Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающих навыков у младших школьников возможно при эффективном взаимодействии учителя, родителя и ученика.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы гигиенического воспитания младших школьников.
2. Проанализировать взаимодействие учителя и учащихся по гигиеническому образованию в педагогическом процессе.
3. Выявить эффективность использования системы знаний по гигиеническому воспитанию младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3
ГлаваI Педагогические основы формирования здоровьесберегающих навыков младших школьников.
1.1.История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников …………………….………………………..6
1.2.Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни в младших классах………….……….………………………………….10
1.3.Особенности гигиенического воспитания младших школьников………………………………………………………………………15
Глава II. Организация работы по формированию гигиены у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………..16
2.2. Итоги исследования сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………
2.3. Рекомендации для родителей по формированию личной гигиены у младших школьников………………………………………………………..
Вывод по I главе……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………17
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова»
ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
студента 2 курса
Григорьева Л.И.
.
Введение…………………………………………………………
ГлаваI Педагогические основы формирования здоровьесберегающих навыков младших школьников.
1.1.История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников …………………….………………………..6
1.2.Образовательная деятельность
в области формирования здорового образа
жизни в младших классах………….……….………………………………….
1.3.Особенности гигиенического
воспитания младших школьников……………………………………………………
Глава II. Организация работы по формированию гигиены у младших школьников
2.1. Выявление уровня
2.2. Итоги исследования сформированности
гигиены у младших школьников……………………………………………………
2.3. Рекомендации для родителей
по формированию личной
Вывод по I главе……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье является важнейшим
фактором работоспособности организма.
Понятие здоровья включает не только
отсутствие заболевания, болезненного
состояния, физического дефекта, но
и состояние полного
Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. [1,7]
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции – в конечном счете находится под определенным контролем со стороны генных структур.[5,53]
В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность, а следовательно – жизнедеятельность.
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Проведенные в последние
годы гигиенические исследования указывают
на две основные причины ухудшения
здоровья школьников. Первая из них
связана с характером образовательного
процесса в школе, построенном без
учета актуализирующихся
Объект исследования – процесс гигиенического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – содержание деятельности учителей и учащихся в гигиеническом воспитании младших школьников.
Цель курсовой работы – проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающих навыков у младших школьников возможно при эффективном взаимодействии учителя, родителя и ученика.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические
основы гигиенического
2. Проанализировать
3. Выявить эффективность использования системы знаний по гигиеническому воспитанию младших школьников.
Методы исследования – изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, классные часы, опрос.
Теоретический метод включает изучение научной, методической, содержание учебных планов, пособий.
Практический метод включает наблюдение учебно-воспитательного процесса, беседы с учащимися, проведение контрольных тестов и т.д.
Методологическая основой исследования явились педагогические и психологические концепции формирования здоровья и здорового образа жизни младших школьников и опыт работы школ республики Саха (Якутия).
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, первой главы, вывода по первой главе и использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, рассматривается предмет, цели и задачи гигиены.
В первой главе рассматривается воспитание гигиенических навыков в начальной школе.
В выводе главы 1 делаются выводы и даются рекомендации для учителя начальных классов по гигиеническому воспитанию младших школьников в педагогическом процессе.
Глава I. Педагогические основы формирования здоровьесберегающих навыков младших школьников.
1.1 История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников.
Школа и общество - сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной- проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условия для роста и развития.
В России всегда – а особенно в последние 100 лет – была сильна система государственного регулирования, государственной ответственности за здоровье детей. Отсутствие полноценного гражданского общества и недостаточно высокий уровень личной культуры населения обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству. Это определило государственный интерес к проблеме здоровья школьников, к организации школьной жизни и государственный заказ на разработку этих проблем.[14,56]
Л.Н.Толстой выделяет особое «школьное состояние души», при котором «все высшие способности – воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания».
К.Д. Ушинский еще более категоричен: «Изучая процесс памяти, мы видим, как бессовестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет… Как мало еще сделала педагогика для облегчения р»боты памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках».
Все это, по-видимому, определило особую роль школы в охране и укреплении здоровья школьников. Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через школу проходят все дети , обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.
Первые десятилетия
после Октябрьской революции
были годами, когда нужно было
накормить голодных детей,
В 1919 г. Состоялся первый съезд школьных врачей, который определил программу-минимум: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и, главное, пропаганда гигиенических знаний в школе и через школу. Фактически это было началом программы формирования понимания и ценности здоровья и здорового образа жизни в школе, создание здоровьесберегающей школы.
В 1923 г. Два министерства
– образования и
С 1930-31 учебного года в России
вводилось обязательное начальное
обучение. В 1932 г. Государственными службами
был разработан режим для школьников,
предложены примерные нормы
В 1933 г. Правительство России
впервые выделило в числе задач
школы ответственность
Информация о работе Особенности гигиенического воспитания младших школьников