Особенности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойств психического развития детей . В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10–12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200–300, а к трем – до 1500 слов.

Содержание

Введение………………………………………………………3
1.Особенности воспитания детей раннего возраста………………
1.1. Воспитание в пренатальный период………………………………5
1.2. Воспитание в постнатальный период………………………………7
1.3. Воспитание ребёнка до года…………………………………………8
1.4. Воспитание ребёнка второго года жизни……………………………11
1.5. Особенности развития и воспитания детей третьего года жизни……17
2.Современные программы воспитания детей раннего возраста…………………………………………………………………..20
3.Методики раннего развития детей……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы.............................................…………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

методика дош.восп.docx

— 73.08 Кб (Скачать файл)

•поддерживать познавательную активность по отношению  к окружающему миру;

•пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне действительности);

• развивать целенаправленность деятельности (способствовать обогащению игрового опыта ребенка, знакомить с целями человеческой деятельности, поддерживать интерес к разным видам детской  деятельности, поощрять стремление действовать  по замыслу и добиваться результата);

В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого  потенциала, предъявляются особые требования к личности воспитателя. Здесь воспитатель  — не только образец для подражания, но прежде всего — творческая личность. Он стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, умеет удивляться и  радоваться обыденным вещам, гибко  перестраивает свое поведение в  зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать  жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны  такие оригинальные методические приемы, как введение ритуалов в режимные моменты, «подарки и сюрпризы», «занятия-путешествия», разнообразные праздники, которые  сопровождаются изготовлением новых  игрушек, украшением группы и пр.

Планирование работы воспитателя  строится с учетом ритмов активности и утомляемости детей. Опираясь на рекомендации врачей, занятия проводятся по вторникам  и средам, четверг посвящается  прогулкам и играм.

Программа «Детство» представляет собой комплексную образовательную  программу, построенную на принципах  гуманистической педагогики и нетрадиционной для отечественной психологии периодизации развития детей. В ней выделяются три основные ступени дошкольного детства — младшего, среднего и старшего. Третий год жизни включен в младший дошкольный возраст, который охватывает период от 2 до 4 лет. Для этого возраста определяются общие образовательные цели, а их реализация осуществляется с учетом возрастных возможностей детей, т.е. имеет место дифференциация содержания разделов программы для детей третьего и четвертого годов жизни. Второй год программой не охватывается.

Авторы  программы предостерегают воспитателей и педагогов от искусственной  акселерации детей и выдвигают  в качестве приоритетных в процессе воспитания и обучения наиболее близкие  ребенку виды деятельности — игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественно-театральную деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и вызревание таких новообразований, как произвольность поведения, самоконтроль, творческое воображение, составля Девиз программы: «Чувствовать—Познавать—Творить». Этими словами определяются три взаимосвязанные линии развития ребенка и целостность самой программы, обеспечиваемая связью трех ее магистральных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Работа по каждому разделу программы включает формирование у детей представлений в определенной сфере, познавательных и практических умений. При этом формирование познавательных умений подразумевает развитие у детей потребности и способности самим исследовать ту или иную область предметного и социального мира (например, различными способами изучать свойства предметов и веществ, экспериментировать с красками, звуками, словами, движениями и пр.).

Содержание программы центрировано на ребенке, обеспечении его эмоционального благополучия, создании благоприятных  условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Организационные принципы работы воспитателей и педагогов строятся в программе  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают:

• отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми;

• отказ от жесткой регламентации  продолжительности занятий;

• предоставление воспитателям и педагогам  самим определять необходимость  занятий, способ их организации и  место в режиме дня;

• проблемно-игровой способ обучения;

• организация занятий с подгруппами  детей;

• интегративный характер занятий.

Программа «Истоки» — это комплексная  региональная программа, ее целью является разностороннее, полноценное развитие ребенка от рождения до 7 лет, формирование у него универсальных, в том числе  творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям  современного общества. Программа предусматривает  обогащение детского развития, взаимосвязь  всех его сторон.

Программа имеет не только базисную, но и вариативную составляющую. Это  программа открытого типа, предполагающая использование самых разнообразных  педагогических технологий.

Программа «Кроха»— это программа  воспитания и развития детей до 3 лет в условиях семьи, она представляет собой модель развивающего обучения детей раннего возраста, охватывая  все периоды развития ребенка  от рождения до 3 лет, включая подготовку матери к рождению малыша и адаптацию  детей к поступлению в ясли. Программа адресована родителям, может быть использована в группах раннего возраста дошкольного учреждения. Она разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. В основу систематизации программного содержания положена проблема развития личности ребенка, что находит свое отражение в формулировках задач, конкретизации целей, отборе адекватных по содержанию методов воспитания и обучения. Не менее важным является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей, который реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования.

Программа Сообщество — это методическое руководство по работе с детьми от рождения до 3 лет созданное в  результате совместной работы по внедрению  в России методов воспитания и  обучения, ориентированных на ребенка, институтом Открытое Общество, фондом Сороса и Центром международных  детских программ. Ее целью является формирование у детей умения критически мыслить, делать выбор, ставить и  решать проблемы, заботиться о людях  и окружающей среде, развивать творческие способности.

«Сообщество» является программой рамочного типа, т.е. не содержит развернутого содержания, включающего тематику, календарный план, конспекты занятий  и пр. В ней представлены общие  принципы организации и содержания образовательного процесса и ряд  образцов конкретных приемов личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, которые носят рекомендательный характер.

Программа основывается на естественном интересе и влечении детей к познанию, на их потребности в тесном и глубоком контакте с окружающими взрослыми; направлена на физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие ребенка; создание безопасной, здоровой, стимулирующей познание среды; организацию благоприятной эмоциональной атмосферы развития, координацию с этой целью взаимодействия педагогов с родителями.

Ведущим принципом программы является индивидуализация подхода к воспитанию и обучению: учет темперамента, индивидуальных особенностей, вкусов и предпочтений ребенка, стиля воспитания в семье. Предполагается, что воспитатель  придумывает интересные виды деятельности для каждого ребенка, внимательно  наблюдет за ним, при необходимости  заменяет или адаптирует материалы  и задания, создает условия для  развития его любознательности и  переживания успеха в деятельности.

Программа «Гармония» — главная  идея, которой — целостное развитие личности ребенка 2—5 лет, его интеллектуально-художественного  и творческого потенциала. Основной принцип здесь — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задач .и различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Программа предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление у детей социального опыта познания себя и окружающего мира и реализация его в условиях самостоятельной деятельности малышей; содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью этого документа является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика» ,которая содержит методические рекомендации и разнообразный практический материал. К ней разработан «Комплект видеофильмов» (Воробьева Д.И. — СПб., 1993—1996), где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношения детей и педагога в ходе мини-занятий, игровой и практической деятельности детей.

Программа «Малыш» нацелена на развитие музыкальных способностей у детей  третьего года жизни в разных видах  музыкальной деятельности. Основу ее составляют произведения классического  репертуара; разработан ряд новых  музыкальных игр. В программу  развития музыкальности у детей  раннего возраста входят пособия  для педагогов и для детей. Пособие для педагогов включает музыкальный репертуар, методические рекомендации по организации работы с детьми, материал для праздничных  утренников и кукольных спектаклей. Богатый выбор его позволяет  педагогам проводить занятия  с учетом уровня развития каждого  ребенка.

Программа «Юный эколог» направлена на формирование начал экологической  культуры у детей, начиная с 2 лет. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, к себе и своему здоровью. Экологическое воспитание основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и содержание разделов программы строится на главной закономерности природы — взаимосвязи Среди программ нового поколения в практике образования детей раннего возраста используются комплексные программы — «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и парциальные — «Гармония», «Малыш», «Юный эколог». всего живого со средой обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.МЕТОДИКИ  РАННЕГО   РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

 

Большинство родителей сейчас старается с самого рождения развивать своих малюток в том или ином направлении. В данной статье приведен краткий обзор существующих на данный момент методик раннего развития, из которых каждый родитель сможет выбрать, что ему больше по душе.  

Методика Зайцева. 

Это методика раннего обучения чтению. В основе лежит чтение по слогам и складам. По этой методике издавна обучались на Руси, во времена  Льва Толстого она считалась традиционной, и он положил ее в основу обучения чтению по своей азбуке. Кубики Зайцева  состоят из внушительного набора кубиков со слогами. Благодаря выполнению различных упражнений с ними малыш  учится читать, а также письмочтению, поиску, озвучиванию и классификации букв и слогов. Подходит для детей от 1,5-2 лет.  

Методика Монтессори. 

Методика Марии Монтессори является одной из наиболее востребованных методик раннего развития детей от 3 до 6 лет. Суть этой методики заключается в создании специальной среды, где ребенок мог бы всесторонне познавать мир. В центрах Монтессори обычно есть несколько зон, например, зона космоса, зона упражнений для повседневной жизни, математическая зона, зона с мелкими предметами, и т.д. В данной методике крайне важно то, что ребенок ставится в активную позицию. Он сам все познает и имеет право играть с тем или иным предметом так, как хочется ему самому. Взрослый здесь только помощник, который может подсказать, как правильно, но не должен навязывать свою позицию.  

Методика Кюизинера. 

Это методика бельгийского педагога, призванная развить у детей  математические способности. Ориентирована на детей от 2 до 10 лет. В наборе есть палочки разной длины и разных цветов. Каждой цифре соответствуют палочки определенной длины и определенного цвета. Причем цифры, кратные одной и той же цифре, относятся к одной группе цветов. Например, 2,4,8 – синих оттенков, а 3,6,9 – красных. Различные игровые задания из методического пособия дают малышам первые математические представления, учат, что такое больше-меньше и тд. 

Методика Дьенеша. 

Эта методика родом из Венгрии. Набор состоит из блоков различных  цветов, формы и размера. Пособие  с множеством заданий призвано научить  малышей отличать предметы по цвету, форме и размеру соответственно. Разработано для детей от 2 до 6 лет, в дальнейшем можно использовать совместно с палочками Кюизинера.  

Методика Никитиных. 

Семья Никитиных воспитала  семерых детей и разработала  в процессе их воспитания свой уникальный взгляд на всю систему воспитания и развития малышей. Самыми основными  положениями являются: дать детям  максимальное пространство для развития, не ограничивать их с самого рождения пеленками, закутываниями, выдуманными  возрастными ограничениями их способностей, а позволить им делать то, на что  способен их организм и что им интересно  самим, дать им возможность как можно  больше думать самим. Также они создали  ряд развивающих игрушек, которые  признаны уникальными и очень  эффективными и которые можно  приобрести в магазинах развивающих игр.  

Методика Железновых. 

Данная методика была создана  отцом и дочерью Железновыми  и направлена на развитие музыкальных  способностей ребенка с самого рождения. В процессе занятий активно используются музыкальные записи, как классические, так и современные, игры, танцы, жесты.  

Методика Домана. 

Глен Доман – американский нейрофизиолог, разработавший целую концепцию адаптации детей с ограниченными возможностями к жизни в мире. В дальнейшем его методика трансформировалась и для здоровых детей, подарив миру множество одаренных людей, а также несколько нобелевских лауреатов. Суть метода заключается в демонстрации карточек ребенку. Тематика карточек может быть любой: птицы, правители, города мира, композиторы, элементарная математика, части тела, бытовые предметы, и так до бесконечности. Правила демонстрации карточек следующие: на одну картинку затрачивается одна секунда, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза, постепенно можно добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день). После прохождения 1000 карточек знания о каждом понятии начинают углубляться. Можно заниматься с 6 месяцев. 

Методика Лупан. 

Сесиль Лупан – это очень увлеченная мама двух дочерей, которая, как и Никитины, разработала целую методику воспитания и развития детей, основной акцент которой сделан на индивидуальности малышей, их интересах и наклонностях. Она также самостоятельно разработала ряд упражнений для детей в возрасте от 1 до 6 лет, помогающих разносторонне развить деток. 

Вальдорфская методика. 

Данную методику нельзя отнести  к серии специально разработанных  упражнений. Это скорее образ жизни  ребенка в семье, верной национальным традициям, в климате, благоприятном  для всестороннего развития малыша, и наполненном натуральными материалами  и игрушками: деревянными человечками, самоткаными коврами и тд. Приверженцы этой методики против раннего интеллектуального развития детей, поскольку, на их взгляд, это лишает их детства. Акцент делается на приобщении ребенка к национальной культуре и традициям, духовном развитии и воспитании. 

Методика Воскобовича. 

Автор данных пособий –  инженер-физик из Санкт-Петербурга, столкнувшийся в 90е годы с тотальным  дефицитом и решивший создать  для своих детей игрушки самостоятельно. Его игрушки – это в основном конструкторы, сопровождающиеся сказочным  сюжетом, что позволяет развивать  как аналитические, так и творческие способности, а также пространственное мышление, мелкую моторику, память. Предназначено  для детей от 2 лет. 

Методика Чаплыгина. 

Это альтернативный вариант  методики раннего обучения чтению, в основу которого также положен  метод чтения по складам. Пособие  состоит из 10 кубиков с буквами  и 10 блоков, состоящих из 2 подвижно закрепленных кубиков, разные комбинации которых могут складываться в 32 слога. К комплекту прилагается книжка с заданиями. Предназначено для  детей от 3 лет. 

Методика Ибука. 

Автор методики – один из основателей корпорации Sony, утверждал, что умственные способности развиваются только до 3 лет (в этом он был солидарен с Доманом) и что в этот период ребенка можно с легкостью обучить чему угодно, в то время как потом для этого потребуется масса усилий и времени. Ибук написал книгу «После трех уже поздно», где уделил внимание всем аспектам раннего обучения детей.  

Методика Тюленева. 

Тюленев – автор метода интеллектуального развития ребенка. По его мнению, наиболее эффективной время для развития ребенка – возраст до полутора лет, причем интеллектуальные способности должны быть превыше физических, например, чтобы не утерять внимание ребенка, нужно как можно сильнее отсрочить момент, когда он встанет и пойдет. Разработал специальные пособия и игрушки для всестороннего интеллектуального развития малыша, которые могут ускорить процесс обучения в 5-20 раз, но утверждает, что эффект будет достигнут только при условии стопроцентного следования его системе. 

Подходов к развитию и  воспитанию малыша существует масса, так  что любой родитель сможет выбрать  и развивать своего кроху так, как ему кажется правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, воспитание детей — важное и ответственное дело. Однако желания  правильно воспитывать ребенка мало — нужны знания, терпение, настойчивость. И прежде всего надо помнить, что воспитание ребенка следует начинать с первых дней и что раннее детство играет большую роль в дальнейшем развитии человека.

Воспитать ребенка с раннего  детства по силам каждому отцу и каждой матери; куда труднее устранять  укоренившиеся недостатки   в   характере. Воспитание детей - это очень индивидуальный процесс, и у каждого родителя есть свои секреты и методы. Однако, как бы мы не пытались привить нашим детям навыки хорошего поведения, без нашего личного примера мы, в любом случае, потерпим фиаско. Помните, что дети непременно копируют поведение и образ жизни родителей, поэтому старайтесь им всегда подавать хороший пример. Используя этот нехитрый совет, вам не придется краснеть за своего ребенка, наоборот, вы будете им гордиться.

Раннее развитие детей сегодня  предлагается осуществлять разнообразными методами, однако нельзя не сказать, что  сегодня все громче слышны голоса психологов, утверждающих, что такое  развитие ребенка не только не полезно, но и попросту опасно. Мы стараемся  превратить своего малыша в гения, очень часто перегружая еще не окрепшую нервную систему ребенка и попросту лишая его детства. Наша задача, как родителей, не приносить ребенка в жертву моде, а создать среду для его гармоничного развития, счастья и радости детства.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.

2.      Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. – М., 1999.

3.      Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

4.      Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

5.      Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3.

6.      Воспитание детей раннего возраста . Москва, «Просвещение», 1996

7.      Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006.

8.      Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

9.      Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996.

10.    Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

11.    Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

12.    Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4.

13.    Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

14.    Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004.

15.    Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

16.    Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной; М., "Владос", 2003.

17.    Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006.

18.    Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

19.    Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000.

20.    Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. – М., 1993

21.    Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

22.    Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.

23.    Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

24.    Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

25.    Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

26.    Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.

27.    Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

28.    Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.

29.    Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

30.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

31. http://malutka.net/vospitanie-rebenka-do-god

32. http://www.profile-edu.ru/sovremennye-programmy-vospitaniya-detej-rannego-vozrasta-page-18.html

33. http://agulife.ru

Информация о работе Особенности детей раннего возраста