Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель: на основе изученной нормативной документации выявить пути организации логопедической помощи.
Определить и теоретически обосновать оптимальные условия, методы и пути коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.
«Детский дом-школа №1 им. А. А. Католикова» в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными законами, Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Коми «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, настоящим Уставом.
В Детский дом-школу в течение всего календарного года принимаются: - дети-сироты;
- дети, отобранные у родителей по решению суда;
- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также в случае, когда местонахождение родителей не установлено [8].
В детский дом принимаются дети от 3 до 18 лет, не имеющие отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в Детском доме-школе.
Детский дом строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования. Содержание и обучение воспитанников в детском доме осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В Уставе прописаны документы, которыми детский дом руководствуется в своей деятельности: международные акты в области защиты прав ребенка, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Коми, федеральные законы и распоряжения, а также Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, локальные акты. В установленном законодательством Российской Федерации порядке Детский дом-школа несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье воспитанников и работников, нарушение прав и свобод воспитанников и работников.
Нормативно-правовая база является основой для организации социально-педагогической деятельности в детских домах. Она устанавливает нормы, которым должны соответствовать организация и содержание социально-педагогического процесса. Кроме того, она обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, направлена на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений.
Таким
образом, для организации логопедической
работы особое значение имеет знание
Конвенции о правах ребенка, Семейного
кодекса, Типовых положений об образовательном
учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, Устава образовательного
учреждения, региональных программ по
защите прав детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
1.2.
Нормативная документация,
регламентирующая работу
учителя-логопеда в
условиях детского дома
Организация работы учителя-логопеда в массовых детских домах разнообразна. Цель логопеда, работающего на логопункте — оказание логопедической помощи воспитанникам (дошкольного и младшего школьного отделений), имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений устной и письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую) [12].
При отборе детей для логопедических занятий необходимо руководствоваться результатами обследования. Обследование проводиться обязательно в начале учебного года. Так же проводится по мере поступления детей в детский дом, соответственно обследование логопед проводит в течение всего учебного года.
Полученные данные заносятся в протоколы обследования. На каждого ребенка должна быть заведена отдельная речевая карта с данными обследования. В протоколах обследования следует приводить примеры речи детей, чтобы выводы логопеда о нарушениях разных сторон речевого развития ребенка были доказательны. На основании результатов обследования пишется логопедическое заключение.
Работа учителя-логопеда в детском доме строится на основе программ. Программы являются официальным документом. Работа по программам, их выполнение обязательны для всего педагогического коллектива детского дома [13].
Поскольку в каждой возрастной группе детского дома дети не однородны по речевому нарушению, группа подразделяется на подгруппы и учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия с детьми строятся в соответствии с содержанием обучения, которое определяется программами. Логопед проводит занятия с каждой подгруппой и пишет календарный план для каждой из них отдельно, так как цели занятий и содержание материала для каждой подгруппы разные. Содержание и цель занятий зависят от степени выраженности речевого нарушения. Объединять детей разных возрастных групп не рекомендуется, так как занятия с детьми разного возраста отличаются и содержанием, и методикой обучения.
Объединение детей на занятии по возрастному принципу также недопустимо, так как в этом случае окажутся вместе дети, имеющие разные речевые дефекты [13].
Учитель-логопед детского дома в первую очередь занимается с детьми подготовительных к школе и старших групп, а также с младшими школьниками имеющими нарушения чтения и письма. В средних группах (дети пятого года жизни) логопедическую помощь следует оказывать тем, кто имеет такие нарушения, как ринолалия, дизартрия, алалия, заикание.
Среди
всех документов, имеющихся в арсенале
дошкольного и школьного
1. Инструктивное письмо;
2. Сборник приказов и инструкций;
3. Должностные инструкции;
4. Программы обучения (для дошкольников и школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления;
5. Годовой план работы логопеда;
6. Журнал обследования устной и письменной речи воспитанников;
7.
Паспорт логопедического
8.
Журнал учета посещаемости
9.
График рабочего времени
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта);
12.
Отслеживание динамики
13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года) [12].
Логопед
дошкольного и школьного
-
инструктивное письмо
- об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4),
- инструктивное письмо от 02.07.1998 г № 89/ 34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»,
-
постановления Правительства «
-
сборник приказов и инструкций
Министерства просвещения
-
постановление Правительства
Исходя из вышесказанного,
следует то, что вся работа учителя-логопеда
строится на использовании нормативной
документации, которая подтверждает
его коррекционную
Глава
2. Система психолого-
2.1.
Особенности психических
и речевых нарушений
у дошкольников в детском
доме
Специфические
условия жизни детей в закрытых
учреждениях часто
Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях по-разному и в одинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности ребенка. Чем раньше дети поступают в учреждения закрытого типа, тем более выражена дисгармоничность в их развитии. Во всех исследованиях отмечается, что активная речь у таких детей возникает позже, чем у детей из семьи. Это связано с тем, что социальная среда является не только условием, но и источником развития речи. Речь этих детей беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, изобилует дефектными звуками. Нарушения речи дошкольников с психической депривацией могут проявляться от полного отсутствия речи до отдельных элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Анамнез детей, поступающих в интернатные учреждения, чаще всего не известен или фрагментарен. Но и по имеющимся неполным данным определяются такие патологические факторы, как алкоголизм, наркомания, психические и тяжелые соматические заболевания родителей. Эти дети часто имеют врожденные аномалии, так как зачатие такого ребенка нередко происходит в состоянии опьянения или отягощается несоблюдением будущей матерью режима беременности, злоупотреблением алкоголем, наркотиками, применением различных средств для прерывания беременности. Нежеланная беременность приводит к нарушению сенсорных связей между матерью и ребенком во время внутриутробного развития. Происходит эмоциональный разрыв ребенка с матерью, возникает депривация младенца.
У большинства детей из асоциальных семей в анамнезе тяжелое протекание родов – преждевременные, стремительные роды, родовые травмы, асфиксия. Постнатальный период сопровождается рядом неврологических и психологических синдромов (перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность, гидроцефалия и т. д.), выявляются генетические заболевания.
У
детей раннего возраста (до 3 лет),
воспитывающихся в домах
При оценке двигательной сферы как одного из существенных показателей возрастного развития у малышей из дома ребенка отмечается более низкий темп овладения двигательными навыками, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Особенностью общего моторного развития является нарушение координации движений, вялость, малая подвижность ребенка или импульсивность, общая двигательная расторможенность, наличие навязчивых движений и т. д. У большинства малышей отмечается значительное отставание в развитии мелкой моторики.
Уровень познавательной деятельности и способы выполнения действий у всех таких детей ниже возрастной нормы. Некоторые из них не различают цвет и форму предметов, не переносят усвоенные знания на другие виды деятельности. У детей выражена пониженная любознательность, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности. Запас знаний ограничен.
Информация о работе Организация логопедической работы в условиях детского дома