Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.
Наиболее благоприятные условия для активного проявления качеств личности представляет труд. Он должен приносить каждому человеку моральное удовольствие.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе.
1.2 Формы организации трудовой деятельности детей в природе в старших группах
1.3 Руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
II. Практическая часть
2.1 Практическая работа по организации трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
2.2 Диагностика трудовых навыков и умений дошкольников
2.3 НОД по организации трудовой деятельности дошкольников в природе
III. Заключение
VI. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 91.79 Кб (Скачать файл)

                                                                     

            КУРСОВАЯ  РАБОТА          

 

 

           Тема: «Организация трудовой  деятельности в       природе как фактор экологического воспитания дошкольников» 

 

         

     Черненко  Елены Ивановны

  Специальность    050704

         Дошкольное образование

                           

            Курс VI,  группы   6-Б

 

           Форма обучения: заочная

 

     Руководитель:

            Замараева Галина Ивановна

 

 

 

 

 

                                              

                                                Обоянь  2013

 

                                            

 

                                               Содержание

Введение

I. Теоретическая часть

1.1 Гигиенические  и педагогические  требования  к организации  труда в природе. 

1.2 Формы организации трудовой деятельности детей в природе в старших группах

1.3 Руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

II. Практическая часть

2.1 Практическая работа по организации трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

2.2 Диагностика  трудовых навыков и умений  дошкольников

2.3 НОД по  организации трудовой деятельности  дошкольников в природе

III. Заключение

VI. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                              

 

                             Введение

В наше время  стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей  с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной  работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка  и формирования его нравственных чувств.

Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его  красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.

Наиболее  благоприятные условия для активного  проявления качеств личности представляет труд. Он должен приносить каждому  человеку моральное удовольствие.

С дошкольного  возраста каждый ребенок обязательно  должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые  он выполняет в детском саду и  в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает  на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его  стороны.

Нужно каждому  человеку понять, как он связан с  природой и как люди зависят от неё. Поняв и осознав это, тогда  будет даваться детям правильное воспитание не только в детском саду, но и в семье. Благодаря этому  с легкостью будем преодолевать, экологические проблем и со временем эти проблемы перестанут быть глобальными.

Объект  исследования - проблема экологического образования детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования - решение задач экологического образования через труд по уходу  за комнатными растениями в старшей группе.

Цель  исследования - выявить, как влияет труд по уходу за комнатными растениями в старшей группе.

Задачи  исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника
  2. Проанализировать методическую литературу по организации труда
  3. Выявить уровень трудовых умений и навыков по уходу за комнатными растениями
  4. Продумать и провести работу по формированию навыков и умений по уходу за комнатными растениями в старшей группе.

Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что  организация труда по уходу за комнатными растениями будет эффективна в решении задач экологического образования детей старшей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

 

1.1 Гигиенические и педагогические  требования к организации труда  в природе

Труд  в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное  значение, если его организация и  содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Для того чтобы труд не утомлял детей, а  давал им радость и удовлетворение, нужно соблюдать гигиенические  требования к организации труда  в природе. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные  ребёнком, не должны вызвать переутомления. В противном случае у него возникает  отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда  зависит от характера и возраста детей. На пример подготовительной к школе группе могут работать 35-40 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда;

Необходимо  обеспечить правильную позу детей в  труде. Так, при переноске воды лейки  или ведра нужно носить в обеих  руках: при работе граблями, лопатой  тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время  в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид  работы с другим (например, рыхление почвы с поднесением воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны  и соответствовать росту и  силам ребенка, но вместе с тем  нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. После всякой работы, независимо от того, где она  производилась на земельном участке  или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нём участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их. Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыкам пересадки растений. При посадке цветочных семян следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т.д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

П.Г. Саморукова выдвигает, важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняться навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая  деятельность должна быть реальной. Воспитателю  важно приобщить к ней каждого  ребёнка.

1.2 Формы организации  труда в природе в старших группах

Что же представляют собой принятые в детских садах формы организации  труда дошкольников - поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности  для воспитания детей таятся в  каждой из них? Рассмотрим эти формы  работы

  1. Поручения. Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем нибудь из своих сверстников. Поручить значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

В практике воспитательной работы с  детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Отсюда для воспитателя  создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков представляют длительные поручения, когда ребенок определенное время отвечает за какое- то дело.

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети могут участвовать  в трёх видах дежурств. Это серьезный  труд, требующий также предварительной  подготовки.

В старших группах расширяются физические возможности детей, накапливается опыт самостоятельного выполнения поручения. Многие поручения входить в круг их обязанностей, носят постоянный, систематический характер. Вместе с тем поручения не теряют своей значимости.

2) Дежурства. Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями формы организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности. Дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать умение у них помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности  и самоорганизации в работе. Дети регулярно дежурят по подготовке к НОД, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребёнка.

Дежурство по уголку природы вводится в старшей группе. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на НОД. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать.

Он особо подчёркивает важность тщательного постоянного ухода  за животными и растениями: только при этом условии им будет хорошо в группе. На НОД воспитатель может показать и некоторые приёмы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора, как заготавливать воду для полива растений и т.д.

Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает  у всех интерес к уголку природы.

В подготовке к школьной группе объём  работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы у  животных был всегда зелёный корм (они эпизодически сеют овёс); выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя  пересаживают цветущие растения с газонов  и переносят их в группу.

3) Коллективный труд. В старшей и подготовительной группах детского сада систематическая организовывается общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы.

Чтобы в коллективном труде могли, принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работы, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно  только после того, как они  приобретут необходимый опыт  работы в небольшом коллективе

- определяя содержание общей  работы, воспитатель включает в  неё только те виды труда,  навыками которых дети владеют  достаточно хорошо и стремятся  к тому, чтобы занять всех детей.

Формируя новые навыки, воспитатель, так же как и в средней и старших группах, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его)

Общие поручения, объединяющие участников в коллектив, со старшей группы становятся ведущей формой организующего труда. Они требуют от детей большей  самостоятельности при распределении  работы, вызывают необходимость совместных действий.

Содержание труда детей объединенных совместной деятельностью, как считает  П.Г. Саморукова, должно быть заранее продумано педагогам, с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх – четырёх.

д.

В организации коллективного труда  детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение  работы между участниками, процесс  выполнения задания, обсуждение результатов  трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение  которых требует своеобразных методов  руководства.

1.Распределение работы между  участниками.

При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать  участие несколько человек или  вся группа, необходимо распределить работу между участниками, объединенными  в звено или несколько звеньев. Этот вопрос неизбежно возникает  при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей  выполняет общее задание, состоящее  из разных дел. Важно научить детей  считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающее недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.

Постепенно меняется характер воздействия  педагога. От прямых указаний, непосредственного  разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, осуждает с  детьми результаты их деятельности.

2.Выполнение задания.

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать  работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении задания ввиду недостаточных  навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой, а четвёртый отстал, так как часто отвлекался. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы дети закончили её в одно время. Педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи.

Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников