Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа
Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников…………………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения………………
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………
2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе……………………………………………………………………
2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………
Л.Н.Бахарева высказывает свое мнение, что в основе интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.
Для интеграции в
начальном обучении и
К негативным
факторам относится
Традиционный
опыт обучения чтению и
Обучение должно быть направлено на межпредметную интеграцию знаний учащихся и способов их действия. (Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов).
В работе Л.П. Ильенко предложено "Примерное тематическое планирование по предметам начального цикла с элементами интеграции" (приложение 34-35).
Учет личностных возможностей учителя и реальных потенциалов учащихся класса позволяет осуществить разнообразную вариацию интегрирования одного, двух, а иногда и трех учебных предметов (50,82).
Данный подход
предусматривает
Особое внимание
в планировании уделено
Предусмотрено интегрирование уроков обучения грамоте с уроками музыки, изобразительного искусства. Уроки математики чаще всего объединяются с уроками труда и уроками познания мира (приложение 12).
Значительный
объем занимают
Другой формой
организации обучения на
Интеграция
как принцип проявляется в
преобразовании всех
- создаются школы интегрированного типа (школы-гимназии, школы-лицеи).
- разрабатываются интегрированные образовательные программы "Экология и диалектика" Л.В.Тарасова;
- широко внедряются
в практику интегрированные
- практикуются
интегрированные уроки и
- проводятся
интегрированные блоки уроков
по смежным предметам,
- учебные планы
школ нового типа нередко
Таким образом,
идет разносторонний поиск
Основой
разработки интегрированных
За основу
интеграции может быть взят
любой урок с его
Например, группы понятий "зима", "мороз", "стужа", "вьюга" рассматривается на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства, но интегрированным будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах. Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой поведения, хотя более творческим, раскрепощенным (67,58).
В методике
обучения термин "интеграция"
- это наука о закономерностях
обучения, воспитания и развития
учащихся средствами
Понятие "интеграция" - это создание у школьников целостного представления о мире, окружающем их, с одной стороны, и нахождения возможности для сближения межпредметных знаний, с другой. В связи с этим актуальной и перспективной явилась мысль К.Д.Ушинского о связи между предметами (61,44).
Она ценилась и использовалась К.Д.Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом.
В интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельны элементы 2-х видов речевой деятельности письмо-чтение – для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста.
Как известно,
созданный К.Д.Ушинским
В.А.Сухомлинский
писал: "Процесс обучения будет
легким, если это станет для
детей ярким, захватывающим,
Интеграция
в начальной школе должна
Чтение, как
предмет включает помимо
Профессором
В.А.Разумным был предложен
Прежде чем
объединить два предмета нужно
глубоко предварительно их
Изучение
этого предмета предполагает
органическое единство
Курс "Математика и конструирование" предполагает усиление развития логического мышления и пространственных представлений, формирование элементов логического мышления (11,36).
Одна из
важнейших задач этого курса
– формирование у школьников
элементов конструирования,
Предложенный подход к проблеме интеграции обучении требует детализации.
Рассмотрим
основные положения методики
интегрированного урока (46,75)
1. Четкое определение цели проведения интегрированных уроков и задач, заданные с позиции интегрирования.
2. Пересмотр
содержания изучаемого
Мы предлагаем
строить интегрированные уроки
на базе имеющихся предметов
и того материала, который
Для проведения
интегрированных уроков
а) проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам;
б) выявить одинаковые темы;
в) объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.
При отборе
материала для
В местах
взаимодействия содержания
3. Учителю следует
пересмотреть методы и
Взаимосвязанная деятельность
учителя и учащихся на уроке
способствует созданию
Средства обучения
являются все приспособления
и источники, помогающие
Интегрированный урок наряду с сочетанием методов и средств обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников на уроке, а именно: индивидуальной, групповой, фронтальной.
4. С позиции заданных целей интегрированного урока обозначаются его результаты:
- повышение уровня знаний по предмету;
- изменение интеллектуальной деятельности;
- развитие речи школьников, обусловленное взаимовлиянием разных учебных предметов;
- эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;
- рост познавательного
интереса школьников, проявляемого
в желании активной и
- включение
учащихся в творческую
Опыт изучения
курса "Природоведение", включающего
сведения из географии,
Методист
Г.И. Модышевская раскрывает
Мнение ученых
Н.Н.Светловской, К.М.Калягина, о том,
что начинать реализацию идей
интеграции в начальной школе
следует поэтапно, постепенно разделяет
и методист Н.И.Куденко (36,15)
Л.В.Занков выражал эту мысль так: "Гармоничное, духовное богатство может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек тянется сам к знаниям, к искусству" (38,117).
Формирование
у учащихся потребности в
Возникновение
идеи интеграционного обучения
определено прогрессом
Информация о работе Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе