Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования явилось изучение основных подходов к обследованию речи у детей дошкольников с ФФН.
Объектом речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Предмет – методики обследования речи детей с ФФН.
Для раскрытия цели исследования были решены следующие задачи:
Изучен теоретический аспект по теме исследования.
Изучить методы и приемы развития детей с ФФН.
Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников
Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе..…...5
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи………………..8
Особенности речи детей с ФФН……………………………………………10
Глава 2: Анализ методик обследования фонематических процессов
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………………….14
Глава 3. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
3.1. Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….……23
3.2. Результаты обследования речи детей……………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Данная методика привлекает к себе простотой в  использовании, но по нашему мнению не может быть использована как самостоятельная методика в изучении речевой готовности, только как вспомогательная для другой методики.

 

Методика Ткаченко Т.А.

Следующую изученную  нами методику представляет Т.А. Ткаченко. Её методика представляет собой оптимальное количество тестовых заданий с картинным материалом для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников.

Т.А. Ткаченко утверждает, правильно проведённое обследование позволяет:

1) дать точное  и полное заключение;

2) установить  степень выраженности нарушения;

3) системно подходить  к анализу нарушения;

4) выявить первооснову  дефекта речи, либо его вторичность;

5) определить  относительно сохранные функции  и процессы;

6) выбрать эффективные  пути, а так же средства коррекционно-развивающей работы.

Начинается  обследование с записи анамнестических  данных, после чего начинают обследование общего развития ребёнка: знание своих  имени, фамилии, адреса, изучается игровая  деятельность ребёнка. После этого  ребёнку предлагают задание типа: «На верхней нитке нарисуй «бусинки» в следующей последовательности: маленький зелёный круг, большой синий квадрат» и т.д.

Следующее задание  – ответить на вопросы по содержанию сказок.

Третье задание: сосчитать количество точек в  каждом из квадратов и назвать итоговое число. Последнее задание на общее развитие ребёнка – дорисовать изображение дерева в соответствии с особенностями каждого времени года, назвать сезоны.

Личностные  черты изучают в повседневной жизни ребёнка.

Внимание (объём, концентрация, распределение, переключение).

Задание:

 – найти  и зачеркнуть по три одинаковых  изображения;

 – зачеркнуть  одной линией все круги, крест-накрест;

 – квадраты  и обвести треугольники;

 – провести  линии от ковриков к нужным  заплаткам.

Память (запоминание, сохранение, воспроизведение). После 20-минутного просмотра повернуться спиной к картинке и назвать, – в каком порядке будут падать предметы, если щенок потянет за правый край скатерти.

Интеллектуальное  развитие:

– провести линию  от каждого животного к его  сказочному домику, объяснить свои действия;

– соединить  линией пару предметов, подходящих друг к другу, объяснить;

– зачеркнуть лишнюю фигуру или предмет. Объяснить.

Артикуляционной аппарат:

– строение;

– подвижность.

Речевое развитие:

– общее звучание речи;

– звукопроизношение (повторить за взрослым, либо назвать самостоятельно предметы, их возможные качества и действия с ними по картинке); 
          – характеристика воспроизведения звуков;

– характеристика дифференциации звуков в произношении;

– фонематический слух (обвести картинку столько раз, сколько она будет названа правильно; внимательно послушать, что произносит говорящий попугай и повторить за ним; соединить картинки, названия которых звучат похоже).

Слоговая структура

Назвать самостоятельно или повторить за взрослым слова типа велосипедист, мотоциклист.

Лексика (запас  существительных, прилагательных, глаголов)

– указать, к  каким трём обобщениям можно отнести  объекты изображённые в рамке. Назвать  к каждому объекту характерные  признаки и действия;

– подробно объяснить значения слов (гроза, пылесос, аквариум и т.д.);

– назвать признаки предметов (арбуз, кот, стол и т.д.);

– рассказать об особенностях животных, изображённых на рисунке (гуси, корова, собака, лошадь и т.д.);

– подобрать  антонимы к предложенным словам;

– сложить в  одну сторону предметы сделанные  из одного материала;

– назвать профессию  и орудия труда.

Грамматический  строй

а) употребление падежных конструкций. Рассмотреть  картинку с изображением формы и  ответить на вопросы изменяя существительные  в падежах; 
б) использование предлогов. Рассматривая картинки, ответить на вопросы, используя в речи предлоги;

в) согласование различных частей речи. Рассмотри  рисунки и ответь на вопросы, согласовывая различные части речи;

г) построение фраз. Закончить высказывание, объяснив названное событие (собака грозно зарычала, потому что … и т.д.)

Связная речь

Составить рассказ  по предложенным сюжетным картинкам.

В конце обследования специалисты делают заключение и  дают рекомендации. Данное обследование интересно для детей, так как проходит в игровой форме и кроме этого оно даёт полное представление о речевой готовности.

 

Методика Лопатиной Л.А.

Традиционная  логопедическая методика считается  Л.А. Лопатиной

Этапы обследования: изучаем речь ребенка, проводим индивидуальное обследование.

Материал:

1) специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково.

При использовании  предметных картинок во время проверки звукопроизношения проверяется  и состояние словаря ребенка, не делает ли он перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.

2) сюжетные картинки, при помощи которых проверяется построение предложений ребенком, правильное употребление им предлогов, согласование членов предложения в роде, числе, падеже.

Для каждого  ребенка необходимо составить речевую  карту в соответствии со схемой обследования детей с ФФН.

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных:

1. Изучение характера  протекания беременности;

2. Изучение характера  протекания родов;

3. Изучение раннего  постнатального развития;

4. Изучение характера  речевого развития.

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования:

1. Исследование  слухового внимания и восприятия;

2. Исследование  состояния восприятия речи;

3. Исследование  зрительного восприятия, пространственного  праксиса;

4. Исследование  состояния моторики:

    • общей моторики;
    • ручной моторики;
    • артикуляционной моторики;
    • работы мышц лицевой мускулатуры;

5. Исследование  анатомического строения органов  артикуляции;

6. Исследование  состояния звукопроизношения;

7. Исследование  дыхательной и голосовой функции;

8. Исследование  состояния  просодических  компонентов речи;

9. Исследование  фонематических функций:

    • способность к фонематическому анализу и синтезу;
    • слухо-произносительная дифференциация звуков;

10. Исследование  состояния лексики:

    • изучение состояния словаря существительных;
    • изучение   состояния   глагольного словаря;
    • изучение состояния словаря прилагательных;

11. Исследование  состояния грамматического строя  речи и связной речи.

Проведение  обследования:

    1. обследование звукопроизношения;
    2. обследование речи;
    3. оформление фразы.

Необходимо  записывать все ответы с указанием даты обследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава   3.    Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

3.1.   Методика обследования речи детей дошкольного возраста                              с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 – 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовительную группу детского дошкольного учреждения.

При обследовании речи детей  использовалась традиционная в логопедии  методика (методика Л.А. Лопатиной). Схема обследования ребенка с ФФН представлена в Приложении 1.

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью  каждого ребенка группы. Обследование речи в детском саду проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, для подведения  итогов работы.

Этапы обследования. В практической работе обследование речи детей проводится в следующей последовательности. Сначала мы изучаем речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и другие). Затем проводится индивидуальное обследование, при котором выявляют особенности речи ребенка.

Материал.  Как правило, обследование проводится с использованием специального материала,  подобранного и оформленного в соответствии с опубликованными в специальной литературе рекомендациями ведущих российских дефектологов.  В логопедическом кабинете имеются специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки красочные и доступные как по содержанию, так и по исполнению.

В настоящее время уже подобраны  и оформлены серии картинок для  проверки следующих групп звуков.

1-я группа  — звонкие согласные     в, б, д, г:

В — валенки,  вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.

Б — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, бубен.

Д — дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди.

Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.

2-я группа  — свистящиес, с', з, з', ц:

С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.

С' — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.

3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.

3' — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.

Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

3-я группа  — шипящиеш, ж, ч, щ:

Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.

Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.

Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха.

Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь.

4-я группа  — сонорные   л, л', р, р':

Л — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.

Л' — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.

Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.

Р' — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.

5-я группа  — звук  j в конце и начале слога:

Й — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай.

Информация о работе Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста