Особенности восприятия младшими школьниками учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении психологических особенностей понимания учителей младшими школьниками, девочками и мальчиками.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть психологические отличия мальчиков и девочек.
3. Определить особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Характеристика системы отношений детей младшего возраста.
1.1. Место межличностного взаимодействия в системе отношений……6
1.2. Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик»……….16
ГЛАВА II. Социально-психологические особенности младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего возраста…………….22
2.2. Психологические отличия мальчиков и девочек…………………..29
ГЛАВА II. Восприятие личности учителя младшими школьниками.
3.1. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего возраста…………………………………………………………………………...33
3.2. Особенности восприятия учителя мальчиками и девочками……...41
Заключение…………………………………………………………...…..45
Список использованной литературы………………………...……….47

Вложенные файлы: 1 файл

ТАНЯ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление

     Введение………………………………………………………………….3

     ГЛАВА I. Характеристика системы отношений детей младшего возраста.

     1.1. Место межличностного взаимодействия  в системе отношений……6

     1.2. Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик»……….16

     ГЛАВА II. Социально-психологические особенности младшего школьника.

     2.1. Психологическая характеристика  младшего возраста…………….22

     2.2. Психологические отличия мальчиков  и девочек…………………..29

     ГЛАВА II. Восприятие личности учителя младшими школьниками.

     3.1. Особенности межличностного взаимодействия  младшего школьника со взрослыми  и роль учителя в жизни детей  младшего возраста…………………………………………………………………………...33

     3.2. Особенности восприятия учителя  мальчиками и девочками……...41

     Заключение…………………………………………………………...…..45

     Список  использованной литературы………………………...……….47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность. Отношения «учитель - ученик» достаточно серьезная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие педагога на ученика было эффективным, необходимо обеспечить не только прямую связь, но и обратную, восприятия воспитанника педагогом.

     Педагогическое  общение - это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и учителя, и ученика. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к ученику как субъекту. Что это означает? Во-первых, уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его свободной субъективной воли, право на несогласие с педагогом и на выбор поведения. Во-вторых, интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию сопереживание его успеху и неуспеху. В-третьих, восприятие индивидуальности как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами.

     При организации общения с учеником учитель должен учитывать то психологическое  состояние, в котором находится  ребенок. Чтобы общение состоялось, ученику необходимо перейти из одного психологического состояния в другое. Поэтому, как правило, какое-то резко предъявленное требование к ученику рождает в нем недовольство и сопротивление. В организуемом общении появляется нежелательная напряженность, и оно может не состояться.

     Условно говоря, общение может быть постоянно в горизонтальной плоскости (когда педагог и ученик на равных) и вертикальной (педагог выше ученика). Возможно и желаемое для ученика (он выше педагога). Так называемое горизонтальное общение учителя со школьниками педагогически плодотворно, вертикальное же всегда провоцирует их на сопротивление организуемому воздействию. Чтобы осуществлять «горизонтальное общение», нужно, во-первых, мысленно ставить себя рядом с учеником, а во-вторых, вести себя с ребенком так, чтобы не возвышаться над ним и не смотреть на него сверху вниз.

     Немаловажна в общении с детьми и дистанция, которую держит по отношению к  ним учитель. Это своеобразная форма  выражения отношения. Она различна у педагогов. Чем больше учитель  боится детей, не верит в свои силы, тем более он увеличивает дистанцию. Способы изменения дистанции - это и обращение к ученику, и тональность речи. Важно в первые моменты общения с детьми найти дистанцию, которая не была бы большой, но и не оказалась бы претензией на слишком ранние дружеские отношения безо всяких на это оснований.

     Один  из ключевых моментов - установление личных контактов с каждым ребенком. Личный контакт создает у ребенка  уверенность в том, что его  заметили, им интересуются, ему уделяют  внимание, о нём заботятся. Формы установления личного контакта довольно многообразны: внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, вопрос, реплика, а также тактильный контакт (мягкое касание, рукопожатие). Учитель, владеющий этой палитрой форм, устанавливает личный контакт почти с каждым ребенком. А количество таких контактов определяет последующее качество его общение с классом. Правильный взгляд на детей подразумевает учет их небольшого жизненного опыта. Это выражается в великодушии взрослого: умении прощать детям их оплошности, ошибки, проказы, шалости.

     Отношения в педагогической деятельности между  учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций  и ролей ученика в отношении  с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений учителя и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель.

     Цель  исследования состоит в определении  психологических особенностей понимания  учителей младшими школьниками, девочками  и мальчиками.

     Задачи  исследования:

     1. Изучить психологическую характеристику  младшего школьного возраста.

     2. Рассмотреть психологические отличия  мальчиков и девочек.

     3. Определить особенности межличностного  взаимодействия младшего школьника  со взрослыми и роль учителя  в жизни детей младшего школьного возраста.

     В качестве объекта данного исследования выступило понимание учащимися  учителей.

     Предметом исследования явилось влияние на поведение младших подростков образа учителя, формирующегося у них в  учебно-воспитательной деятельности.

     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава I. Характеристика системы отношений детей младшего возраста

     1.1. Место межличностного взаимодействия в системе отношений. 

