Особенности восприятия младшими школьниками учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении психологических особенностей понимания учителей младшими школьниками, девочками и мальчиками.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть психологические отличия мальчиков и девочек.
3. Определить особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Характеристика системы отношений детей младшего возраста.
1.1. Место межличностного взаимодействия в системе отношений……6
1.2. Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик»……….16
ГЛАВА II. Социально-психологические особенности младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего возраста…………….22
2.2. Психологические отличия мальчиков и девочек…………………..29
ГЛАВА II. Восприятие личности учителя младшими школьниками.
3.1. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего возраста…………………………………………………………………………...33
3.2. Особенности восприятия учителя мальчиками и девочками……...41
Заключение…………………………………………………………...…..45
Список использованной литературы………………………...……….47

Вложенные файлы: 1 файл

ТАНЯ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     Когда же на смену настороженности, а в  определенный период и некоторой  отчужденности между мальчиками и девочками приходит все более  нарастающий взаимный интерес, их взаимная активность не находит правильных путей, так как к этому нарастанию взаимного интереса они не подготовлены предшествующим воспитанием. В результате многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь с довольно смутными представлениями о характере общественно полезного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами, с неумением организовывать совместную деятельность с представителями другого пола, испытывают большие трудности в общении с ними.

     Воспитание  мальчиков является в школе, в  общем, более трудной задачей  для учителей, не только лишь потому, что среди последних абсолютное большинство составляют женщины, но и в связи с указанными выше психологическими особенностями мужского пола. В целом можно сказать, что с воспитанием представителей мужского пола школа в настоящее время справляется хуже, чем воспитанием женского. Не случайно в успеваемости мальчики в среднем уступают своим сверстницам, среди них в большей степени распространены вредные привычки (курение, употребление алкоголя, нецензурная брань), ими чаще совершаются правонарушения. Поэтому знание психологических половых особенностей и учет их в практической деятельности необходимы каждому, кто заинтересован в полноценном воспитании подрастающего поколения. И трудности, связанные с воспитанием школьников мужского пола, никак не могут оправдать имеющиеся здесь недостатки.

     Динамика описаний учителей младшими подростками заключается в том, что с четвертого по шестой класс увеличивается удельный вес второго и третьего способов характеристики учителей. Эта изменения сочетаются с качественной перестройкой внутри каждого из способов: с «повзрослением» учащиеся все чаше отмечают изменения в себе, обусловленные их общением и взаимодействием с учителями, пытаются дать им обобщенную характеристику, мотивировать свои выводы и обобщения.

     С возрастом учащиеся реже фиксируют  особенности поведения учителей и чаще - качество личности. Одновременно расширяется «репертуар» этих качеств16.

     Младшие школьники видят в своих учителях в основном положительные качества личности и свойства характера, проявляя в то же время достаточную проницательность в восприятии отрицательных качеств и свойств. Последнее связано с преодолением «эффекта ореола», свойственного большинству учащихся младшего школьного возраста, а также с ростом критичности подростков по отношению к взрослым.

     С «повзрослением» учащихся увеличивается степень обобщенности отражения субъектных и личностных особенностей учителей. Наряду с называнием особенностей поведения и относительно несложных, внешне представленных качеств отмечаются и сложные интегративные свойства личности учителей. Младшие школьники наиболее часто характеризуют коммуникативные качества своих учителей, особенности их деятельности по обучению детей, свое отношение к учителям. Реже они оценивают отношение учителей к работе, их интеллектуальные и волевые качества, особенности внешности.

     С «повзрослением» учащихся общие  количества фиксирований коммуникативных  свойств и особенностей поведения  учителей несколько сокращается, что  связанно с развитием умения выделять более обобщенные черты их личности. При этом количество фиксирований отрицательных коммуникативных качеств («придирчивость», «несправедливость» и др.) возрастает.

     Объем характеристик деятельности учителей по обучению учащихся существенно не меняется с возрастом, но в качественном отношении эти изменения значительны: наблюдается переход от общей недифференцированной оценки деятельности учителя («хорошо объясняет», «плохо объясняет» и т.д.).

     С четвертого по шестой класс увеличивается  внимание учащихся к воспитательной деятельности учителей. При этом увеличивается  объем характеристик учителей как воспитателей. Этот факт вызван возрастающей общественной активностью младших подростков, их направленностью на общественно полезную деятельность и общение, развитием потребности самоутверждения в коллективе сверстников17. Об усилении интереса младших подростков к миру другого человека свидетельствует увеличение с их «повзрослением» количества фиксирований эмоционально-динамических качеств учителей и попыток обобщенного оценивания личности. Растет разнообразие и полнота этих оценок.

     В исследуемый возрастной период повышается сензитивность учащихся к тому, как к ним относятся учителя.

     Развернутость понимания учителей у девочек  растет с четвертого по шестой класс  интенсивнее, чем у мальчиков (в 1,5- 2 раза), причем у шестиклассников  для большинства групп качеств различия статистически значимы.

     Количество  негативных характеристик учителей у мальчиков уменьшается, а у  девочек - устойчиво увеличивается. 
 
 
 
 

     Заключение 

     Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе - положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

     Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений  и понятий. Обогащается мир его  чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные.

     Развитие  ребенка происходит постепенно в  общении с окружающими людьми и в процессе таких видов деятельности как игра, учение, труд и общение. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и многообразие в  значительной степени и определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональная жизнь младшего школьника формируется во взаимоотношениях с родителями, учителем, а также в процессе учения и классе - отношения с одноклассниками и положением в коллективе. Младших школьников отличает весьма высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость, открытость и незащищенность.

     Личность  учителя занимает огромное место  в сознании ребенка. Его оценки, отношение  к ребенку, высказывания, пожелания  и требования, в значительной степени  и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний - радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается и т.д. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2006.

     2. Волков Б.С. Психология младшего  школьника. - М.: Педагогическое общество  России, 2002.

     3. Калюжный А.А. Психология формирования  имиджа учителя. - М.: Владос, 2004.

     4. Митина Л.М. Психология труда  и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004.

     5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2009.

     6. Самыгин С.И., Никуленко Т.Г., Сущенко  С.А. Возрастная психология для  студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

     7. Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология: краткий курс. - СПб.: Питер, 2009.

     8. Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008.

     9. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная  психология. Конспект лекций. - М.: Высшее  образование, 2008.

     10. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. - М.: МПСИ, 2005.

     11. Якиманская И.С. Педагогическая  психология. Основные проблемы. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2008.

Информация о работе Особенности восприятия младшими школьниками учителя