Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа
Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников…………………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения………………
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………
2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе……………………………………………………………………
2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………
Методологической основой системного подхода является принцип взаимосвязи. Термин "система" используется в научной литературе в разных значениях и имеет более сорока определений этого понятия, рассматриваемых разными авторами. Они раскрывают различные точки зрения на саму сущность системного подхода, даются определения основным понятиям (система, целостность, организация, структура, связь, отношение, упорядоченность, функция, направленность), объясняется взаимосвязь между данными понятиями (46,5).
В советском
энциклопедическом словаре
А.Д. Урсул
считает, что "под системой
имеет смысл понимать
По Н.Ф. Реймерсу, "система – любая вещественно – энергетическая или концептуальная совокупность взаимосвязанных составляющих, объединенных прямыми и обратными связями в некоторое единство.
Л. фон
Берталанфи определяет систему,
При описании
внутреннего строения
Методологические
функции системного подхода
Структурным элементом общенаучного уровня методологии являются общенаучные теории.
В.А. Афанасьев
считает, что системный подход
можно отождествлять с
В.А. Энгельгардт
отмечает три важных момента
в характеристике отношений
А.Д. Урсул
говорит в своих трудах, прежде
всего о всеобщей связи
С позиции
системного подхода следует
Интеграция
наук, прежде всего естественных
и общественных, не может быть
представлена в виде простого
соединения в одно целое
Системный
подход позволяет осуществлять
процесс обучения в соответстви
Г.Д. Кириллова
отмечает внимание и
Названные особенности системного подхода необходимы в раскрытии любого диалектического процесса. Они соответствуют и природе обучения в школе.
При анализе процесса обучения, его основных компонентов: цели, содержания, методов обучения, организационных форм, функций – обучающей, воспитывающей, и развивающей – необходимо рассматривать их не сами по себе, а путем изучения свойственных им закономерных зависимостей. Это даёт возможность выявить механизмы этого развития (60,2).
Возникает
возможность изучать не
Понятие "интеграция" прочно заняло своё место в ряду других педагогических терминов. Дословно латинское integratio – восстановление, восполнение. Ведущие педагоги, считают, что это процесс объединения каких-либо частей в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны (8,213).
Интеграция и системный подход к познанию мира во многом схожи. Интеграция – это процесс или действия, имеющие своим результатом целостность.
Целостность
– это способ внутренней, органичной
взаимосвязи составных,
Система
интеграция имеет свои
М.С. Асимов,
О.М. Сичивица и А. Турсунов
считают, что с точки зрения
философии, интеграция может
Г.Ф. Федорец
приводит несколько этапов, характеризующихся
чередованием процессов
Под интеграцией
в педагогическом процессе
Ведущим
принципом развития
И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования.
Одной из
фундаментальных задач школы
является формирование у
Объектами интеграции могут быть виды знаний, системы научных понятий, законы, теории, ведущие идеи, системы действий (методы науки), модели объективных процессов и явлений жизни (46,18).
Проблема "как интегрировать?" способствует накапливанию опыта подготовки и проведения интегрированных уроков (45,29).
И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств. Процессы интеграции знаний неразрывно связаны с их дифференциацией (46,19).
Дифференциация
имеет своим результатом вычлен
В настоящее
время происходит стихийное
На уровне
начальной школы недостатки
Отсюда вытекают
основные требования к
Содержание, формы, методы обучения, стиль работы учителя должны быть перестроены в соответствии с идеями гуманизма и демократизации общества. Это касается и изменения стиля общения учителей и детей (14,95).Массовое развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте возможно при условии реализации в процессе обучения не только информационной (знания, умения, навыки), но и развивающей функции научного знания (обучение), связанной с развитием мышления ребенка (34,60).
Объектом внимания и работы учителя должны стать 2 системы знаний: содержание предметного знания и способы его усвоения. Эффективность обучения связывается не только объектом и с теми качественными изменениями, которые происходят в учебной деятельности.
Деятельность человека представляет собой целую цепь, или систему действий, практических и умственных, направленных на достижение какой-то цели. В деятельности человека убедительно выступает подлинное единство биологического и социального. Только в игровой, учебной, спортивной, трудовой, общественной деятельности можно активизировать ребенка, а это важнейший фактор его развития (18,25).
В соответствии с логикой развития познавательных способностей ребенка обучение в начальной школе должно начинаться с целостного интегрированного курса, так как детям этого возраста свойственно синтетическое восприятие мира. В процессе деятельности ребенок усваивает общественный опыт, в результате приобретения собственно индивидуальный. Учитель, используя книги, предметы, памятники культуры, искусства на урок и вне урока, обучает, просвещает детей (69,205).
Переход
на предметное преподавание
Психологическая
структура внутреннего
Восприятие
обязательного должно
Осмысление
непосредственно перерастает в
процесс обобщения знаний, в ходе
которого выделяются и
Во время обучения всё это проявится в движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к составлению плана, выводов, резюме к осуществлению классифицирующих и систематизирующих схем, таблиц. Процесс обобщения в ходе интегрированных уроков протекает при активном управлении со стороны учителя, который специально включает школьников в деятельность, формирующую умение обобщать изучаемое, отрабатывать, по психологической терминологии, деятельность обобщения. Уроки обобщения и систематизации знаний эффективно можно провести в форме интегрированных уроков (34,61).
Важным элементом
процесса усвоения является
Информация о работе Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе