:
Авторефераты диссертаций:
Электронные ресурсы:
Удаленного доступа:
18.http://www.sppk.ru/
Приложение 1
Методика на определение уровня учебной мотивации
Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету.
Содержание тест-опросника.
Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
Да |
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
Нет |
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Проверка надежности теста. Проверка надежности производилась на основе анализа 353 анкет, в которых испытуемые (учащиеся и студенты различных средне-специальных и высших учебных заведений г. Стерлитамака в возрасте 16—30 лет) выражали свое отношение к изучаемым предметам. Для вычисления надежности и точности применялась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности — согласованности целого теста использовались формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха [6]. Получены следующие показатели:
Вычислены также следующие показатели:
Проверка валидности теста осуществлялась путем выделения двух контрастных групп предметов: 1) предметы, которые, по мнению самих учащихся (студентов), нравились, были интересны им; 2) предметы, которые явно не нравились учащимся (студентам), были им неинтересны. Обработке были подвергнуты ответы 50 испытуемых. Среднее арифметическое для первой группы составило 16,4, среднее квадратическое отклонение — 2,97; для второй группы среднее арифметическое составило 4,4; среднее квадратическое отклонение — 3,26. Значение t (критерий Стьюдента) значительно превысило однопроцентный уровень значимости, что свидетельствует о том, что разработанный тест в высокой степени характеризует то, для измерения чего он предназначен.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0—10 баллон — внешняя мотивация;
11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы: