Организация проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей развивающих игры для детей младшего дошкольного возраста.
В связи с постеленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть игру как ведущую деятельность в развитии детей дошкольного возраста;
определить значение развивающих игр;
изучить методику проведения игр и занятий;
привести примеры развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………...……….....….3
1 Роль и значение развивающих игр в дошкольном возрасте…………..….…5
1.1 Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……...........….5
1.2 Значение развивающих игр………………………………..………...….....11
2 Организация проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..…...…...14
2.1 Методика проведения игр и занятий…………………………………..….14
2.2 Примеры развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………....…19
Заключение……………………………………………………….…….....…....27
Список использованных источников ………………………………..…...…..29

Вложенные файлы: 1 файл

развивающие игры.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………...……….....….3

1 Роль и значение развивающих  игр в дошкольном возрасте…………..….…5

1.1 Игра как ведущая  деятельность в развитии детей  дошкольного возраста…………………………………………………………..……...........….5

1.2 Значение развивающих игр………………………………..………...….....11

2 Организация проведения развивающих  игр с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..…...…...14

2.1 Методика проведения игр и  занятий…………………………………..….14

2.2 Примеры развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………....…19

Заключение……………………………………………………….…….....…....27

Список использованных источников ………………………………..…...…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

Дошкольный возраст – этап психического развития от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;

средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;

старший дошкольный возраст – от 5 до 7лет.

Маленькие дети не умеют владеть собой и своим поведением. Эта их особенность причиняет много неприятностей родителям и воспитателям. Обычно взрослые пытаются воспитывать детей прямыми указаниями и наставлениями: «Не шуми», «Не сори», «Веди себя прилично». Но это не помогает. Дети все равно шумят, сорят и ведут себя «неприлично». Словесные методы совершенно бессильны в воспитании дошкольников. Для них гораздо более подходят другие методы.

 Игра - традиционный, признанный метод воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не умеют в реальной жизни. Особенно велика роль игры в развитии младших дошкольников, которые еще не могут сами ставить перед собой конкретную цель и сознательно достигать ее. Если правила поведения, провозглашенные взрослыми, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры просто и естественно входят в их жизнь и становятся регулятором их деятельности.

Развитие детей младшего школьного возраста немыслимо без самых разнообразных игр, которые могут быть как подвижными, так и развивающими. Игры детей младшего дошкольного возраста – это два в одном, одновременно и игра, и работа. Перед взрослым стоит определенная задача – он должен дать старт интеллектуальной игре и позаботиться о том, чтобы малыш играл с особой увлеченностью, при этом, не отстраняясь, а становясь полноправным участником игры детей младшего дошкольного возраста.

Ребята включается в процесс с удовольствием, ведь в процессе игры детей младшего дошкольного возраста они решают довольно глобальные задачи и вместе с тем получают новые умения  знания, познают, что такое радость творчества, формируют самостоятельность и организованность, тренируют память детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – развивающие игры для детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние развивающих игр на ребенка дошкольного возраста.

Целью работы является изучение особенностей развивающих игры для детей младшего дошкольного возраста.

В связи с постеленной целью необходимо решить следующие задачи:

           рассмотреть игру как ведущую деятельность в развитии детей дошкольного возраста;

         определить значение развивающих игр;

         изучить методику проведения игр и занятий;

         привести примеры развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста

 

 

Раздел 1. Роль и значение развивающих игр в дошкольном возрасте

 

1.1 Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста

 

Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, игра с сюжетом "вырастает" из предметно-манипулятивной деятельности и в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, "как через стекло". В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.1

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.

Итак, на границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. У Жана Пиаже можно найти примеры образно-ролевых игр. Его дочь, наблюдавшая во время каникул старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. "Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю". – "Не говори со мной, – отвечает девочка. – Я – церковь".

В другой раз дочь Ж. Пиаже, уйдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается ее приглушенный голос: "Я – мертвая утка".

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

Проследим развитие игры, рассмотрев вслед за Д.Б. Элькониным становление ее отдельных компонентов и уровни развития, характерные для дошкольного возраста. В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.

Например, трехлетний ребенок "готовит обед" и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и.убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет "в кубики", "так просто". Обед исчез из его представлений вместе с изменением игровых условий. Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем в "дочки-матери". Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3–4 года ребенок может посвятить ей только 10–15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4–5 лет одна игра уже может продолжаться 40–50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.1

Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры вьщеляются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.1

 Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и "ведут" поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить. По выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники "играют рядом, а не вместе".

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Уже в предыдущий переходный период – в 3 года – у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной ему ситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Чтобы пояснить последнее, воспользуемся примером Ж. Пиаже. Он модифицировал известную задачу "три брата" из тестов А. Бине (У Эрнеста три брата – Поль, Анри, Шарль.

Информация о работе Организация проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста