Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации и методики закрепления знаний студентов на уроках по дисциплинам и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы закрепления знаний в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность студентов и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты организации методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин как педагогическая проблема
Понятие закрепления знаний и его функции
1.2 Особенности организации закрепления знаний на уроках специализированных дисциплин
Исследование особенностей методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин
Способы организации закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин
Разработка урока закрепления знаний по теме «Конструирование женского и мужского плечевого изделия».
Методические рекомендации по организации закрепления знаний на уроках специальных дисциплин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 - Классификация геометрических объёмных форм в женской одежде
Приложение 2 - Сборочные конструктивные единицы женской блузки

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_ Организация и методика закрепления знаний учащихся на уроках спецдисциплин[1].docx

— 109.43 Кб (Скачать файл)

 

Вывод

При выполнении работы по составлению  анализа композиционных элементов  конструкции одежды были выбраны  модели: одна из женского ассортимента, другая из мужского.

Модели подобраны с  учетом направления моды.

Описание внешнего вида изделия  составлено на основе подробного анализа  модели.

В работе представлены: таблица  сборочных конструктивных единиц, технический  рисунок модели.

Дальнейшая разработка модельных  конструкций на определенную модель, заданную эскизом зависит от правильного  анализа композиционных элементов.

 

IV. Подведение итогов  занятия

Глядя на выполненные вами  проекты, хочу сказать о том, что вы поработали сегодня хорошо, добились поставленных целей занятия, а самое главное, что вы побывали в роли дизайнеров, и я надеюсь, что полученная вами информация на занятиях пригодиться вам в самостоятельной жизни и дальнейшем самоопределении. 

 

2.3 Методические рекомендации по организации закрепления знаний на уроках конструирование и моделирование одежды.

 

В современном образовании  все больший упор делается на то, чтобы студенты активно включались в процесс приобретения знаний. Именно позиция студента становится все более определяющим фактором в результатах познавательной деятельности.

В данной работе представлены методические рекомендации организации  закрепления знаний на занятиях учебной  дисциплины «Конструирование и моделирование одежды» по специальности «Дизайн одежды».

Задачи данных методических рекомендаций:

— закрепление на практике полученных знаний по конструированию и моделированию одежды;

— углубление и  систематизация основных умений в сфере  педагогических   технологий;

— изучение и творческий анализ передового педагогического  опыта, использование и применение инноваций в области теории и  практики художественного воспитания студентов.

— формирование у  студентов основ педагогической деятельности: наблюдение, описание, объяснение, рефлексия и коррекция собственной деятельности, способность к видению проблем и поиску их решению;

— развитие личностных качеств педагогов: самостоятельности, творческой инициативы, способность  испытывать и проявлять интерес.

Целью урока закрепления  знаний является вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка  умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления  знаний:

1. Актуализация опорных  знаний и их коррекция.

2. Определение границ  ( возможностей ) применение этих знаний:

что с их помощью можно  определить, где применить?

3. Пробное применение  знаний.

4. Упражнения по образцу  и в сходных условиях с целью  выработки умений безошибочного  применения знаний.

5. Упражнения с переносом  знаний в новые условия.

Целью закрепления знаний на уроках специальных дисциплин  является полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение принципов обучения, раскрытие сущности методов, средств, приемов обучения и воспитания, воспитании  и развитии личности, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий составления плана-конспекта урока по предмету специального цикла, разработки и изготовления наглядности и т. д.).

В педагогическом контроле используются различные формы и  методы работы: устный опрос, дидактические  тесты, анализ литературы и документации, тесты на развитие творческого воображения, упражнения-тесты, задания-практикумы, творческие работы (задания).

Материал педагогического  контроля излагается на уровне представления, понимания, применения и творчества. Серии заданий, представленные в  пособии, требуют от студентов разнообразной познавательной деятельности (от действий по образцу, репродуктивно-вариативной и творческой деятельностью).

Предлагаемые разноуровневые задания являются примерными и носят интегральный характер. Это позволяет преподавателю самостоятельно разрабатывать задания для проведения педагогического контроля с учетом возможностей студентов.

Современный урок закрепления знаний – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где преподаватель и студент постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения студентов на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной  основы обучения студентов в форме технологической карты.

В технологической  карте урока по специальной дисциплине  преподаватель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме (Таблица 2).

Таблица 2 - Технологическая карта урока по специальной дисциплине 

Тема урока

 

 

Формируемая область понимания, мировоззренческие идеи

 

Личностная значимость изучаемого материала

 

Цели  урока

 

Студенты должны

знать

 

 

уметь

 

Тип урока. Применяемая технология

 

 

Методы обучения

 

 

План урока 

 

 

Приемы деятельности преподавателя

 

 

Организация деятельности студентов

 

 

Познавательные задания

 

 

Вид и форма контроля

 

 

Методическое оснащение

 

 

Оценки за урок

 

 

Домашнее 

задание

  

 

 

Результатом эффективно организованного  процесса закрепления знаний на уроках специальных дисциплин является свободное оперирование программным  учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению принципов, методов, средств и приемов обучения и воспитания , демонстрация знаний в сфере педагогических   технологий, выполнение творческих работ и заданий, составления плана-конспекта урока по предмету специального цикла, разработки и изготовления наглядности и т. д.)

Рекомендации 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, требования к современному уроку позволяют считать закрепление умений его необходимым структурным элементом. Становление и формирование новых знаний происходит в процессе их применения. Закрепление - не самоцель, а средство формирования и приобретения новых знаний, оно не всегда является отдельным и самостоятельным этапом урока, оно может пронизывать его компоненты, являясь конечным результатом применения знаний.

С целью закрепления  знаний студентов на уроках конструирования по специальности «Дизайн одежды» используются различные формы и методы работы: устный опрос, дидактические тесты, построение чертежей конструкции на основе своих данных, упражнения-тесты, задания-практикумы.

Современная методика нацеливает на высокую активность и самостоятельность студентов в процессе закрепления, недопущение механического характера этого вида работы на уроке. Закрепление на уроке проводится обычно после объяснения нового материала, используется и при выполнении домашнего задания по предмету. Проводятся по плану специальные уроки закрепления материала, уроки повторения и обобщения пройденного, на которых используется этот вид работы со студентами.

Упражнения и  самостоятельная работа как средства закрепления и совершенствования  знаний и умений должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Важнейшее  из таких требований - целенаправленность деятельности студентов. Студенты всегда должны четко представлять, что от них требуется, к какому результату они должны стремиться. Это стимулирует их активность, повышает степень сознательности, способствует творческому применению знаний.

Одно из требований к учебной работе студентов на уроках специальных дисциплин - ее посильность на соответствующем этапе обучения, наличие у студентов необходимого запаса знаний и умений. Вместе с тем посильность задания предполагает не легкость его, а необходимость приложения максимума усилий для выполнения задания, ибо только это дает ощутимые результаты в развитии познавательных способностей.

На занятиях преподавания специальных дисциплин при закреплении  знаний  применяются тесты учебных  достижений. Они состоят из заданий  по выявлению того, владеют ли студенты требованиями учебной дисциплины.

Чтобы сделать процесс  контроля и закрепления знаний более  эффективным и облегчить работу преподавателя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности.

В данной работе представлены методические рекомендации организации  закрепления знаний на занятиях учебной  дисциплины «Конструирование и моделирование одежды» по специальности «Дизайн одежды», в которых определено, что целью урока закрепления знаний является вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алехин О.А. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. М.: Просвещение, 2009.
  2. Базылев О.С. Подготовка студентов к проектированию: методическое пособие/ О.С. Базылев. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.-32с.
  3. Базылев О.С. Введение в курс художественного проектирования в художественном текстиле: метод. пособие/ О.С. Базылев.-Магнитогорск: МаГУ, 2010.-38с.
  4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. М.: Просвещение, 2010.
  5. Ильин М.В. Изучаем педагогику: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / М. В. Ильин. - Мн.: РИПО, 2012.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова.-М.: Гардарики, 2009.-528с.
  7. Паранюшкин Р.В. Деление одежды по сезонам/ Р.В. Паранюшкин.-Изд.2-е н/Д: Феникс,2009.-79с.:ил.
  8. Ростовцев Н.Н. Одежда как объект дизайна. М.: Изобразительное искусство, 2009.
  9. Сокольников Н.М. Деление одежды по сезонам. Обнинск: Титул, 2009.80с.: цв.ил.
  10. Сокольникова Н.М. Дизайн одежды и методика его преподавания. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  11. Шпикалова Т.Я. Анализ композиционных элементов конструкции одежды. М.: Просвещение, 2009.
  12. Щекалева М.А. Процесс контроля и закрепления знаний: учебно-методическое пособие / М.А. Щекалева ВГУЭС http://www.vvsu.ru/
  13. Разработка модельных конструкций женской и мужской одежды по заданному эскизу. www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque.
  14. Якорьева и др. Разработка модельных конструкций женской и мужской одежды по заданному эскизу: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

 

 

Приложение 1

 Рисунок 1 - Классификация геометрических объёмных форм в женской одежде

 

Приложение 2

Таблица 1 - Сборочные конструктивные единицы женской блузки

Наим. изделия

Наим. детали

Кол-во деталей в изделии, шт.

Эскиз детали

Наименование срезов

Женская блузка

Спинка

1

 

1-2 - срез горловины

2-3/1-8 – плечевой срез

3-4/7-8 – срез проймы

4-5/6-7 – боковой срез

5-6 – срез низа

 

Полочка

2

 

1-2 – срез горловины

2-3 – срез борта

3-4 – срез низа

4-5 – боковой срез

5-6 – срез проймы

1-6 – срез кокетки

 

Кокетка

2

 

1-2 – срез горловины

2-3 – срез кокетки

3-4 – срез проймы

1-4 – плечевой срез

 

Рукав

2

 

1-2 – срез охота

2-3/1-4 – передний срез

3-4 – срез низа

 

Воротник

(со сгибом)

2

 

1-2 – срез середины

2-3 – срез отлета

1-3 – срез втачивания  в горловину

 

Карман

2

 

1-2 – верхний срез

2-3/1-4 – боковые срезы

3-4 – нижний срез

 

Подборт

2

 

1-2 – плечевой срез 

2-3 – срез горловины

3-4 – внешний срез

4-5 – нижний срез

1-5 – внутренний срез

 

Манжет

2

 

1-2/3-4 – нижние срезы

2-3/1-4 – боковые срезы

 

Пояс

1

   
 

Шлевки

4

   

Информация о работе Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин