Основы интеллектуального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 15:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов интеллектуального развития младших школьников во внеклассной работе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «интеллект» и определить факторы интеллектуального развития.
3. Провести диагностику учащихся экспериментального класса
4. Разработать серию интеллектуальных игр и проверить их эффективность во внеклассной работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы интеллектуального развития младших школьников
1.1 Сущность понятия «интеллект». Факторы интеллектуального развития…6
1.2 Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
1.3 Интеллектуальные игры: их классификация и значение…………………18
1.4 Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера…………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа в развитии интеллекта младших школьников
2.1 Выявление уровня сформированности качеств мышления у обучающихся 2 класса………………………………………………………………………………..30
2.2. Проведение интеллектуальных игр во внеклассной работе………………...37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………...43
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы……………………………………………...49

Вложенные файлы: 1 файл

дип (2).docx

— 171.81 Кб (Скачать файл)

Что ты хотел сделать?

Что сделал?

Какие знания применил?

Задание выполнено?

Почему не выполнено?

Что неизвестно?

Какова будет цель твоего дальнейшего обучения?

Иногда формулирую проблемный вопрос (сразу дать на него ответ невозможно):

Можешь ли сразу ответить на вопрос?

Что тебе нужно знать для того, чтобы ответить?

В ходе работы фиксируются все возникающие у детей вопросы. Именно эти трудности и являются основанием для составления технологической карты, в которой определяется цели дальнейшего обучения. Однако осознания того, «чему надо учиться», недостаточно. Ученик должен понимать, какие поисковые действия необходимы для приобретения недостающих знаний, умений.

В связи с этим встает второй вопрос самообразования: «Как научиться?» или «Каким способом достичь цели?» На него есть три ответа:

самостоятельно изобрести недостающий способ действия;

самостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище»;

запросить недостающие данные у знатока [4, с. 66].

«Учебная самостоятельность развитого младшего школьника состоит в умении или способности инициировать совместное со взрослым действие по поиску недостающих способов решения новых задач» [8,63]. Высказывая догадку о недостающем способе действия, ученик начальной школы в первую очередь прибегает к помощи учителя. Учитель - это тот, кто учит самому учению. Важно научить детей не столько действовать, сколько планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели.

Одним из таких способов является составление алгоритма. Без этого трудно обойтись на этапе планирования и организации деятельности, так как необходимо установить последовательность действий для решения задачи и ответить на вопрос «Что и как делать, чтобы достичь цели?».

На этапе оценки результатов деятельности ученик отвечает на вопрос «Верный ли получен результат?». Контроль в процессе деятельности гораздо эффективнее контроля по результатам деятельности, поэтому при наличии алгоритма промежуточный контроль осуществить легче. Значимость вопросов, связанных с умением составлять, записывать и осуществлять алгоритмы, в последние годы неизменно возросла. В ряде публикаций, в частности в статьях Н.Я. Виленкина, Л.Г. Дробышева, А.В. Горячева и др., обосновывается целесообразность раннего ознакомления детей с вычислительной техникой, развития у них алгоритмического, логического мышления, освоения основ программирования. Главным аргументом является необходимость подготовки школьников к жизни в информационном обществе. На первый план выдвигается формирование у учащихся инновационной культуры. Нужно учить детей ориентироваться в информационных потоках, эффективно осуществлять поиск информации, ее обработку, классификацию. А поиск новой информации (работа с компьютером, со словарями и т.д.) связан с алгоритмами.

К настоящему времени подготовлено несколько программ для начальной школы по изучению информатики. Среди них хотелось бы выделить безмашинный вариант «Информатика в играх и задачах» (автор А.В. Горячев).

Авторы программы и учебников уделяют серьезное внимание развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Именно эти приемы необходимы для восприятия и обработки информации и, конечно, для составления алгоритмов. Формирование этого умения осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе дети знакомятся с понятиями операция (действие), результат операции, учатся определять результат действия.

На втором этапе узнают, что такое программа действий или алгоритм, учатся устанавливать последовательность действий, исполнять простые алгоритмы, составлять словесные алгоритмы.

На третьем этапе дети знакомятся со способами наглядного представления алгоритмов, учатся четко исполнять алгоритмы, заданные этими способами.

На четвертом этапе дети учатся составлять алгоритмы.

На каждом этапе проводится диагностика, в ходе которой выявляется степень сформированности данного умения. В разделе «Дозирование домашней самостоятельной работы» приводятся упражнения, формирующие данные умения.

Задания репродуктивного характера (уровень 1) направлены на проверку знаний учащимися основных понятий по теме, умений исполнять готовый алгоритм.

Задания реконструктивного характера (уровень 2) предполагают проверку умений учащихся не только работать по готовому алгоритму, но и их способность найти ошибки в алгоритме, внести в него дополнения, изменения.

Задания конструктивного характера (уровень 3) предоставляют ребенку возможность найти множество вариантов решения задачи, дают свободу выбора средств для достижения цели. Ребенку дается условие и результат, которого необходимо достичь, и он сам ищет пути его достижения.

Если учащиеся выполняют задания только первого и второго уровней, то это значит, что они понимают цель учебной деятельности, при достижении которой используют частные приемы и готовые алгоритмы, а значит, можно говорить о среднем уровне развития ученической самостоятельности. Если ученик может сам составить алгоритм, то это значит, что у него высокий уровень развития учебной самостоятельности, так как он самостоятельно может ставить цели учебной деятельности, составлять план самообразования и умеет находить средства его реализации. Самостоятельное составление программ не является в начальной школе обязательным, дети должны лишь уметь пользоваться готовой программой, уметь прочитать ее, объяснить последовательность действий. Однако на уроках по всем предметам необходимо привлекать детей к составлению алгоритмов. К примеру задавать задания на дом. Понятно, что дома программы у ребят не всегда получаются, составляют они их с ошибками. Но сам процесс обдумывания последовательности выполняемых операций оказывает самое благоприятное влияние на развитие алгоритмического мышления.

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

Интеллектуальное развитие - это развитие,  характеризующееся видами мышления (творческое,  познавательное,  теоретическое и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление,  наглядно-образное мышление), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность,  критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание,  воображение,  память,  восприятие), мыслительными операциями (вычленение,  сличение,  анализ,  синтез, систематизация  и др.),  познавательными умениями (умение поставить вопрос,  вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу,  доказать ее,  сделать выводы,  применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели,  читать и писать в должном темпе,  конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.

На основе данного представления об уровне развития, возможно, сформулировать цели ее развития - необходимо развивать психические процессы в различных их видах и типах.

Нужно отметить,  что интеллектуальная сфера развивается не по частям,  а целостно: невозможно,  например,  развивать только сообразительность,  не развивая при этом гибкость ума. Поэтому в педагогике существует система методов проблемного обучения,  система интерактивных методов,  приемы диагностики.

 

 

ГЛАВА II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Выявление уровня сформированности качеств мышления у обучающихся 2 класса

        Целью  данного этапа нашего исследования  было выявление уровня развития мышления младших школьников.

      Задачи  данного этапа:

  - провести диагностику  уровня развития мышления у учащихся 2 класса ГУО «Белодубровская средняя школа Костюковичского района»;

  - определить особенности  творческого развития учащихся;

     Основные показатели  творческого мышления, которые выделяет  П.Торренс – это беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

     Для нашего  сравнительного анализа наиболее  значимыми и показательными будут  количественные величины: выше нормы  развития и ниже нормы развития,  - что является характеристикой  благоприятных или, наоборот, неблагоприятных  условий развития познавательных  психических процессов.

    В начале мы  использовали сокращенный вариант  изобразительной (фигурной) батареи  теста креативности  П.Торренса, остановившись на задании «Закончи рисунок».

    Задание «Закончи  рисунок» представляет собой  второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления  П.Торренса.

    Перед предъявлением  теста полностью прочитали инструкцию  и тщательно продумали все  аспекты работы. Тесты не допускают  никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность  и валидность тестовых показателей.

    Во время тестирования  недопустимо создание тревожной  и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует  стремиться к созданию дружелюбной  и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения  и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование проходило в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

    В классе –  7 учащихся (девочек – 4; мальчиков - 3).

    Время выполнения  теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов  и т.д. для тестирования было  отведено 20 мин.

    Прежде чем  раздавать листы с заданиями, мы объяснили детям, что они  будут делать, вызвали у них  интерес к заданиям и создали  мотивацию к их выполнению. Для этого мы использовали следующий текст. «Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие  от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам  это понравится».

     После предварительной  инструкции раздали листы с  заданиями и проследили, чтобы  на каждом бланке были указаны  фамилия, имя и дата в соответствующей  графе.

      После этих  приготовлений приступили к чтению  следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются.

Обработка результатов проводилась по инструкции к тестам.

Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.

Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.

Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов.

Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2–4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами.

Результаты, полученные при обработки данных, представлены в таблице

Таблица 1. Результаты тестирования учащихся 2 класса.

Информация о работе Основы интеллектуального развития младших школьников