Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:54, контрольная работа
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойств психического развития детей . В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10–12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200–300, а к трем – до 1500 слов.
Введение………………………………………………………3
1.Особенности воспитания детей раннего возраста………………
1.1. Воспитание в пренатальный период………………………………5
1.2. Воспитание в постнатальный период………………………………7
1.3. Воспитание ребёнка до года…………………………………………8
1.4. Воспитание ребёнка второго года жизни……………………………11
1.5. Особенности развития и воспитания детей третьего года жизни……17
2.Современные программы воспитания детей раннего возраста…………………………………………………………………..20
3.Методики раннего развития детей……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы.............................................…………………………….33
Негосударственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
восточная экономико-
Специальность Педагогическое образование
Специализация-Дошкольное образование
Курочко Эльвина Варисовна
Контрольная работа.
Особенности воспитания детей раннего возраста.
Уфа 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………3
1.Особенности
воспитания детей раннего
1.1. Воспитание в пренатальный период………………………………5
1.2. Воспитание в постнатальный период………………………………7
1.3. Воспитание ребёнка до года…………………………………………8
1.4. Воспитание ребёнка второго года жизни……………………………11
1.5. Особенности развития и воспитания детей третьего года жизни……17
2.Современные
программы воспитания детей
3.Методики раннего развития детей……………………………….28
Заключение……………………………………………………
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойств психического развития детей . В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10–12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200–300, а к трем – до 1500 слов.
Развитие в раннем
возрасте происходит на таком
неблагоприятном фоне, как повышенная
ранимость организма – низкая
его сопротивляемость
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Незначительные нарушения в состоянии здоровья детей вызывают изменения в их общем самочувствии – они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются. В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. Условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, – сосательный – на положение для кормления.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышку, бодрствовать на руках взрослого и т. д. ) Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание. Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.
В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы: соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности; правильное проведение режимных процессов: кормления, для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие детей. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
1.Особенности развития и
1. 1. Воспитание в пренатальный период
Не рано ли говорить о воспитании малыша до рождения, когда он еще не появился на свет? Что такое пренатальное воспитание? Долгое время медицинские исследования, прежде всего, обращали внимание на физиологическую уязвимость плода, патологию его развития и некоторые психологические потребности рожденного младенца. И только в последние десятилетия с развитием науки и сложнейших медико-технологических методов диагностики появились многочисленные знания о психическом развитии человека в период внутриутробной жизни, о формировании ранних способностей. Принято считать, что пренатальный (дородовой) период– это время от зачатия ребенка до его рождения. Словосочетание «пренатальное воспитание» в переводе с французского означает «пре» – до, «наталь» – рождение, то есть воспитание до рождения.
Первое, о чем должны знать родители,
– младенцы до рождения почти также
восприимчивы, как уже родившиеся
дети. У них есть определенные предпочтения,
которые они могут
Современные медицинские и
психологические исследования
Многолетние наблюдения
Молодым мамам не надо забывать, что
к 12 – 14 неделям беременности у ребенка
формируются все органы и системы
жизнедеятельности и для него
важно, в каком расположении духа
находится мама (да и папа тоже). Каких
эмоций стоит опасаться в период
беременности? К вредным негативным
эмоциям относятся сильный
1. 2. Воспитание в постнатальный период
Постнатальный период – это жизнь ребенка после рождения. Новорожденность – это единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Обучение начинается буквально с первых дней жизни ребенка. Необходимо сформировать у младенца зрительное и слуховое сосредоточение (над кроваткой ребенка вешают большую легкую игрушку, привлекают его внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика, погремушки и др. )
В раннем возрасте начинается новый этап развития. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движением рук. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года жизни, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам.
Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения, памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и появлении так называемого чувства личности. Отсюда можно сделать вывод, что ранний постнатальный период является важнейшим для формирования и воспитания всех жизненно важных функций человеческого организма.
1.3.Воспитание ребёнка до года
Воспитание маленького ребеночка – процесс не только увлекательный, но и ответственный. И относится это также и к воспитанию малыша в период до года: время, которое знаменуется активным развитием крохи, адаптацией к миру и окружающей среде. За каких-нибудь двенадцать месяцев еще недавно крошечный сверток научится улыбаться, узнавать родителей по голосу и реагировать на их настроение, агукать и общаться с людьми, а глядишь – и разговаривать. И совершенно зря многие мамы и папы думают, будто в младенческом возрасте достаточно всего лишь правильно организовать режим малыша и обеспечить ему полноценный уход. Воспитание ребенка до года играет большую роль для последующего его развития: в этот период на подсознательном уровне формируются многие привычки ребенка, его склонности и особенности характера.
Воспитание ребенка до года условно можно поделить на несколько этапов, каждый из которых охватывает по три месяца. Первый этап длится с рождения ребенка и до исполнения крохе трех месяцев. Самое важное в эти три месяца – это организовать достаточное питание малыша строго по часам: для нормальной прибавки в весе, а также для формирования привычки режима питания. Кроме того, уже с рождения необходимо приучать кроху к гигиене: для этого каждое утро начинается с улыбки и с проведения гигиенических процедур. За первые три месяца малыш должен научится держать головку и реагировать на происходящее звуками. Для того, чтобы научить ребенка поддерживать голову, нужно выкладывать его на животик. А к общению, хотя бы и звуками, маленького можно приучать, общаясь с ним. Воспитание ребенка, которое приходится на первые три месяца его жизни, также предполагает формирование у него положительных привычек и предупреждение появления вредных. Так, нужно, чтобы малыш научился засыпать на улице без пустышки, при этом следует следить за тем, чтобы он не приучился сосать пальцы. Также желательно, чтобы кроха засыпать без укачивания, а бодрствуя, мог какое-то время проводить в кроватке, самостоятельно себя развлекая.
Начиная с трех месяцев и до шести у малыша происходит активное сенсорное развитие .В этот период воспитание ребеночка заключается в подготовке его к будущей речи. Для этого подойдет музыка: посредством ее прослушивания малыш учится издавать разные звуки. Кроме музыкального элемента, полезны для воспитания и другие разнообразные звуки – внимание ребенка следует обращать на пение птиц, шелест листьев. Умственно в этот период ребенок воспитывается, общаясь со взрослыми: в это время кроха как раз очень остро требует общения. Разные игры, направленные на развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия, становятся очень важным моментом в воспитании ребенка этого возраста. Начиная с четырех месяцев,малышу уже часто начинают давать прикорм. Самое главное в этом случае, да и в последующие периоды воспитания ребенка до года – не давать ему прикорм со стола взрослого. Иначе малыш привыкнет к этому и будет считать такое положение вещей нормой: так можно столкнуться с требованием крохи всего, что ест мама с папой.
Исполнением ребеночку шести месяцев знаменуется начало третьего этапа его воспитания до года. В это время детки становятся очень активными, они уже ползают, садятся, учатся вставать, а некоторые и ходят. Самое время уделить внимание физическому воспитанию ребенка. Параллельно следует начинать приучать кроху к горшку: если регулярно усаживать его на горшок после сна, кормления, прогулки, в непродолжительном времени ребенок поймет, зачем с ним производят эти манипуляции. Одновременно надо воспитывать у малыша привычку к чистоте: для этого следует каждый раз вместе с ним перед едой мыть руки. Привычка к чистоте воспитывается в ребенке и при помощи своевременной смены запачканной одежды на чистую. Меняя одежду, ребенку нужно объяснять, зачем такие шаги делаются: грязным ходить неприятно и неприлично, потому мы сейчас переоденемся в чистое. И опять-таки – игры, теперь уже с игрушками. Кроху нужно игрушками заинтересовать, научить определять игрушки: их нужно называть, показывать, как они работают: юла крутится, мячик катается. Ребенок не сразу разберется и запомнит что к чему, поэтому следует набраться терпения и играть с малышом каждый день. В этот же период малыша нужно научить слову «нельзя»: если он что-то сделал против правил, нужно тихо и внятно объяснить, что так делать нельзя, потому-то и потому. Объяснения нужны всегда, иначе ребенок просто не будет на запрет реагировать.
Четвертый этап воспитания ребенка до года охватывает период с девяти месяцев и собственно до года. В это время развитие речи и физического состояния малыша продолжается: он уже активно общается, пусть не всегда выразительно, и пытается ходить самостоятельно. Ни в коем случае нельзя крохе запрещать ходить: иначе он может посчитать, что ходьба – это плохо. Для полноценного воспитания с ребенком необходимо постоянно общаться: общение как нельзя лучше способствует развитию речи маленького. Не стоит сюсюкать при этом с ребенком и имитировать его речь, иначе можно непроизвольно спровоцировать развитие какого-нибудь дефекта речи, ведь малыш будет думать, что именно искаженные звуки – правильные. Умственное воспитание крохи в этот период заключается в обучении его приводить предмет в действие: так, малыш должен учится брать и кушать печенье, кататать машинку.Воспитывать в ребенке необходимо и доброе отношение к родным, другим деткам, животным. Параллельно объяснять, что делать больно другим людям нельзя: если малыш ударил другого ребенка, следует строго и серьезно пресекать это, используя слово нельзя. При этом объяснять: нельзя, потому что больно. Никаких улыбок и легкомыслия в голосе, запрет должен быть категоричным, иначе ребенок отнесется к нему не серьезно.