Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 10:06, реферат
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых предметных, метапредметных и личностных качеств учащегося играет предмет информатика и ИКТ.
1.1. Понятие познавательного интереса. 4
3. Результаты 13
4. Литература.
5.Приложение
Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
Сложилась следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Требования к учебному проекту:
1. Необходимо наличие социально значимой
задачи (проблемы) -
исследовательской, информационной,
практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования
действий по
разрешению проблемы, иными словами - с
проектирования самого проекта,
в частности- с определения вида продукта
и формы презентации.
3. Поиск информации, которая затем будет отработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе
говоря, выходом
проекта, является продукт. В общем
виде это средство, которое
разработали участники проектной группы
для разрешения поставленной
проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект - это «пять П»:
Структура учебного проекта
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую схему проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.
Технологические этапы (алгоритм) выполнения творческих проектов:
Поисковый этап: определение тематического направления, анализ проблемы, постановка цели проекта.
Аналитический этап: сбор и изучение информации, поиск решения, разработка алгоритма действия.
Практический этап: выполнение операций, текущий контроль, корректировка плана.
Презентационный: представление результатов и продуктов проектной работы, оценка деятельности.
Подробное описание каждого этапа можно увидеть в Приложении 3.
Критерии выполнения и защиты проектных работ (оценочный лист выдается каждому учащемуся и присутствующим преподавателям)
Баллы |
Критерия оценивания |
Оценка работы |
5,10,20 |
Актуальность и новизна |
|
5,10,20 |
Объем разработок и количество предлагаемых решений |
|
5,10 |
Реальность и практическая ценность |
|
10,20 |
Уровень самостоятельности |
|
5,10,20 |
Качество оформления записки, плакатов |
|
5,10 |
Оценка рецензентом |
|
5,10,20 |
Качество доклада |
|
5,10,20 |
Проявление глубины и широты заданий по излагаемой теме |
|
5,10,20 |
Проявление глубины и широты знаний по данному предмету |
Оценка защиты |
5,10 |
Ответы на вопросы преподавателя |
|
5,10,20 |
Ответы на вопросы учащихся |
|
5,10,20 |
Оценка творческих способностей докладчика |
|
5,10,20 |
Субъективная оценка деловых качеств докладчика |
|
Итоговая оценка (балл): 180-220 - отлично, 120-180 - хорошо, 90-120 - удовлетворительно, менее 90 -неудовлетворительно |
2.2. Проектная деятельность в средней школе
Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:
Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. Незаменимым помощником является метод проектов.
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале.
И самым главным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования целей и задач будущего проекта. Обычно используется введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:
В старших классах учащиеся, как правило, готовят среднесрочные и долгосрочные проекты. Для больших проектов к описанной ранее схеме «Пять П» добавляется шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Кроме портфолио может составляться паспорт проекта.
2.3. Проекты во внеурочной деятельности
Решить современные педагогические задачи, получить новые качества личности младшего школьника и стойкий познавательный интерес в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является, на мой взгляд, проектная деятельность.
В конце 2010/2011 года в связи с внедрением ФГОС в НОО было решено разработать рабочую программу для учащихся с 1 по 4 классы «Компьютерные Лего-миры». Эта рабочая программа составлялась именно на основе широкого использования проектной деятельности на занятиях, которая начинается с проектных задач в 1 классе и заканчивается долгосрочными проектами в 4 классе.
Начиная работу с первоклассниками в 2011-2012 учебном году по разработанной мной программе, я выделила для себя ряд проблем:
Диагностика уровня сформированности
универсальных учебных действий
первоклассников подтвердила
Поэтому, начиная с первого полугодия 1- ого класса началось вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе эта деятельность имеет упрощенный вид, то есть возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или проектных задач.
Термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие действия:
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет мне в течение учебного года осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
Следует также отметить, что регулярное
использование таких задач
Проектная деятельность в 1 классе начинается с решения проектных задач, затем следует выполнение небольших мини-поектов. Выполнять мини-проекты на занятиях удобнее всего, используя лего-конструкторы, так как сборка моделей из деталей Лего очень нравится детям. Следующим этапом проектной деятельности становится выполнение и оформление в конце года проектов по теме «конструирование» и заполнение «описания проекта» в рабочей тетради.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Для исследования уровня познавательного интереса к предмету «Информатика и ИКТ» была использована «методика анализа отношения к обечению» Л.Балабакиной (Приложение) она была проведена в классах с 5 по 11-й в 2010, 2011 и 2012 году. При этом критерии отношения к предмету, характеризующие степень устойчивости познавательного интереса, были следующими:
16—14 баллов — активно-положительный
(А);
13—10 баллов — положительный (П);
9—8 баллов — безразличный (Б);
7—5 баллов — отрицательный (О);
4—0 баллов — крайне отрицательный (К).
Результаты приведены на диаграмме 1.
По результатам исследования виден рост познавательного интереса в контрольных классах.
Результаты учета количества учащихся
посещающих занятия внеурочной деятельности,
можно сделать вывод, что познавательный
интерес к предмету остается высоким.
Несколько учащихся даже стали посещать
дополнительно занятия
Увеличился процент учащихся, успешно (на «4» и «5») освоивших государственные программы по информатике.
Увеличивается количество учащихся, выбравших экзамен по предмету «Информатика и ИКТ» на ГИА и ЕГЭ
Из года в год увеличивается количество участников научных конференций и научных обществ учащихся.
2011-2012 учебный год:
Муниципальная олимпиада по начальному научно-техническому творчеству, номинация «Легоконструирование», 2011 г. - 6 участников (4 призера)
Межрегиональная научно-образовательная программа развития творчества и инноваций, всероссийский конкурс молодежи «От качества знаний к качеству жизни», 2011 г. - 1 чел
Районный конкурс реферативно – исследовательских работ для учащихся 5-8 классов, 2012 – 3 участника (1 призер)
Первое полугодие 2012-2013 года:
Муниципальная олимпиада по начальному научно-техническому творчеству, номинация «Легоконструирование», 2012 г. - 6 участников (4 призера)
Стабильно количество участников фестивалей, конкурсов, смотров, соревнований, выставок творческих работ по предмету «Информатика и ИКТ»:
2011-2012 учебный год:
V муниципальный слет юных техников, соревнования Лего-роботов «Сумо» - 2 человека (победители),
Муниципальный конкурс творческих работ «Путешествие в Техноград», 4 человека (4 призера)
Муниципальный этап международных соревнований лего – роботов – 5 участников (4 призера)
VIII Муниципальная олимпиада по начальному научно-техническому творчеству – 6 участников (4 призера)
Всероссийский конкурс «КИТ-2011» (компьютеры, информатика, техника) – 67 участников,
Конкурс «Инфознайка» - 28 участников (8 победителей),
Всероссийский Интернет-проект «Школу будущего строим вместе» (компьютерная графика) -6 участников
VIII Международная олимпиада по основам наук, информатика
1 этап – 26 участников,
2 этап – 12 участников
2012-2013 учебный год:
Региональные соревнования Лего-роботов (2 человека)
IX Муниципальная олимпиада по начальному научно-техническому творчеству – 6 участников (4 призера)