Организация математического развития в разновозрастной группе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:47, контрольная работа
Краткое описание
Современные образовательные системы, как компонент «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Положительные тенденции в развитии дошкольного образования проявились прежде всего в том, что личностно-ориентированная модель воспитания и обучения сменила учебно-дисциплинарную и приобрела статус приоритетной в педагогической теории и практике.
Содержание
Введение………………………….………………………………………………………3 1. Особенности организации педагогического процесса для математического развития детей дошкольного возраста………………………………………………....4 2. Реализация принципов амплификации (личностно-ориентированного взаимодействия) при формировании математических представлений…………..…..8 3. Содержание математического развития детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах………………………………………………………..……11 Заключение……………………………………………………………………………...21 Список литературы………………………….………………………………………….22
взаимодействия) при формировании
математических представлений…………..…..8
3. Содержание математического
развития детей дошкольного возраста
на
разных возрастных этапах………………………………………………………..……11
Заключение……………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………….………………………………………….22
Введение
Проблемы организации учебно-воспитательного
процесса в разновозрастных группах касались
в своих трудах как педагоги-практики,
так и методисты. Организация обучения
и воспитания в таких группах имеет определенную
сложность, поскольку от педагогов требуются
знания специфики работы с разными возрастными
группами и умения соотносить программные
требования с индивидуальными особенностями
воспитанников.
Кроме индивидуально-психологических
особенностей и уровня умственного развития
детей надо также учитывать половую принадлежность
ребенка. Ведь даже у младенцев разного
пола умственные процессы различны. Мозг
мальчиков в целом более активен мозга
девочек. Мальчики более ловкие относительно
девочек при выполнении математических
операций и в визуально-пространственном
мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков,
развиты вербальные способности. Отсюда
вывод: к обучению мальчиков и девочек
надо подходить дифференцировано, начиная
уже с 4-х лет.
Именно поэтому педагог, подготавливаясь
к занятиям, должен подбирать вместе с
традиционным и специальный материал
для детей разного пола, разного возраста,
в соответствии с их интеллектуально-психологическими
особенностями.
Правильная организация жизни
и разнообразной деятельности детей в
малокомплектных ДОУ, создание благоприятных
условий способствует разностороннему
развитию детей разного возраста.
1 Особенности
организации педагогического процесса
для математического развития детей
Современные образовательные
системы, как компонент «модели мира»,
отличаются динамичностью, вариативностью,
разнообразием организационных форм.
Они гибко реагируют на потребности личности
и общества. Положительные тенденции в
развитии дошкольного образования проявились
прежде всего в том, что личностно-ориентированная
модель воспитания и обучения сменила
учебно-дисциплинарную и приобрела статус
приоритетной в педагогической теории
и практике. Она ориентирована на целостное
развитие ребенка и отражает прогрессивную
идею гуманизации целей и принципов дошкольного
образования.
Целостность развития ребенка
определяют следующие показатели, соответствующие
возрастной норме психофизическое развитие,
самостоятельность и определенный уровень
сформированности ценностных ориентаций
(освоение позиции субъекта в детской
деятельности, первые творческие проявления,
зарождающийся индивидуальный стиль деятельности),
а также адекватные полу ребенка интересы
и способы поведения.
Целостное развитие ребенка-дошкольника
— многогранный процесс. Особую значимость
в нем приобретают личностный, умственный,
речевой, эмоциональный и другие аспекты
развития. В умственном развитии немаловажную
роль играет математическое развитие,
которое в то же время не может осуществляться
вне личностного, речевого и эмоционального.
Под математическим развитием
дошкольников следует понимать сдвиги
и изменения в познавательной деятельности
личности, которые происходят в результате
формирования элементарных математических
представлений и связанных с ними логических
операций.
Таким образом, математическое
развитие дошкольников — это качественные
изменения в формах их познавательной
активности, которые происходят в результате
овладения детьми элементарными математическими
представлениями и связанными с ними логическими
операциями.
Понятие «математическое развитие
дошкольников» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит
из взаимосвязанных и взаимообусловленных
представлений о пространстве, форме,
величине, времени, количестве, их свойствах
и отношениях, которые необходимы для
формирования у ребенка «житейских» и
«научных» понятий. В процессе усвоения
элементарных математических представлений
дошкольник вступает в специфические
социально-психологические отношения
со временем и пространством (как физическим,
так и социальным); у него формируются
представления об относительности, транзитивности,
дискретности и непрерывности величины
и т. п. Эти представления могут рассматриваться
в качестве особого «ключа» не только
к овладению свойственными возрасту видами
деятельности, к проникновению в смысл
окружающей действительности, но и к формированию
целостной «картины мира».
Важно формировать у ребенка
продуктивное мышление, то есть способность
к созданию новых идей, умению устанавливать
связи между фактами и группами фактов,
сопоставлять новый факт. Продуктивность
мышления дошкольников проявляется пока
ограниченно. Но если ребенок выдвигает
идею не новую для взрослых, но новую
для коллектива или для самого себя, если
он открывает что-то для себя, пусть известное
для других, - это уже показатель его мышления.
С развитием самостоятельности мышления
у ребёнка развивается и его речь, которая
организует и уточняет мысль, позволяет
выразить ее обобщенно, отделив важное
от второстепенного.
Развитие мышления влияет и
на воспитанность ребенка, развиваются
положительные черты характера, потребность
к развитию своих хороших качеств, работоспособность,
планирование деятельности, самоконтроль
и убежденность, любовь к предмету, интерес,
желание учиться и много знать. Все
это крайне необходимо для дальнейшей
жизни ребенка. Достаточная подготовленность
мыслительной деятельности снимает психологические
перегрузки в учении, сохраняет здоровье
ребенка.
Что касается развития восприятия,
то у дошкольников оно происходит поэтапно.
На первом этапе действия формируются
непосредственно в результате игры с различными
предметами. Лучше, если при этом для сравнения
ребенку будут даваться эталоны (формы,
цвета). На втором этапе дети знакомятся
с пространственными свойствами предметов
с помощью движений руки и глаза. На третьем
этапе дети получают возможность довольно
быстро узнать интересующие свойства
объектов, при этом внешнее действие восприятия
превращается в умственное.
Важное условие эффективности
обучения математике - это внимание детей.
Внимательно слушая объяснение ребенок
легче воспринимает, понимает, запоминает
содержание материала, и тем самым, облегчает
. свою дальнейшую работу. Поэтому, большое
значение уделяется воспитанию произвольного
внимания у дошкольников. Для этого в занятия
постоянно включаются специальные упражнения
и задания, нацеленные на формирование
внимания, развитие активности, самостоятельности,
творческого отношения к делу.
Обучение математике детей
дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений.
При этом роль несложного занимательного
математического материала определяется
с учетом возрастных возможностей детей
и задач всестороннего развития и воспитания:
активизировать умственную деятельность,
заинтересовывать математическими материалом,
увлекать и развлекать детей, развивать
ум, расширять, углублять математические
представления, закреплять полученные
знания и умения, упражнять в применении
их в других видах деятельности, новой
обстановке.
Используется занимательный
материал (дидактические игры) и с целью
формирования представлений, ознакомления
с новыми сведениями. При этом непременным
условием является применение системы
игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии
задач-шуток, головоломок, логических
упражнений. Они настойчиво ищут ход решения,
который ведет к результату. В том случае,
когда занимательная задача доступна
ребенку, него складывается положительное
эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует
мыслительную активность. Ребенку интересна
конечная цель: сложить, найти нужную фигуру,
преобразовать, - которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного
математического материала в дошкольном
возрасте наибольшее применение находят
дидактические игры. Основное назначение
их - обеспечить упражняемость детей в
различении, выделении, назывании множеств
предметов чисел, геометрических фигур,
направлений и т.д. В дидактических играх
есть возможность формировать новые знания,
знакомить детей со способами действий.
Каждая из игр решает конкретную задачу
совершенствования математических (количественных,
пространственных, временных) представлений
детей.
Дидактические игры включаются
в содержание занятий как одно из средств
реализации программных задач. Место дидактической
игры в структуре занятия по формированию
элементарных математических представлений
определяется возрастом детей, целью,
назначением, содержанием занятия. Она
может быть использована в качестве учебного
задания, упражнения, направленного на
выполнение конкретной задачи формирования
представлений.
Дидактические игры и игровые
упражнения математического содержания
- наиболее известные и часто применяемую
в современной практике дошкольного воспитания
виды занимательного математического
материала. В процессе обучения дошкольников
математике игра непосредственно включается
в занятие, являясь средством формирования
новых знаний, расширения, уточнения, закрепления
учебного материала.
2. Реализация
принципов амплификации (личностно-ориентированного
взаимодействия) при формировании математических
представлений
Непременным условием построения
активной позиции при обучении математики
в дошкольных учреждениях любого типа
является опора на личностно-ориентированную
модель взаимодействия между людьми. Это
означает, что стратегия и тактика построения
жилой среды определяются особенностями
личностно-ориентированной модели воспитания.
Взрослый в общении с детьми придерживается
положения: «не рядом, не над, а вместе».
Его цель - содействовать становлению
ребёнка как личности. Это предполагает
решение следующих задач:
обеспечить чувство психологической
защищенности - доверие ребёнка к миру,
радости существования (психологическое
здоровье);
формирование начал личности;
развитие индивидуальности
ребёнка: знания, умения, навыки рассматриваются
не как цель, а как средство полноценного
развития личности.
Способы общения - понимание,
познание и принятие личности ребёнка,
учесть его точку зрения и не игнорировать
его чувства и эмоции. Практика общения
- сотрудничество. Позиция взрослого -
исходить из интересов ребёнка и перспектив
его дальнейшего развития, как полноценного
члена общества. Исключительное значение
в воспитательном процессе придается
игре, позволяющей ребёнку проявить собственную
активность, наиболее полно реализовывать
себя. Игра основывается на свободном
сотрудничестве взрослого с детьми и самих
детей друг с другом, становится основной
формой детской жизни.
Эти положения личностно-ориентированной
модели обнаруживают себя в следующих
принципах построения развивающей среды
в дошкольных учреждениях:
1) принцип дистанции, позиции
при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности,
творчества;