     В современной психологии проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50х – начала 60х годов), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале 20 столетия. Всю совокупность отношений личности к внешним объектам, к среде, к социальной действительности и отдельным ее сторонам: к людям, социальной группе, государству и т.п., Лазурский обозначает как экзопсихику.

     По  мнению автора, отношения характеризуют  психическое содержание личности. При  этом содержательная характеристика личности, ее отношения, составляющие экзопсихику, зависят от уровня развития личности по преобразованию объектов, сторон действительности. Отношения характеризуют личность с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью. Отношения личности характеризуют психику в целом, определяя содержание всех ее сторон, самых различных процессов и мотивов, чувств и эмоций, воли, представлений, мышления, интересов, потребностей, влечений. Отношения у А.Ф. Лазурского имеют определенную субъективно-эмоциональную направленность, которая свидетельствует об эмоциональной реакции человека на определенные объекты. Отношения личности рассматриваются как стойкие, привычные, хорошо укоренившиеся категории.

     Б.Ф.Ломов  также работал над проблемой  отношений и рассматривал ее в теоретическом аспекте, выделяя субъективно-личностные отношения, под которыми понимал многомерную, многоуровневую и динамическую систему как интегральное свойство личности, накладывающее отпечаток на психическую жизнь человека, как «костяк» субъективного мира личности, как механизм включения личности в жизнь общества.

     Из  контекста работы Б.Ф. Ломова следует, что он не рассматривал отношения  как взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимодействие субъекта с объектом, однако при этом основное внимание уделил отношениям, возникающим со стороны субъекта и имеющим субъективный, избирательно- эмоциональный характер. Степень активности при этом рассматривается ученым как простая реакция или как действие, направленное на изменение условий окружения личности. «…Отношение, здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности». Таким образом, Б.Ф. Ломов, говоря о субъективных отношениях, коснулся только одной стороны общественных отношений – субъективной -, оставив в тени объект и придав ему пассивную форму существования, возможность только быть оцененным со стороны субъекта. В многомерности субъективного пространства автор выделяет доминирующие отношения среди всех субъективных отношений личности – отношения к людям -, которые формируются, по мнению Б.Ф. Ломова, в первую очередь и опосредствуют отношения ко всем другим сферам действительности.

     Заканчивая  анализ теоретических положений  проблемы отношений, сделанные Б.Ф. Ломовым, следует указать на выделение  автором субъективно-личностных отношений, идущих от субъекта. Однако, выделив субъективно-личностные отношения, Ломов изолировал их от объективных форм отношения, от самого объекта. В этой связи сошлемся на высказывание Л.И. Божович, которая, выделяя субъективные и объективные отношения, указывает на необходимость изучения обеих форм отношений. К объективным отношениям она относит действительно существующие отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами, к субъективным – качества личности, сложившиеся ранее под воздействием условий жизни и воспитания. Предметом психологического исследования являются лишь субъективные отношения, но определяются они, безусловно, объективными отношениями. В концепции Л.И. Божович психологическая специфика отношений личности выступает значительно яснее, потому что отношение личности наряду с объектом и направлением характеризуется и мотивацией. В связи с этим, отношения личности, понимаемые как система мотивов, становятся психологически содержательными.

     Интересный  подход к проблеме отношений представлен в работе В.А. Ганзен и В.И. Юрченко. Под отношением авторы понимают системообразующую характеристику психического состояния. Отношение, по их мнению, характеризует уровень сознания и самосознания человека (сознание в данном случае понимается авторами как отношение личности к окружающей действительности, а самосознание – как отношение к себе, проявляемое в качестве саморегуляции, самоконтроля, самооценки). Сущность отношения по данным исследователей, это установление равновесия между внутренним состоянием, внешним влиянием и формами поведения. Иначе сказать, отношение понимается авторами как взаимосвязь сознания, самосознания и форм поведения, т.е. как субъект-объектная взаимосвязь.

     Коренную  перестройку понятия об отношениях личности провел В.Н. Мясищев. Основные положения теории В.Н. Мясищева об отношениях личности сводятся к следующему.

     1. Отношение – это не частичное,  одностороннее выражение личности, а целостное, интегрированное,  глобальное ее образование, важнейшая  характеристика. Личность – это высшая система отношений человека. Отношение выражает субъективную, внутреннюю, индивидуально-избирательную эмоциональную связь личности с действительностью в целом и с различными ее сторонами.

     2. Отношение взаимосвязано с деятельностью,  поведением, отражением действительности. Предметность отношений раскрывается в потребностях, интересах, убеждениях, оценках, эмоциональности и т.д.

     3. Отношение имеет динамический  характер и является продуктом  индивидуального развития. В развитии  личности прослеживается развитие отношений. В процессе онтогенеза личности содержание и структура отношений, а также степень осознанности и обобщенности изменяется.

     4. Структурность отношений состоит  из непосредственных и опосредованных  компонентов, из единства принципиального и процессуального. Опосредованные отношения определяются местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. Непосредственные отношения – отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности.

     5. Составными развитого отношения  являются целостность, сознательность, активность, избирательность.

     6. Отношения классифицируются по  ряду признаков и имеют типологию:  ситуативные и широкие личностные, положительные и отрицательные,  процессуальные и результативные, индивидуальные и неиндивидуальные повторяющиеся.

Информация о работе Особенности восприятия младшими школьниками учителя