Основы интеллектуального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 15:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов интеллектуального развития младших школьников во внеклассной работе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «интеллект» и определить факторы интеллектуального развития.
3. Провести диагностику учащихся экспериментального класса
4. Разработать серию интеллектуальных игр и проверить их эффективность во внеклассной работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы интеллектуального развития младших школьников
1.1 Сущность понятия «интеллект». Факторы интеллектуального развития…6
1.2 Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
1.3 Интеллектуальные игры: их классификация и значение…………………18
1.4 Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера…………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа в развитии интеллекта младших школьников
2.1 Выявление уровня сформированности качеств мышления у обучающихся 2 класса………………………………………………………………………………..30
2.2. Проведение интеллектуальных игр во внеклассной работе………………...37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………...43
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы……………………………………………...49

Вложенные файлы: 1 файл

дип (2).docx

— 171.81 Кб (Скачать файл)

Ф.И. ребенка

Показатели

Беглость

Гибкость

Оригиналь-ность

Разработан-ность

  1. Антонова Дарья

10

Н

8

Н

10

Н

22

Н

  1. Довыденко Мария

10

Н

8

Н

10

Н

18

Н

  1. Иванова Валерия

10

Н

7

Н

9

Н

20

Н

  1. Казаков Денис

10

Н

4

н/н

6

Н

15

н/н

  1. Лизунов Дмитрий

10

Н

6

н/н

8

Н

16

Н

  1. Рудая Дарья

10

Н

5

н/н

8

Н

20

Н

  1. Черняков Алексей

10

Н

10

в/н

12

в/н

16

Н


 

 

 

Результаты представлены в таблице 2. Сравнительный количественный состав учащихся в количественном составе.

Уровни развития

Гибкость

Оригинальность

Выше нормы

1

1

Норма развития

3

6

Ниже нормы

3

0


Результаты представлены в таблице 3. Сравнительный количественный состав учащихся в процентном отношении.

Уровни развития

Гибкость

Оригинальность

Выше нормы

12%

12%

Норма развития

44%

88%

Ниже нормы

44%

0%


 

Результаты представлены в диаграмме.

Показатель гибкости указывает на способности ребенка вариативно, разнообразно представлять новые сюжеты. Выше нормы данный показатель присутствует у 12% детей(1 чел.), в норме у 44%( 3 чел.), ниже нормы у 44%(3 чел.).

Значительно более высокий показатель по этой шкале указывает на благоприятные условия развития лабильности, изменчивости, гибкости мыслительных операций формирующихся в процессе развития.

Показатель оригинальности указывает на возможности воображения, сотворения новых сюжетов, рассказов, историй, творческий потенциал осмысливания предметов. Результаты по этому показателю также указывают на более высокий уровень развития творческого потенциала для детей экспериментальной группы. Данный показатель выше нормы выявлен у 12% ( 1 чел.) детей, в норме 88% (6 чел.).

На констатирующем этапе мы выявляли уровень сформированности таких умений, как обобщение и отвлечение, способность выделять существенные признаки предметов и явлений, оригинальность, быстроты мышления.

Следующая методика « Исключение понятий»

Методика «Исключение понятий»

Суть этой методики в следующем. Испытуемым зачитывает 4-5 слов, из которых 3-4 объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется прослушать эти слова и в течение 20 секунд записать «лишнее» слово. Затем зачитываются следующие 5 слов и т. д.

 Цель: изучить уровень  процессов обобщения и отвлечения, способность     выделять  существенные признаки предметов  или заявлений.

     Оборудование: листок с рядами слов:

  1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький.
  2. Смелый, храбрый, отважный, злой.
  3. Василий, Фёдор, Иван, Семёнов.
  4. Молоко, сало, сметана, сливки.
  5. Трамвай, автобус, троллейбус, трактор.
  6. Хата, хлев, печь, дым, будка.
  7. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
  8. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.
  9. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  10. Карандаш, ручка, краски, фломастер, чернила.

Ход исследования:

Ученикам необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Оценка в баллах

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1


         Обработка результатов.

Таблица 1. Результаты теста в баллах.

Ф.И. ребенка

Количество правильных ответов

Оценка в баллах

  1. Антонова Дарья

6

6 баллов

  1. Довыденко Мария

8

8 баллов

  1. Иванова Валерия

7

7 баллов

  1. Казаков Денис

5

5 баллов

  1. Лизунов Дмитрий

6

6 баллов

  1. Рудая Дарья

7

7 баллов

  1. Черняков Алексей

10

10 баллов


Таблица 2. Результат выполнения задания класса в процентах.

Количество баллов

Количество учеников, набравших баллы.

Процент, набравших баллов

1-2 баллов

0

0%

3-4 баллов

0

0%

5-6 баллов

3

44%

7-8 баллов

3

44%

9-10 баллов

1

12%


 

Ученики справились с заданием. Для ученика наиболее характерной формой обобщения является обобщение на основании существенных признаков.

 

2.2. Проведение  интеллектуальных игр во внеклассной  работе.

 

Воспитательная работа -  это организованная групповая деятельность, вовлекающая школьников в запланированные педагогические отношения (М.А. Бесова)

Внеклассная работа – организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворение их интересов и обеспечения активного и разумного досуга, организованные формы внеклассной работы, кружки ученические; культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, школьных праздников, встреч с интересными людьми и пр.); индивидуальная работа учащихся под руководством учителей и родителей ( чтение книг, занятие искусством и т.д.).

На формирующем этапе эксперимента мы разработали и провели серию интеллектуальных игр, заданий во внеклассной работе. Игры были непродолжительные (10-15 минут). Опишем некоторые из них.

Игра под название «На что это похоже?»

Цель: развитие наблюдательности, речевого мышления и быстроты реакций.

Вариант I.

Учащимся были предложены схематические рисунки. Необходимо записать как можно больше слов против каждого схематического рисунка (количество слов может быть разным). На выполнение дается 5 минут. Каждый ученик выполнил задание индивидуально.

 

 




 

Наиболее типичные ответы второклассников такие: 1. Кирпич, стол, пенал и т.д.

2. Ёжик, треугольник, крыша  и т.д.

3. Дерево, конфета, шарик  и т.д.

4. Дуга, горка, арка и т.д.

Оригинальные слова записал. Мальчик много читает и он очень наблюдательный. У него получились такие слова:

Больше всего  слов написала. Всего

Затем мы предложили детям дифференцированно выполнить такие задания: мальчики из  прямоугольника должны сделать машинку (нарисовать), а девочкам из 3 фигуры сделать цветок. Вот что получилось:




 



 

 

Вариант II

Класс разделили на микрогруппы. Учащимся раздали карточки с такими рисунками.


 

 

 


 


 

 

Необходимо записать как можно больше слов напротив каждого схематического рисунка и составить предложения с последним схематическим рисунком. На выполнение – 5 минут. Ответы первой группы:

  1. Когда выглянуло весеннее солнце, растаял наш снеговик.
  2. Маша и Петя, за правильно нарисованные овал и четырехугольник, по математике получили 8.

Следующая игра, которую мы предложили детям, имела цель: развитие речи учащихся, обобщение их словарного запаса. Микрогруппам предложены карточки со словами (1 - лампа, фонарь, солнце, валенки; 2 – сапоги, ботинки, шнурки, валенки). Учащимся необходимо составить 4 предложения, т.е. с каждым из названных слов.

Предварительно была проведены беседы: «Нам светло» и «Обувь».

Нас интересовали оригинальные ответы учащихся. Примеры предложений:

  1. На крою стола стояла необычная лампа, в виде цветка.
  2. Как-то раз наш кот залез на фонарь.
  3. Каждое утро я просыпаюсь от светящего в окно солнца.
  4. Мне бабушка на день рождения подарила детские валенки. 

Оригинальность мышления, творческое отношение к заданию мы развивали с помощью словесных интеллектуальных игр. Например « Волшебный рассказ».

Информация о работе Основы интеллектуального развития младших школьников