Основы организации учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации учебного процесса. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить, что из себя представляет учебный процесс;
рассмотреть существующие формы организации учебного процесса;
изучить показатели эффективности организации учебного процесса;
рассмотреть пути совершенствования организации учебного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1 Понятие «учебный процесс» 5
1.2 Учебные проекты 7
1.3 Учебная задача 11
2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 16
2.1 Сущность форм организации процесса обучения 16
2.2 Функции форм обучения 25
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 28
3.1 Принципы эффективной организации учебного процесса 28
3.2 Показатели эффективной организации учебного процесса 33
3.3 Пути совершенствования организации учебного процесса 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Основы организации учебного процесса.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, за последние  десятилетия резко вырос объем  учебных нагрузок в начальной  школе, объем информации, которую  ученик должен воспринять, усвоить  и уметь использовать. Возьмите букварь 50-х гг. прошлого века, сравните задания  по русскому языку и математике, прибавьте информатику и иностранный язык, экологию и природоведение, краеведение и ОБЖ. Совсем не редкость уже в начальной школе 5 и 6 уроков, а в основной и старшей – 6, 7, 8!

В-третьих, растет интенсификация учебного процесса, темп обучения. При  увеличении объема учебного материала уменьшилось общее количество учебных часов, отводимых практически на все образовательные дисциплины.

Специалисты требуют  расширения объема изучаемого материала, введения новых разделов в биологию, химию, физику, историю и т.п. Есть предложения ввести новые предметы – генетику, космологию, экологию, экономику и т.п. Однако педагогическая обработка и методика преподавания практически не изменились, что и создает реальные условия для интенсификации учебного процесса.

3.2 Показатели эффективной организации учебного процесса

Среди относительно простых  и доступных показателей могут  быть выделены следующие:

  • общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия, факультативы). Анализ расписания учебных занятий, общей школьной учебной нагрузки в течение учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе, как распределяется нагрузка по дням недели, по четвертям, учитываются ли изменения функционального состояния учащихся в течение учебной недели и года;
  • общая внешкольная учебная нагрузка (домашние задания, включающие не только время приготовления уроков, но и подготовку рефератов, сочинений, чтение необходимой литературы). Анализ внешкольной (учебной) нагрузки также позволяет оценить эффективность организации учебного процесса. Можно понять, какие педагоги, учебники, программы перекладывают нагрузку на домашние задания, как перераспределяется эта нагрузка в течение учебной недели, четверти, учебного года;
  • анализ общего режима дня и внеучебных занятий (спорт, музыка, чтение, компьютер, творчество и т.п.) позволяет понять, рационально ли организован режим, оставляет ли учебная нагрузка время на дополнительные занятия, занятия по интересам, время на отдых, полноценный сон и т.п.;
  • анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям) позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок;
  • анализ субъективной оценки настроения, позволяющий понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий и в течение дня;
  • анализ работоспособности дает возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок.

Первые четыре показателя можно использовать при массовом мониторинге, анализ работоспособности  – при решении более узких задач.

В качестве дополнительных показателей школьный психолог может  проанализировать уровень школьной мотивации, тревожность, школьный врач – текущую заболеваемость (среднее  число пропусков по болезни за определенный период или число не болевших учеников).

3.3 Пути совершенствования организации учебного процесса

Основой совершенствования  учебного процесса является системный  подход к оценке возможных решений  встающих задач обучения, который  обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, вытекающей из анализа полной и достоверной информации о закономерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются разнообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучения.

Большое влияние на учебный  процесс оказывает состояние  здоровья учащихся, соответствие ему  учебного режима. Нарушение здоровья учащихся часто является причиной возникновения трудности в учении, общении, развитии. Но не менее часто нарушение здоровья возникает и усугубляется под влиянием нерационального учебного процесса [4, с. 176]. Одним из сильнодействующих факторов, влияющих на психофизиологическое состояние учащихся, становится сам процесс занятий. Эффективная работа по оздоровлению детей требует достаточно длительного времени, осуществления целого ряда мероприятий и нормального финансирования. Однако уже сейчас, без дополнительных затрат, школы могут проводить рационализацию школьного режима, пользуясь методами валеологии.

Валеология (от Valeo - лат. - «быть здоровым») как комплексная наука об индивидуальном здоровье целостного человека направлена прежде всего на обеспечение будущего. Валеология использует генетические, биохимические, биофизические, физиологические, морфологические, психологические, социальные и другие подходы и методы при изучении формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе. Предметом валеологии являются технологии формирования и динамики здоровья человека в онтогенезе. Предмет валеологии более четко можно понять если рассмотреть в сопоставлении такие категории, как здоровье и болезнь. Определить здоровье или болезнь без взаимной увязки этих понятий невозможно. Многие исследователи отождествляют понятие здоровья с понятием норма: «здоровье это нормальное состояние организма», т.е. норма деятельности его систем, но совокупность норм далеко не всегда соответствует здоровью. [1, с. 423]

Школы могут осуществлять валеологический мониторинг учебного процесса и оптимизацию уроков, что  позволит снизить психофизиологическую напряженность и уровень невротизации учащихся. В сочетании с валеологическим  просвещением, пропагандой здорового образа жизни, оздоровительной направленностью физической культуры такая работа может изменить ситуацию со здоровьем школьников.

