Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников…………………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения………………
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………
2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе……………………………………………………………………
2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Зелениной.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

 

 Л.Н.Бахарева высказывает  свое мнение, что в основе интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.

 

 Для интеграции в  начальном обучении и воспитании  существуют как благоприятные,  так и неблагоприятные факторы.  Они во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам относится интеллект ребенка.

 

 К негативным  факторам относится ограниченное  число учебных предметов, необходимость  формирования чрезвычайно важных  навыков чтения, письма и счета.  Это требует предметного обучения (73,25).

 

 Традиционный  опыт обучения чтению и математике  свидетельствует о широких интеграционных  возможностях, которые можно еще  и усилить. Однако не всякое  объединение различных дисциплин  становится интегрированным обучением  (49,52).

 

 Обучение  должно быть направлено на межпредметную интеграцию знаний учащихся и способов их действия. (Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов).

 

 В работе  Л.П. Ильенко предложено "Примерное  тематическое планирование по  предметам начального цикла с  элементами интеграции" (приложение 34-35).

 

 Учет личностных возможностей учителя и реальных потенциалов учащихся класса позволяет осуществить разнообразную вариацию интегрирования одного, двух, а иногда и трех учебных предметов (50,82).

 

 Данный подход  предусматривает интегрирование  всех предметов, изучаемых в начальных классах, кроме уроков физической культуры (25,36).

 

 Особое внимание  в планировании уделено интеграции  уроков русской грамоты в I классе. Такие уроки проводятся  почти каждую неделю (приложения 4, 5,6, 7).

 

 Предусмотрено  интегрирование уроков обучения грамоте с уроками музыки, изобразительного искусства. Уроки математики чаще всего объединяются с уроками труда и уроками познания мира (приложение 12).

 

 Значительный  объем занимают интегрированные  уроки русского языка и чтения. Уроки познания мира, объединенные с уроками чтения, математики, музыки, труда, изобразительного искусства, позволяют формировать у младших школьников целостную научную картину мира, повышают познавательный интерес, способствуют развитию психических процессов учащихся (12,17).

 

 Другой формой  организации обучения на основе  интеграции являются интегрированные  дни (Н.В.Груздева). Это форма образовательного  процесса, предполагающая на протяжении  целого рабочего дня проведение  в одном или нескольких классах  серии уроков, раскрывающих общую идею или проблему.

 

 Интеграция  как принцип проявляется в  преобразовании всех компонентов  образовательных систем разных  уровней:

 

- создаются  школы интегрированного типа (школы-гимназии, школы-лицеи).

 

- разрабатываются  интегрированные образовательные программы "Экология и диалектика" Л.В.Тарасова;

 

- широко внедряются  в практику интегрированные учебные  курсы "Человек-природа-общество";

 

- практикуются  интегрированные уроки и другие  комплексные формы организации  обучения (экскурсии, конференции, факультативы, семинары, лекции, клубы, кружки) (16,2).

 

- проводятся  интегрированные блоки уроков  по смежным предметам, обеспечивающие  синтез знаний и умений, а также  опережающие обучение.

 

- учебные планы  школ нового типа нередко строятся  по блочно-модульному принципу.

 

 Таким образом,  идет разносторонний поиск возможностей  реализации интеграции в процессе  обучения.

 

 Основой  разработки интегрированных уроков  является интегративно-тематический  подход, обоснованный Г.Ф.Федорцом. Он означает, что за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.

 

 За основу  интеграции может быть взят  любой урок с его установившейся  структурой и логикой поведения.  на этот урок привлекаются знания, результаты анализа понятий с точки зрения других наук, других учебных предметов (59,57).

 

 Например, группы  понятий "зима", "мороз", "стужа", "вьюга" рассматривается на  уроках чтения, русского языка,  природоведения, музыки, изобразительного искусства, но интегрированным будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах. Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой поведения, хотя более творческим, раскрепощенным (67,58).

 

 В методике  обучения термин "интеграция" - это наука о закономерностях  обучения, воспитания и развития  учащихся средствами определенного  учебного процесса, предмета и  их совокупностью.

 

 Понятие  "интеграция" - это создание  у школьников целостного представления о мире, окружающем их, с одной стороны, и нахождения возможности для сближения межпредметных знаний, с другой. В связи с этим актуальной и перспективной явилась мысль К.Д.Ушинского о связи между предметами (61,44).

 

 Она ценилась и использовалась К.Д.Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом.

 

 В интеграции  изначально состояла новизна  и сущность этого метода, так  как он, по замыслу автора, позволял  приспособить и слить в единое целое отдельны элементы 2-х видов речевой деятельности письмо-чтение – для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста.

 

 Как известно, созданный К.Д.Ушинским средством  интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне (66,105).

 

 В.А.Сухомлинский  писал: "Процесс обучения будет  легким, если это станет для  детей ярким, захватывающим, наполненным  живыми образами, звуками, мелодией то, что ребенок обязан запомнить прежде всего" (62,126).

 

 Интеграция  в начальной школе должна иметь  количественный характер: "Немного  обо всем". Дети получают все  новые и новые представления  о понятиях, систематически дополняя  и расширяя круг уже имеющихся знаний. С помощью интегрированных уроков появляются большие возможности развивать у ребенка интеллект, которые в традиционном обучении используются недостаточно (приложение 8, 9).

 

 Чтение, как  предмет включает помимо литературных  текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит арифметический, геометрический и алгебраический материал. Такая интеграция не мешает формированию навыков, но является их гарантом (21,3).

