Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель: на основе изученной нормативной документации выявить пути организации логопедической помощи.
Определить и теоретически обосновать оптимальные условия, методы и пути коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.
В связи с этим необходимо подчеркнуть важность и необходимость реализации принципа преемственности в логопедической работе между домом ребенка, больницей, детским домом. Чем полнее проводится логопедическое обследование ребенка в раннем возрасте, чем своевременнее его определяют в детский дом, тем больше появляется возможностей для целенаправленного коррекционного воздействия на детей и подготовки их к школьному обучению.
Принцип учета механизмов, этиологии и симптоматики общего недоразвития речи, воспитывающихся вне семьи, позволяет дифференцированно подойти к постановке диагноза и выбору адекватных методик логопедической работы.
Принцип опоры на сохранное звено в функциональных системах ребенка обеспечивает с достаточной долей уверенности благоприятный результат коррекции. Пластичность коры головного мозга обусловливает развитие ребенка даже в патологических условиях [10].
Правильное определение сохранного звена в речеслуховом, речедвигательном, речезрительном, общедвигательном анализаторах в познавательной деятельности детей служит основой для построения коррекционной работы.
Реализация принципов комплексного и индивидуального подхода имеет свои особенности в условиях детского дома. Круглосуточное пребывание ребенка в коллективе детей требует от него большей затраты нервных и физических сил, нежели от ребенка, воспитывающегося в семье. У ребенка нет возможности побыть одному, в тишине, поразмышлять на досуге, спокойно поиграть. Дети находятся в замкнутом пространстве, ограниченном стенами детского дома и территорией вокруг него. Экскурсии, эпизодически организуемые для детей, не устраняют и не восполняют недостатка в новых впечатлениях. Кроме того, дети постоянно испытывают острый дефицит ласки, тепла и внимания. Все эти факторы затрудняют коррекционное воздействие на ребенка, снижают эффективность занятий, препятствуют получению и закреплению знаний. Учитывая перечисленные факторы и трудности в подготовке к школьному обучению, целесообразно динамическое сочетание фронтальной и индивидуальной работы с преимущественным использованием игровой деятельности.
Большое значение приобретают индивидуальные и подгрупповые занятия. На индивидуальном занятии ребенок восполняет дефицит ласки, внимания; эмоциональный контакт логопеда (воспитателя) с ребенком способствует более успешному развитию его речи, мышления, воспитанию активности, самостоятельности, инициативы на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Для построения целенаправленной логопедической работы с детьми желательно проводить комплексные логопедические занятия, в ходе которых обеспечивается гармоничное развитие всех психических функций ребенка, реализуется принцип системного подхода в коррекции ведущего нарушения с учетом структуры дефекта [10].
Реализация личностного принципа особенно важна в условиях детского дома. Ребенок, лишенный положительных, теплых семейных эмоций, испытывающий недостаток интеллектуальных и речевых контактов, как правило, имеет личностные особенности, отклонения в поведении, эмоционально-волевой сфере. Личностный принцип определяет в целом содержание и структуру учебно-воспитательной работы в детском доме, основная цель которого обеспечить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог адекватно усвоить социальные роли.
Именно в дошкольном возрасте закладываются психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру и к самому себе.
У детей, воспитывающихся в асоциальных семейных условиях, незаметно появляются опасные психологические новообразования, гипертрофия некоторых психологических черт, что создает в ранний период жизни предпосылки деформации личности. При отсутствии или недоучете коррекционного воспитательного воздействия личность сама начинает создавать среду, способствующую развитию отрицательных качеств. Логопед учитывает наличие сензитивных периодов личностного развития, в каждом из которых ребенок оказывается особенно чувствительным к определенным социально-психологическим влияниям, к ожидаемым отношениям со стороны окружающих.
У большинства детей с общим недоразвитием речи, поступающих в детский дом, отклонения в поведении зависят и обусловлены такими факторами, как неблагополучие в здоровье, социальными и педагогическими отклонениями. Каждое из этих неблагополучий является причиной разнообразных нарушений, зависящих от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Однако, как бы разнообразны ни были причины, порождающие различные по виду и силе выраженности отклонения в поведении детей, в основе всех их лежит только одна особенность – нарушение равновесия между ребенком и средой. У детей с общим недоразвитием речи отклонения в поведении усугубляются несформированностью речевой функциональной системы[10].
