Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:13, дипломная работа
Цель данной работы: создать систему внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
Объект исследования: качество образования
Предмет исследования: система внутришкольного контроля как одно из из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
Среди возможных подходов к понятию качества необходимо отметить подход, сформулированный в работах А.И. Субетто, поскольку он позволяет раскрыть связи данного понятия с другими, важными в исследовании, - свойство, система, оценка, управление. Согласно данному пониманию, качество обладает следующими признаками:
− системности и целостности (качество как система совокупности свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее качество);
− структурности и иерархичности (система свойств имеет иерархическую структуру);
− динамичности (качество процесса отражается в качестве результата);
− количественности (как меры качества);
−внешне-внутренней обусловленности (как единства потенциального, внутреннего и реального, внешнего качества);
− соответствия требованиям, потребностям и нормам. [19; 163]
Качество является сложным и противоречивым понятием, из приведенного определения его вытекают принципиальные противоречия: между статическими и динамическими моментами качества, между внутренней его сущностью и реальным проявлением, между качеством результата и качеством процесса. Противоречия в философском понимании качества определяют и сложность педагогической проблемы обеспечения качества и управления качеством в образовании. Нельзя не согласиться с выводом В. Воротилова и Г. Шапоренковой: множественность запросов к образованию разных социальных, профессиональных групп, отдельных личностей порождает многообразие целей, а результаты образования могут быть оценены разными субъектами, по разным критериям, в разных измерениях, на разных уровнях.
Этот же вывод вытекает из позиции авторов учебника по педагогике и психологии А.А. Реана, Н.В. Бордовской, С.И. Розума. По их мнению, качество образования зависит от того, насколько осуществляется соответствие:
1) целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
2) между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека;
3) теоретических знаний и умений их практического использования в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, оказываются неразрывно связанными, с одной стороны, качество образования конкретного человека, качество образовательного процесса, конкретной образовательной системы и системы образования в целом, и, с другой стороны, качество теоретических знаний, практических навыков, личностных качеств. [14; 27]
Качество образования представл
Интересной, хотя, возможно, и спорной, является попытка классификации подходов к определению качества образования, данная В. Воротиловым и Г. Шапоренковой, обобщающая различные позиции по данной проблеме. Авторы выделяют следующие подходы к пониманию качества образования:
− соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (С.Е. Шишов, В.А. Кальней, А.И. Моисеев, Е.В. Яковлев);
− сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимых качеств личности (Е.В. Бондаревская, Л.Л. Редько, Л.А. Санкин, Е.П. Тонконогая);
− соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результатов требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (В.И. Байденко; В.А. Исаев, Н.А. Селезнева, А.И. Суббето);
− соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (М.М. Поташник, В.М. Полонский, В.П. Панасюк, А.П. Крахмалев);
− способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г.А. Бордовский, Т.Н. Шамова, П.И. Третьяков, Г.Е. Володина).
Подобная классификация
1) результатам образовательного процесса;
2) самому образовательному процессу;
3) образовательному учреждению, осуществляющему образовательный процесс с соответствующими результатами. [17; 82]
Чрезвычайная актуализация проблемы
качества образования связана также
с развитием в последние
В контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает. [3; 186]
Качество образования (с рационалистической точки зрения) понимается как результат процессуальной стороны образования и совокупность компетенций выпускников, которые придают им способность адаптироваться к изменяющейся социальной и экономической среде, удовлетворять обусловленные потребности.
Качество образования распадается на качество условий и качество результата. Первое состоит в способности учреждения создать в своих стенах образовательные траектории, соответствующие склонностям и интересам обучающихся при обязательном выполнении государственных образовательных стандартов. Второе - в оценке меры соответствия результатов - надеждам. В данном определении представлены два основных компонента качества: обязательный (стандартный) и вариативный (определяемый образовательным учреждением).
Выполнение образовательных
Необходимыми предпосылками формирования личностно-ориентированной составляющей являются переход от оценки знаний, умений, навыков учащихся к оценке их компетенций, а также оценка влияния образовательного процесса на психосоматическое состояние ребенка ("цена результата"). [12; 39]
Таким образом, исходя из выше сказанного, качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Понятие качество образования включает 3 блока:
Качество основных условий образовательного процесса.
Качество реализации образовательного процесса.
Качество результатов
Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия и др.) предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства, профессиональных сообществ, налогоплательщиков).
В последнее десятилетие
В частности, в настоящее время
продолжается отработка различных
моделей новой независимой
В рамках комплексных проектов модернизации
образования субъектов
В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.
Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Основная цель ОСОКО - получение и распространение достоверной информации о качестве образования.
Создание общероссийской системы оценки качества образования будет способствовать:
обеспечению единого образовательного пространства;
повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;
созданию инструментов общественного участия в управлении социально - образовательной средой;
принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
В основу концепции положены следующие основные принципы:
развитие ОСОКО, преимущественно,
как системы внешней
открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;
прозрачность процедур и результатов, нормативный характер формирования и развития ОСОКО;
функциональное единство ОСОКО
на различных уровнях при
применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки;
разделение информационно-
профилактика монополизации
системно-целевая
Объектами оценки качества в системе образования являются:
образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки;
образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;
индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения.