Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 15:16, дипломная работа
Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов интеллектуального развития младших школьников во внеклассной работе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «интеллект» и определить факторы интеллектуального развития.
3. Провести диагностику учащихся экспериментального класса
4. Разработать серию интеллектуальных игр и проверить их эффективность во внеклассной работе.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы интеллектуального развития младших школьников
1.1 Сущность понятия «интеллект». Факторы интеллектуального развития…6
1.2 Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
1.3 Интеллектуальные игры: их классификация и значение…………………18
1.4 Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера…………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа в развитии интеллекта младших школьников
2.1 Выявление уровня сформированности качеств мышления у обучающихся 2 класса………………………………………………………………………………..30
2.2. Проведение интеллектуальных игр во внеклассной работе………………...37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………...43
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы……………………………………………...49
Детям предложили 4 слова: карандаш, медведь, озеро, бабочка.
«Каждое лето я отдыхаю у бабушки в деревне. Около ее дома есть прекрасное озеро. И как-то раз я пошел туда рисовать карандашом. Я очень долго рисовал и у меня ничего не получалось. Затем мне пришла мысль: « А не нарисовать ли мне медведя с моего любимого мультика «Маша и медведь»?». У меня стал получаться красивый мишка, но начала мешать бабочка, которая постоянно садилась на край моего карандаша. Потом я решил, чтобы мне закончить рисунок, мне необходимо пойти домой».
Следующая игра «Ягодка моя».
растёт низко, к земле близко.
(Земляника)
В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «поземка». А как хорошо сказал о названии земляники Ю.Кушак!
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя мне дали
Родная землица.
Задание детям. Составить предложения из слов, вопросы помогут детям правильно составить предложение за 2 минуты.
Из, краснеет, рядом, ягодки, глазок, травы, душистая, беленький, глядит, земляника.
Составление предложения при помощи вопросных схем:
1) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего?
2) Где? Что делает? Какая? Что?
Схема: «Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка».
Составьте ещё своё предложение о землянике.
Ответы учеников:
Следующая игра «Буриме».
Описание игры
Цель игры-без подготовки придумать стихи на заданные темы. Участникам раздают листы с заготовками рифм и предлагают написать стихи. С того, кто не выполнил задание фант.
Правила игры:
Примечание.
Слова могут быть очень каверзные. Их могут предложить и сами участники. Можно задать и тему, например, в честь виновника торжества.
Детям были предложены варианты слов для рифмы:
……..весна.
…….апельсины.
…….ананас.
………дома.
……..кружева,
……..терема.
Самые оригинальные стихи детей:
«На огромном пианино
Днём лежали апельсины.»
«Все умолкло. Тишина.
Где же ты, скажи, весна?»
«Налила мне мама квас.
Он на вкус как ананас.»
«Настала лютая зима,
Кругом белые дома,
В них окна словно кружева.
Ох, уж, эти терема.!»
По результатам данной игры можно сказать, что она для детей является очень интересной и увлекательной. Игра «Буриме» отлично развивает интеллект младших школьников, способствует умственному развитию. Все ученики успешно справились с данной игрой.
В мае 2014 года мы провели диагностику с целью выявления динамики в интеллектуальном развитии учащихся. Диагностические методики использовались те же, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты представлены в таблице.
Результаты представлены в таблице 4. Сравнительный количественный состав учащихся в количественном составе.
Уровни развития |
Гибкость |
Оригинальность |
Выше нормы |
2 |
3 |
Норма развития |
3 |
4 |
Ниже нормы |
2 |
0 |
Результаты представлены в таблице 5. Сравнительный количественный состав учащихся в процентном отношении.
Уровни развития |
Гибкость |
Оригинальность |
Выше нормы |
28% |
44% |
Норма развития |
44% |
56% |
Ниже нормы |
28% |
0% |
Результаты представлены в диаграмме.
Показатель гибкости указывает на способности ребенка вариативно, разнообразно представлять новые сюжеты. Выше нормы данный показатель присутствует у 28% детей(2 чел.), в норме у 44%( 3 чел.), ниже нормы у 28%(2 чел.).
Значительно более высокий показатель по этой шкале указывает на благоприятные условия развития лабильности, изменчивости, гибкости мыслительных операций формирующихся в процессе развития.
Показатель оригинальности указывает на возможности воображения, сотворения новых сюжетов, рассказов, историй, творческий потенциал осмысливания предметов. Результаты по этому показателю также указывают на более высокий уровень развития творческого потенциала для детей экспериментальной группы. Данный показатель выше нормы выявлен у 44% ( 3 чел.) детей, в норме 56% (4 чел.).
Методика « Исключение понятий».
Таблица 3. Результаты теста в баллах.
Ф.И. ребенка |
Количество правильных ответов |
Оценка в баллах | |||
|
8 |
8 баллов | |||
|
9 |
9 баллов | |||
|
8 |
8 баллов | |||
|
5 |
5 баллов | |||
|
7 |
7 баллов | |||
|
7 |
7 баллов | |||
|
10 |
10 баллов |
Таблица 2. Результат выполнения задания класса в процентах.
Количество баллов |
Количество учеников, набравших баллы. |
Процент, набравших баллов |
1-2 баллов |
0 |
0% |
3-4 баллов |
0 |
0% |
5-6 баллов |
1 |
14% |
7-8 баллов |
4 |
56% |
9-10 баллов |
2 |
28% |
Исходя из полученных данных, после проведения с детьми интеллектуальных игр, мы видим, что результат значительно отличается от первоначального; а именно возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, об этом свидетельствует увеличение количества верно выделенных слов.
Игра «На что это похоже?»
Были предложены фигуры:
Ответы детей:
Игра «Буриме»
С теми же словами, которые были предложены на первом эксперименте, мы провели повторную игру. Ответы детей были весьма оригинальными, несмотря на то, что они уже были знакомы с данными словами.
И играть на пианино.»
Потому что к нам пришла весна»
И огромный ананас.»
В результате проведенной выходной диагностики, можно сделать вывод, что результаты показанные детьми в основном повысились, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. После проведения интеллектуальных игр, мы видим, что большинство детей имеют средний уровень развития мышления и выше среднего, что не наблюдалось при проведении первоначальной диагностики.
Заключение
Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.
Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, следует сформулировать следующие основные выводы.
Из анализа прочитанной литературы и входе проведённого исследования, можно сделать вывод, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это младший школьный возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьном возрасте. Главная задача педагога не только дать детям определённый объем информации, но и помочь устранить проблемы в учёбе: развить память, логику, внимание, то есть интеллектуальные способности.
Одной из задач нашего исследования являлась подборка и систематизация комплекса заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. По итогам проведенного исследования можно сказать, что мы успешно справились с этой задачей. И достигли поставленной в начале исследования цели. Это можно проследить по сравнению результатов входной и выходной диагностики на уровень интеллектуальных способностей. Уровень развития интеллектуальных качеств детей увеличился по сравнению, с уровнем до выполнения ими системы заданий по развитию интеллектуальных качеств. Таким образом, на основании проведенных исследований гипотеза подтвердилась.
В ходе использования методик важно было заинтересовать, научить быть внимательным, дать понять, что обладать развитыми интеллектуальными способностями, это главное для дальнейшего успеха в жизни.
Информация о работе Основы интеллектуального развития младших школьников