В процессе логопедического воздействия необходимо осуществлять психолого-педагогическую реабилитацию, то есть создавать равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее адекватному возрасту ребенка и среде, в которой он живет. Конечная цель психолого-педагогической адаптации детей с общим недоразвитием речи – нормализация личности и поведения в соответствии с требованиями нормальной жизни.
Деятельностный принцип – основной принцип коррекции и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Он позволяет сроить работу в интересной для ребенка форме: игровой, учебно-игровой[10].
Таким
образом, указанные принципы являются
основой для построения коррекционно-образовательной
работы в условиях детского дома. С
учетом принципов логопед проводит
диагностику, составляет коррекционные
программы, календарно-тематическое планирование,
конспекты занятий.
Заключение
Каждому ребенку нужна хорошая семья. Но в жизни часто бывает по-другому. Силу разных обстоятельств достаточно много детей воспитывается в интернатных учреждениях. Педагоги детского дома не могут в полной мере заменить семейное воспитание, но правильная организация педагогического процесса способствует предотвращению негативных последствий психической депривации. Одной из основных задач воспитания в детском доме является повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов, необходимых для формирования личности воспитанника. Основой для организации социально-педагогической деятельности в детских домах является нормативно-правовая база. Она устанавливает нормы, которым должны соответствовать организация и содержание социально-педагогического процесса. Кроме того, она обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, направлена на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений.
Вследствие неблагоприятных условий, социальной и педагогической запущенности у детей отсутствует опыт межиндивидуального общения и крайне ограничены возможности усвоения социальных ролей, которые в нормальных условиях воспитания формируются у детей в процессе подражания взрослым.
Дети
плохо владеют своим
В
эмоционально-волевой сфере
Дети, воспитывающиеся вне семьи с раннего возраста, имеют явное запаздывание развития речи: нарушение звукопроизношения, лексическое и грамматическое недоразвитие, испытывают трудности в социальном использовании речевых средств.
Однако отклонения в развитии ребенка в учреждениях закрытого типа не являются неизбежными, и возможны весьма действенные мероприятия по их предотвращению. Комплексная и целенаправленная работа по коррекции неречевых и речевых расстройств способствует в значительной мере преодолению различных видов психической депривации и подготовке детей к жизни.
Детский дом становится для ребенка первой социальной ячейкой, заменяющей семью. Поэтому социализация условий жизни в детском доме позволяет накопить необходимый ему жизненный опыт.
Поэтому усилия логопеда в детском доме направлены не только на обучение ребенка правильной речи, но и на то, чтобы правильная речь способствовала воспитанию его личности, служила орудием познания и средством адаптации к окружающей среде. Для дальнейшего совершенствования личностного, интеллектуального и речевого развития ребенка логопед вместе со всем педагогическим коллективом детского дома должен способствовать созданию условий, в которых может сформироваться свободное, эмоциональное, партнерское общение.
Целенаправленное
использование методики психолого-логопедической
коррекции в дошкольном детстве,
дальнейшее правильно организованное
воспитание и обучение в школьные
годы позволит воспитанникам в будущей
жизни самостоятельно и осмысленно выбирать
себе друзей, быть устойчивым и независимым
от ситуативных воздействий среды.
Библиографический
список
1.
ФЗ «О дополнительных
2.
Постановление Правительства
3.
Постановление Правительства
4.
Постановление Правительства
5.
Постановление Правительства
6. Федеральная целевая Программа «Дети России» (2007-2010 г). [Текст]// Справочно-правовая система (Консультант плюс)
7.
Долгосрочная целевая
8. Устав Государственного Образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа №1 им. А. А. Католикова»[Текст]. – Сыктывкар, 2005
9. «Детская конституция»: как опираясь на законы, действительно защищать права детей [Текст] / комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т, А. Масловой. – М: Юрист, 2005. – 192 с.
10. Илюк, М.А. Логопедическая работа с дошкольниками с детском доме [Текст]/ М. А. Илюк. - СПб.: Каро, 2008. - 208 с.
11. Йощенко, В. О. Сборник
12. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы [Текст]/ Е. В. Мазанова: методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д. - 2009. – 127 с.
13. Миронова, С.А. О работе учителя-
14. Нагаев, В. В. Охрана прав и материнства [Текст]/ В. В. Нагаев: социально-правовые комментарии. – М.: ЮРКНИГА, 2006. – 365 с.
15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений[Текст]/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.
16. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст]/ Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2002. – 400 с.
17. http://slovari.yandex.ru/dict/
Информация о работе Организация логопедической работы в условиях детского дома