Основы развивающего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Принципы обучения - объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель и учитель при отборе содержания, организации и методов обучения.
Принципы обучения - категория исторические.

Содержание

Введение

Основная часть

Глава 1. Определение обучения и развивающего обучения

Глава 2. Концепция, идея, основные положения теории развивающего обучения

Глава 3. Принципы развивающего обучения

Глава 4. Определение смысла педагогических понятий связанных с раскрытием содержания понятий развивающее обучение, развивающее образование

Глава 5. Основные новообразования в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эдьконину), закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста

Глава 6. Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Хабаровский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

 

Тема: Основы развивающего обучения

 

 

Выполнила:

Мазур Вера Дмитриевна

Специальность: 050144

Дошкольное образование

1 курс группа    

Отделение заочное

Руководитель

____________________

(подпись)

Контрольная работа защищена

«____» _______________ 20___г.

Оценка _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013-2014 уч.г.

 

Оглавление

 

Введение

 

  1. Основная часть

 

             Глава 1. Определение обучения и  развивающего обучения

 

             Глава 2. Концепция, идея, основные положения  теории развивающего обучения

 

   Глава 3. Принципы развивающего обучения

 

   Глава 4. Определение смысла педагогических понятий связанных с раскрытием содержания понятий развивающее обучение, развивающее образование

 

   Глава 5. Основные новообразования в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эдьконину), закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста

 

   Глава 6. Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании

 

  1. Заключение

 

  1. Список используемой литературы

 

  1. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принципы обучения - объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель и учитель  при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения - категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические принципы были сформулированы Я. А.Коменским в книге «Великая дидактика». Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К. Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Цели моей работы - раскрыть существующие на сегодняшний день развивающие системы обучения, определить их достоинства и недостатки.

 

Определение обучения и развивающего обучения

 

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка. При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л. С. Выготский ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Развивая этот тезис, ученый выделил два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития. Оно двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще не подверглись воздействию. Поэтому обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития.

Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. В связи с этим в дидактике в 60–е гг. XX в. появился специальный термин «развивающее обучение». Он предполагает, что в ходе обучения, помимо формирования знаний и специальных умений, надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников.  Обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств вследствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, усиление творческих элементов в учебной деятельности. Вместе с тем развитие нельзя свести к формированию мышления. Как указано выше, оно должно охватить все сферы личности. И поэтому современная дидактика ищет пути расширения развивающего влияния обучения. Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения. Но интенсивность, разносторонность, широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализовываться образование и воспитание.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

 

Развивающее образование

  1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом
  2. Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития
  3. Знания являются средством развития способностей личности.
  4. Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса Субъектно-субъектные отношения
  5. Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению 6.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса
  6. Педагог ценится не только за имеющиеся у него  знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка
  7. Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала

 

Развивающее обучение

  1. Предмет развития – одна из сфер психики ребенка
  2. Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)
  3. Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.
  4. Субъектно-субъектные отношения
  5. Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса.

Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Основой учения в структуре развивающего обучения является связь «цель - средство – контроль», а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

 

Концепция, идея, основные положения  теории развивающего обучения

 

Основоположник теории развивающего обучения  Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. В основе развивающего обучения лежит  культурно-историческая концепция ( психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть  опережающим  развитием ребенка, основой развивающего обучения  является ребенок,  знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Последователи основоположника теории развивающего обучения в своих исследованиях доказали следующие  положения теории развивающего обучения  

1.Ребенок субъект всех  видов человеческой деятельности

2.Психические процессы  развиваются в ходе деятельности  человека

3.Определили понятие ведущего  типа деятельности (основа детской периодизации развития человека), развивающего обучения (система всестороннего и интенсивного развития ребенка, развитие интеллектуальных способностей ребенка, прямая направленность на умственное и личностное развитие учащихся).

 

Принципы развивающего обучения

 

- принцип субъектности  образования;

- принцип учета ведущих  видов деятельности и законов  их смены;

- принцип учета сензитивных  периодов развития;

- принцип определения  зоны ближайшего развития и  организации в ней совместной  деятельности детей и взрослых;

- принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации  образовательной деятельности; - принцип  обязательной результативности  каждого вида деятельности;

- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

- принцип обязательной  рефлексивности всякой деятельности;

- принцип нравственного  обогащения используемых в качестве  средства видов деятельности; - принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

 

Определение смысла педагогических понятий связанных с раскрытием содержания понятий развивающее обучение, развивающее образование

 

Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования личности в интересах общества, человека, государства, результатом которого являются усвоение человеком систематизированных з.у.н, основной путь получения образования – обучение ( В.М.Полонский). 

Обучение – коллективно-социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного опыта обществом (В.М.Полонский).

Процесс обучения - есть всегда обучение деятельности, предметно-практическим, умственным действиям. (А.А.Леонтьев).

Развитие – процесс формирования организма, его качественные составляющие, которые присуще только индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания (В. М.Полонский).

Развивающее обучение – обучение обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования - способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский).

Закономерность роста и развития – постоянно действующий процесс характеризующий рост и развитие человека: акселерация, ретардация, индивидуальность, необратимость, постепенность, цикличность, эндогенность (влияние внешней среды) (В.М.Полонский).

Ведущий вид деятельности – деятельность в результате которой происходит формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития (Б.Г.Мещерякова).

Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и потенциального развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками. Впервые введено Л.С. Выготским. (В.М.Полонский).

 

Основные новообразования в дошкольном возрасте

(по Д.Б. Эдьконину), закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста

 

 

 Новообразования: детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание.

Закономерности развития психических функций:

Дети от 1 года до 3-х лет: быстрый темп физического и психического развития, формирование речи, действий с предметами, образа «Я», приобретение первоначального социального опыта, потребность в общении (ситуативно личностное и ситуативно-деловое) с взрослыми. Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивный. Зарождение сюжетно-ролевых игр рядом со сверстниками и взрослым, формирование сенсорной культуры. Кризис 3-х лет – «Я сам».

Дети от 3-х до 7 лет: развитие всех психических процессов и функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и формирование их произвольности, соподчинения мотивов. Ведущий вид деятельности: игра. Кризис 7-ми лет: учебная деятельность.

Информация о работе Основы развивающего обучения