Так как такой урок является основной формой организации  учебных занятий в школе, то при  его оценке нельзя ограничиваться только объемом и пониманием усвоенного учащимися материала. Следует учитывать, ценой какого психофизиологического напряжения этот результат достигается, что может быть выявлено специальными исследованиями валеолога, психолога и врача.

Полезным и доступным может стать использование валеологического анализа урока с количественно-качественными оценками по специальным критериям:

    1. Объем нового материала: количество новых понятий, правил, теорем, законов, узловых вопросов и т.п., частота их упоминаний в ходе урока.
    2. Объем повторительного материала: на каких этапах урока, количество ответов учащихся, форма предъявления учащимися своих знаний, выполненных работ и пр., способы контроля.
    3. Насыщенность учебными действиями: количество или деятельность выполнения - слушания, записывания, переписывания, разбора, анализа, чтения, наблюдения, решения задачи и упражнения, зарисовывания, ответов с места, ответов с выходом к доске и т.п.
    4. Характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений, реконструктивное воспроизведение, объяснение, логические операции, умозаключение, выполнение по типовым правилам, выполнение с изменением условий, элементы переноса и творчества.
    5. Уровень эмоциональности и интереса: количество заданных учащимися вопросов, примеров, аналогий; участие в обсуждении - менее 1-3 учащихся, больше половины, больше 2-3 учащихся класса.
    6. Проявление тревожности и утомления: признаки беспокойства, страха, агрессивности; формы поддержания контакта и общения; способы контроля и оценивания, отношение учащихся к оценкам и замечаниям; признаки сонливости, отвлечения, увеличение количества ошибок и на каких этапах урока они отмечены.
    7. Способы и приемы, применяемые для оптимизации учебного процесса и состояния учащихся: личное общение, смена темпа, физкультурные паузы, гимнастика для глаз, элементы юмора, минизадания состязания и др.
    8. Динамика состояния учителя: эпизоды, вызвавшие положительные эмоции или чувство тревоги, неудовольствия, напряженности, и их влияние на взаимоотношения и на учебный процесс.

При составлении заключения по уроку надо оценить общий уровень нагрузки и сбалансированность различных сторон учебной работы. Так, например, при большом объеме или сложности нового материала целесообразно уменьшить количество учебных действий, выполняемых учащимися на уроке, и наоборот.

 

 

Заключение

Среди большого числа  и разнообразия видов организации  процесса обучения в школе и в  вузе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических  задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.

Обучение выступает  одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной  жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение — это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества.

В мировой практике сложились  разнообразные стили обучения и  появляются разноплановые образовательные  технологии. Их специфика зависит от ориентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона. Известны разные типы, виды и стили обучения, которые нельзя оценивать по признаку — «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей в обществе образовательной парадигмы или доктрины, дидактической концепции или теории обучения, целей, задач обучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностей и предпочтений преподавателя.

Процесс обучения – важнейший  педагогический процесс. В процессе обучения происходит познание. Ученики  в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы.

Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей и принципов обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания и учения, а также на основе изучения и учета особенностей внутренних и внешних условий данного класса, учеников и других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бордовская Н.В. «Педагогика. Учебник для вузов» - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304с.
  2. Вигман С.Л. «Педагогика. В вопросах и ответах» - М.: «Проспект», 2005. – 207с.
  3. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. - 2004. - №1. - С. 197-207
  4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов - М.: Гардарики, 2003. -475 с.
  5. Дьяченко В.К. «Новая дидактика» - М.: Народное образование, 2001. – 493с.
  6. Загрекова Л.В. «Теория и технология обучения» - М.: Высшая школа, 2004. – 157с.
  7. Кан-Калик В. А., Никандров К Д. Педагогическое творчество. - М.: Инфра - М, 2007.
  8. Котова И. Б., Шиннов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 2007.
  9. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Юнити, 2001.
  10. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 2007.
  11. Лихачёв Б.Т. «Педагогика. Курс лекций» - М.: Инфра-М, 2002. – 528с.
  12. Лихачёв Б.Т. Педагогика - М.: Инфра-М, 2008.
  13. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 2001.
  14. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. - М.: Гардарика, 2009.
  15. Пидкасистый И.П. «Педагогика» - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
  16. Подласый И.П. «Педагогика: Новый курс» - М.: «Владос», 2004. – 574с.
  17. Подласый И.П. Педагогика - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  18. Сластёнин В.А. «Педагогика» - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.
  19. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т. 3. - С. 56.
  20. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953. - С. 72.
  21. Харламов И.Ф. Педагогика: - М.: Гардарики, 2002. -517 с.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Основы организации учебного процесса