Особенности гигиенического воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающих навыков у младших школьников возможно при эффективном взаимодействии учителя, родителя и ученика.

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы гигиенического воспитания младших школьников.
2. Проанализировать взаимодействие учителя и учащихся по гигиеническому образованию в педагогическом процессе.
3. Выявить эффективность использования системы знаний по гигиеническому воспитанию младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГлаваI Педагогические основы формирования здоровьесберегающих навыков младших школьников.
1.1.История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников …………………….………………………..6
1.2.Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни в младших классах………….……….………………………………….10
1.3.Особенности гигиенического воспитания младших школьников………………………………………………………………………15

Глава II. Организация работы по формированию гигиены у младших школьников

2.1. Выявление уровня сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………..16
2.2. Итоги исследования сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………
2.3. Рекомендации для родителей по формированию личной гигиены у младших школьников………………………………………………………..

Вывод по I главе……………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки  Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный  Федеральный университет им. М.К. Аммосова»

                                 Кафедра начального образования

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

  студента 2 курса

                                                          гр. НО-11

                                                                  Николаевой Зои Васильевны

 

                                                                    Руководитель:

Григорьева Л.И.

                                                         к.п.н., доцент кафедры НО

                                                                            

                                                                           

.                        

                                                                    

                                                                         Работа защищена

                                                                    «_____»____________2012 г.

                                                                    Протокол №______________

                                                                    с оценкой ________________

 

 

 

 

 

         

 

                                  Якутск  2013

 

                                           Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3

ГлаваI Педагогические основы формирования здоровьесберегающих навыков младших школьников.

1.1.История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников …………………….………………………..6

1.2.Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни в младших классах………….……….………………………………….10

1.3.Особенности гигиенического воспитания младших школьников………………………………………………………………………15

 

Глава II. Организация работы по формированию гигиены у младших школьников

 

2.1. Выявление уровня сформированности  гигиены у младших школьников……………………………………………………………………..16

2.2. Итоги исследования сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………

2.3. Рекомендации для родителей  по формированию личной гигиены  у младших школьников………………………………………………………..

 

Вывод по I главе……………………………………………………………….

 

Список использованной литературы………………………………………17

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье является важнейшим  фактором работоспособности организма. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.[3,47]

Необходимость поддержания  здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются  основные физические и психологические  характеристики личности. [1,7]

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых  мы живем. Практически все в организме  человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое  строение, и основные жизненные функции  – в конечном счете находится  под определенным контролем со стороны  генных структур.[5,53]

В новых природных и  производственных условиях человек  в настоящее время нередко  испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких  факторов среды, к которым эволюционно  он еще не готов. И, именно, через  здоровый образ жизни человек  способен значительно увеличить  свою жизнеспособность, а следовательно  – жизнедеятельность.

Конечным результатом  в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает  как мера качества жизни. Здоровье детей  и подростков является одним из важнейших  показателей, определяющих потенциал  страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед  образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них  психологические трудности. Специфика  современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Проведенные в последние  годы гигиенические исследования указывают  на две основные причины ухудшения  здоровья школьников. Первая из них  связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без  учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое  перенапряжение, которое провоцирует  возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них  происходит деформация мотивационной  сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются  вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге — ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования — на сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей.

Объект исследования – процесс гигиенического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – содержание деятельности учителей и учащихся в гигиеническом воспитании младших школьников.

Цель курсовой работы – проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающих навыков у младших школьников возможно при эффективном взаимодействии учителя, родителя и ученика.

 

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические  основы гигиенического воспитания  младших школьников.

2. Проанализировать взаимодействие  учителя и учащихся по гигиеническому  образованию в педагогическом  процессе.

3. Выявить эффективность  использования системы знаний  по гигиеническому воспитанию  младших школьников.

Методы исследования – изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, классные часы, опрос.

Теоретический метод включает изучение научной, методической, содержание учебных планов, пособий.

Практический метод включает наблюдение учебно-воспитательного процесса, беседы с учащимися, проведение контрольных тестов и т.д.

Методологическая  основой исследования явились педагогические и психологические концепции формирования здоровья и здорового образа жизни младших школьников и опыт работы школ республики Саха (Якутия).

         Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, первой главы, вывода по первой главе и использованной литературы.

        Во введении обосновывается актуальность исследования, рассматривается предмет, цели и задачи гигиены.

         В первой главе рассматривается воспитание гигиенических навыков в начальной школе.

В выводе главы 1 делаются выводы и даются рекомендации для учителя начальных классов по гигиеническому воспитанию младших школьников в педагогическом процессе.

      

 

Глава I. Педагогические основы формирования здоровьесберегающих   навыков младших школьников.

 

 1.1 История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников.

 

      Школа и общество - сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.  Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной- проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условия для роста и развития.

     В России всегда – а особенно в последние 100 лет – была сильна система государственного регулирования, государственной ответственности за здоровье детей. Отсутствие полноценного гражданского общества  и недостаточно высокий уровень личной культуры населения обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству. Это определило государственный интерес к проблеме здоровья школьников, к организации школьной жизни и государственный заказ на разработку этих проблем.[14,56]

      Л.Н.Толстой выделяет особое «школьное состояние души», при котором «все высшие способности – воображение, творчество, соображение -  уступают место каким-то полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания».

К.Д. Ушинский еще более  категоричен:  «Изучая процесс  памяти, мы видим, как бессовестно  обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных  туда сведений одно как-нибудь уцелеет… Как мало еще сделала педагогика для облегчения р»боты памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках».

Все это, по-видимому, определило особую роль школы в охране и укреплении здоровья школьников. Следует заметить, что школа действительно имеет  уникальную возможность решения  задач сохранения здоровья детей, так  как через школу проходят все  дети , обучение продолжается в течение  многих лет, а учебные занятия  составляют большую часть времени  бодрствования каждого ребенка.

 Первые десятилетия  после Октябрьской революции  были годами, когда нужно было  накормить голодных детей, создать  условия для жизни беспризорников, обеспечить охрану здоровья матери  и младенцев и необходимо было  решать самые острые проблемы  охраны здоровья детей. Проблем  а «школа и здоровье» была  одной из самых актуальных.[13,32]

В 1919 г. Состоялся первый съезд школьных врачей, который определил  программу-минимум: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей  по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и, главное, пропаганда гигиенических знаний в  школе и через школу. Фактически это было началом программы формирования понимания и ценности здоровья и  здорового образа жизни в школе, создание здоровьесберегающей школы.

В 1923 г. Два министерства – образования и здравоохранения  России (Наркомпрос и Наркомздрав) –  разработали положение о правах и обязанностях врачей по охране здоровья детей в школе, основной обязанностью которых было не лечение детей , а  комплекс профилактических мероприятий  в школах, анализ динамики состояния  здоровья школьников и динамики их физического развития.

С 1930-31 учебного года в России вводилось обязательное начальное  обучение. В 1932 г. Государственными службами был разработан режим для школьников, предложены примерные нормы продолжительности  приготовления домашних заданий, т.е. впервые законодательно решалась проблема учебной и внеучебной нагрузки, нормативно определялись условия сохранения физического и психического здоровья школьников.

В 1933 г. Правительство России впервые выделило в числе задач  школы ответственность педагогов  за здоровье детей и их гигиеническое  воспитание и расширило обязанности  школьного врача. В эти обязанности  кроме профилактических мер по охране здоровья и динамических наблюдений за состоянием были включены «содействие  правильному проведению всех элементов  педагогической работы в соответствии с возрастными особенностями  детей и требованиями охраны их здоровья», а также «активное участие  в разработке и практическом проведении режима и внутреннего распорядка массовой школы и систематическое  наблюдение за его выполнением».[1,54] Ответственность за здоровье школьника была разделена между школой (педагогами) и школьным врачом. Однако реализовать эти решения на практике было чрезвычайно трудно: количество школ и учащихся резко увеличивалось, а школьных врач был далеко не в каждой городской школе, в сельских школах их просто не было. Эти решения стали толчком для исследований по анализу учебной нагрузки, разработке гигиенических требований к учебному оборудованию, состоянию школ, организации учебного процесса и особенно – организации физического воспитания в школе.

Информация о работе Особенности гигиенического воспитания младших школьников