 

 Профессором  В.А.Разумным был предложен самый  перспективный курс в интеграции. Его смысл состоит в том, что каждый учебный предмет в рамках своего собственного содержания объективно содержит возможности для комплексного воздействия на личность ученика. Автор выделяет три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и вера (28,87).

 

 Прежде чем  объединить два предмета нужно  глубоко предварительно их анализировать.  Так, методистами, докторами педагогических  наук С.И.Волковой и О.Л.Пчелкиной  был разработан и предложен  интегративный курс "Математика  и конструирование". Это курс представляет собой интегрированную попытку объединить в единый предмет два разноплановых по способу овладения ими учебного предмета: математику, которая носит теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков в котором носит практический характер (11,31).

 

 Изучение  этого предмета предполагает  органическое единство мыслительной  и практической деятельности  учащихся. Мыслительная деятельность  и теоретические знания создают  основу, базу для овладения курсом, а конструкторско-практическая деятельность в свою очередь обуславливает не только формирование конструкторских умений и навыков, но и развивает мышление, способствует актуализации и закреплению математических знаний, умений и навыков (приложение 1, 2).

 

 Курс "Математика  и конструирование" предполагает усиление развития логического мышления и пространственных представлений, формирование элементов логического мышления (11,36).

 

 Одна из  важнейших задач этого курса  – формирование у школьников  элементов конструирования, способностей  в процессе изучения этого предмета за счет выполнения заданий и практических работ (11,38).

 

 Предложенный  подход к проблеме интеграции  обучении требует детализации.

 

 Рассмотрим  основные положения методики  интегрированного урока (46,75):

 

1. Четкое определение цели проведения интегрированных уроков и задач, заданные с позиции интегрирования.

 

2. Пересмотр  содержания изучаемого материала.

 

 Мы предлагаем  строить интегрированные уроки  на базе имеющихся предметов  и того материала, который предлагается  учащихся и учителю в программах и учебниках.

 

 Для проведения  интегрированных уроков необходимо:

 

 а) проанализировать  программы начальной школы по  различным учебным предметам;

 

 б) выявить  одинаковые темы;

 

 в) объединить  их с позиции ведущей идеи  и ведущих положений.

 

 При отборе  материала для интегрированного  урока учителю следует руководствоваться  тем, что содержание разных  предметов, объединенных в одной  теме, - не простая сумма знаний. Необходимо помнить, что входящие  в нее компоненты функционируют  как подсистемы, обеспечивающие единое целое в данной системе (29,52).

 

 В местах  взаимодействия содержания учебных  предметов (на их пересечении)  возникает поле взаимодействия  и активные точки, которые могут  обеспечить переход на качественно  новый уровень функционирования интегрированного урока как системы (приложение 36,37).

 

 

3. Учителю следует  пересмотреть методы и средства  обучения, формы организации учебной  деятельности школьников, поскольку  интегрирование знаний предполагает  детальную проработку всех единиц  учебного материала, входящих в тему данного урока.

 

 Взаимосвязанная деятельность  учителя и учащихся на уроке  способствует созданию творческих  ситуаций, которые поднимают систему  на новый уровень интегрированных  знаний. На интегрированном уроке  происходит сочетание методов обучения разных учебных предметов, реализации которых помогают средства обучения.

 

 Средства обучения  являются все приспособления  и источники, помогающие учителю  учить, а ученику учиться.

 

 Интегрированный урок  наряду с сочетанием методов  и средств обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников на уроке, а именно: индивидуальной, групповой, фронтальной.

 

4. С позиции заданных  целей интегрированного урока  обозначаются его результаты:

 

- повышение  уровня знаний по предмету;

 

- изменение  интеллектуальной деятельности;

 

- развитие речи  школьников, обусловленное взаимовлиянием  разных учебных предметов;

 

- эмоциональное  развитие учащихся, основанное на  привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;

 

- рост познавательного  интереса школьников, проявляемого  в желании активной и самостоятельной  работы на уроке и во внеурочное  время;

 

- включение  учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть  их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющие отражение личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

 

 Опыт изучения  курса "Природоведение", включающего  сведения из географии, биологии, ботаники и других дисциплин,  показывает, что учащимся начальных классов можно привить основы целостного представления об окружающем природном мире. Дети на этих уроках работают легко и с интересом усваивают материал (приложение 34-36).

 

 Методист  Г.И. Модышевская раскрывает факторы,  влияющие на эффект интегрированных уроков. В своих работах она выделяет уроки, которые более приемлемы для интеграции. При этом используются методы, способствующие осуществлению интегрированного подхода: беседа, экскурсии, словесное рисование, рисунки–пантомимы, репродукции мастеров живописи, фотоальбомы, грамзаписи (48,13).

 

 Мнение ученых  Н.Н.Светловской, К.М.Калягина, о том,  что начинать реализацию идей  интеграции в начальной школе  следует поэтапно, постепенно разделяет  и методист Н.И.Куденко (36,15). Идея  интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них (29,53).

 

 Л.В.Занков  выражал эту мысль так: "Гармоничное,  духовное богатство может быть  достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек тянется сам к знаниям, к искусству" (38,117).

 

 Формирование  у учащихся потребности в учении  состоит в том, что они возбуждают  у них переживание внутренних  противоречий и стимулируют их стремление, активность к овладению знаниями. Противоречие между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся (35,290).

 

 Возникновение  идеи интеграционного обучения  определено прогрессом человеческого развития, повышением требований при воспитании подрастающего поколения. Науке необходимы дополнения и изменения, направленные на эффективность учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Современная педагогика реализует идею интеграции через поиск межпредметных связей и введения интеграционных курсов (17,175).

Информация о работе Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе