Игры с водой проводятся уже
в младшей группе. Это могут быть игры
в групповой комнате и на участке детского
сада. Используются тазы с водой, разные
сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки,
игрушки и предметы (плавающие и тонущие).
Малыши переливают воду из сосуда в сосуд,
купают кукол, вовлекаются в несложные
опыты, знакомясь со свойствами предметов
(плавают — тонут). На участке детского
сада малыши собираются около лужи, весеннего
ручейка, пускают лодочки, сделанные из
бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы,
чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.
В результате в младшем возрасте дети
подводятся к пониманию, что вода течет.
Дети 4-5 лет усваивают представление о
том, что вода растекается, не имеет своей
формы, одни предметы в ней плавают, а другие
тонут, что она прозрачная [19].
Таким образом, богатый ассортимент
игрушек создает условия для разнообразия
действий детей и накопления у них чувственных
впечатлений. Но это еще недостаточно
для того, чтобы ребенок мог осознанно
обобщить качества материалов и умел правильно
действовать с игрушками. Необходимо,
как и в младших группах, участие в играх
детей воспитателя. В процессе игры он
называет, уточняет, а иногда и изменяет
состояние материалов, их свойства; доказывает
последовательность игровых действий
[22].
Например, воспитатель предлагает
детям полить песок, напоминая, что, когда
он сырой, с ним хорошо играть, спрашивает:
«Что из влажного песка можно сделать?»
«Правильно, - подтверждает он, - из песка
можно сделать дворик и погулять в нем
с куклами. Делайте кучу больше и плотнее
прибивайте песок. Когда песок прихлопан
хорошо, стенки дворика получаются красивыми,
крепкими». Во время поливки песка воспитатель
задает детям вопросы: «Почему не видно
в песке воды? Куда она делась?» тут же
педагог может вместе с детьми полить
землю в каком-нибудь месте участка и понаблюдать,
как будет впитываться вода. Дети с помощью
воспитателя приходят к выводу, что песок
рыхлый и потому легко пропускает воду,
а земля плотная, и поэтому вода впитывается
в нее не сразу. Так постепенно дети овладевают
разными способами восприятия признаков
материалов и их выявления в каждом отдельном
случае.
Созидательная деятельность
требует постоянного руководства ею. Если
в простейших играх воспитатель мог ограничиться
уточнением представлений детей о свойствах
материалов, показом приемов строительства,
то при переходе к строительно — сюжетным
играм усложняются и характер показа,
и форма организации совместной игры.
Строительно — сюжетные игры предполагают
наличие у детей более совершенных и разнообразных
умений. Даже при постройке простого домика
из песка или снега ребенок должен действовать
лопаткой по — разному (сгребать, насыпать
и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться
в расположении своей постройки среди
построек других детей, строить вместе
с ними на ограниченном пространстве [9].
Игры со снегом имеют свою специфику.
Во время прогулок в холодное зимнее время
воспитатель должен заботиться о том,
чтобы дети не переохлаждались. Он может
предложить ребятам набрать в формочки
снег для цветных льдинок или сделать
снежную горку. Игры со снегом требуют
усвоения приемов его преобразования.
Самый простой прием — лепка. Педагог
предлагает малышам вылепить комочки
— снежки, зайчика с ушками, морковку,
чтобы его накормить, и т. п. В присутствии
детей воспитатель лепит снеговика, потом
все вместе из камешков, сучков, сухих
веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы.
Собравшись вокруг снеговика, дети радуются,
что снег липкий, славный получился снеговик!
Так малыши усваивают представление о
свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают
новый прием строительства из снега —
лепку из накатанных комьев, так делают
фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка),
крепости. Катая комья дети подходят к
пониманию еще одного свойства влажного
снега — тяжести. Сооружениям из комьев
снега можно придать большую прочность,
если облить водой (это дети делают вместе
с педагогом), заделывают отверстия между
комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается
с водой) [19].
Из утрамбованного снега можно
вырезать кирпичи (старшие дети делают
это сами) и использовать их для постройки
зданий, заборов и пр.
Таким образом, с ребенком младшего
дошкольного возраста можно играть в разнообразные
строительные игры. Они доставляют детям
большое удовольствие, воспитывают любовь
к технике, развивают конструктивные способности,
мыслительную активность [22].
При игре с глиной, добавляя
немного воды, и высушив на солнце, можно
изготовить глиняную детскую посуду, небольшие
кувшины, тазики.
Летом, собирая разные цветы
и листья, высушенные на солнце, изготавливают
гербарии и картины из засушенных цветов
и травок [19].
Игры с «живыми камнями» способствуют
развитию воображения и связной речи.
Играя с детьми на улице, собирайте вместе
камушки разной формы и размера. В дальнейшем
на них можно рисовать растения, животных,
сказочных персонажей. Также использовать
как формы домов, машин, животных. Каждый
раз можно использовать разные камушки
для составления историй. Кроме того, на
камнях можно нарисовать цифры или буквы
и использовать их как дидактический материал
при обучении ребенка счету и чтению[22].
Таким образом, сенсорное воспитание
начинается в раннем и младшем дошкольном
возрасте и продолжается на протяжении
всей жизни, являясь важным условием и
средством психического развития ребенка,
а также благополучие эмоциональной сферы.
Природная среда является тем уникальным
местом, где малыш получает первый опыт
творческой работы и где игра, изобразительная
деятельность и спонтанность тесно связаны
друг с другом.
К сбору природного материала
привлекайте детей уже с младшего возраста.
Это шишки, семена (липы, клена, ясеня),
корни, изогнутые веточки, листья, засушенные
лепестки цветов и т.д. [19].
Храните природный материал
в коробках под крышками. Если коробки
большие, их делят внутри на ячейки и используют
для хранения мелкого материала. На крышке
наклеиваются соответствующие обозначения
с тем, чтобы ребенок мог быстро найти
все необходимое [22].
При выполнении работ с природными
материалами необходимо придерживаться
следующего алгоритма:
1. Вступительная беседа
воспитателя о материале (например,
о дереве ясеня), с которым предстоит
работать. Рассказ должен сопровождаться
показом данного материала: детям
можно разрешить потрогать, ощутить
поверхность семян ясеня, обследовать
форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщить тему и показ
образца игрушки.
3. Анализ образца и
показ приемов создания игрушки.
Здесь желательно использовать
возможности детей анализировать
образец, побуждать их к высказыванию
предложений о последовательности
выполнения задания. Воспитатель корректирует
ответы детей, направляя их внимание на
особенности работы с данным материалом.
4. Изготовление игрушки.
В процессе труда воспитатель
осуществляет контроль за работой
детей, следит за соблюдением
ими правил техники безопасности
при пользовании инструментами,
оказывает затрудняющимися необходимую
помощь, побуждает ребят к самостоятельному
поиску путей совершенствования
конструкции игрушки, ее украшения,
способствует проявлению дружеских
взаимоотношений между детьми
в ходе выполнения заданий.
5. Анализ готовой игрушки
(внимание ребёнка направляют
на её внешние характерные
особенности: цвет, форма, величина, части
и детали, на материал, из которого
сделана игрушка и из чего
она ещё может быть изготовлена),
в процессе которого у детей
формируют умение оценивать результаты
своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест,
инструментов и оставшихся материалов
[21].
Заключение
На основании проведенного
исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью
является игра. Непосредственно через
игру дети получают необходимые знания,
умения и навыки для дальнейшего развития.
Существует множество различных развивающих
игр для дошкольников, но наибольшую заинтересованность
у детей вызывают игры с природным материалом.
Игры с природным материалом для детей
является не только, необычным для них,
но они развивают у детей художественные
способности, эстетические вкусы, фантазию,
творческое воображение, память, мышление,
внимание, развитие мелкой моторики и
т. д. Во время игры дети приобретают знания
путем самостоятельного поиска, исследовательской
деятельности. Благодаря природным факторам
значительно богаче становится содержание
сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются
умения взаимодействовать с другими, доводить
начатое дело до конца.
- Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, а с другой
– имеет самостоятельное значение, так
как полноценное восприятие является
базовым для успешного овладения многими
видами деятельности.
- Начиная с четвертого года жизни,
у детей формируют сенсорные эталоны:
устойчивые, закрепленные в речи представления
о цветах, геометрических фигурах и отношениях
по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками
цвета, с вариантами геометрических фигур
и с отношениями по величине, возникающими
между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием
эталонов необходимо учить детей способам
обследования предметов: их группировке
по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,
последовательному осмотру и описанию
формы, выполнению все более сложных глазомерных
действий. Наконец, в качестве особой задачи
выступает необходимость развивать у
детей аналитическое восприятие: умение
разбираться – в сочетаниях цветов, расчленять
форму предметов, выделять отдельные измерения
величины.
Список использованной
литературы
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения
по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 96с.
ВенгерЛ.А. Воспитание сенсорной культуры
ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 275с.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 144с.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М.: Просвещение, 1969. – 154с.
Возрастная и педагогическая
психология / под ред. О. Шуаре Марта. – М.: Издательство
Московского университета, 1992. – 210с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,
1967. – 92с.
Година Г.Н. Воспитание и обучение детей
младшего дошкольного возраста: книга
для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство
полового воспитания детей старшего дошкольного возраста. – Екатеринбург:
Деловая книга, 2007. – 167с.
Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает?: книга
для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991.
– 64с.
Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. //Вопросы психологии. – 1997. –
№1. – С. 11–16.
start="12"
Место игры в педагогическом
процессе детского сада. Психология и педагогика
игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца,
А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – 264с.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. –
160с.
Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном
возрасте: руководство практического
психолога. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 176с.
Психология и педагогика игры
дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – 348с.
Развитие познавательных способностей
в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224с.
Сенсорное воспитание в детском
саду / под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддьякова. – М.: Новое время, 1981. – 215с.
Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1963. – 226с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1982. – 96с.
Степанова И.Ю. Материалы и оборудование для
детского сада.– М.: Линка – Пресс, 2004. – 34с.
Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду
/ под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М.: Просвещение, 1965. – 254с.
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании
и обучении дошкольников. – Минск: Народная
асвета, 2007. – 210 с.
Приложение А
Игра «Такой листок
– лети ко мне!»
Дидактическая задача.
Упражнять детей в нахождении
листьев по сходству, активизировать
словарь детей (названия деревьев:
клен, дуб, рябина, береза), воспитывать
слуховое внимание.