Особенности использования дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Задачи:
- дать понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщении материала.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Проблемы методов обучения сегодня  приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество  исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение –  ведущий вид деятельности младших школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

Цель  курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

 Задачи:

- дать понятие о дидактической  игре;

- раскрыть особенности  использования дидактических игр;

- изучить особенности  использования дидактических игр  при объяснении нового материала  на уроках математики 

- выявить эффективные  способы использования дидактических  игр при обобщении материала.

Объект процесс обучения математике младших школьников.

Предмет совокупность методов, способов и средств обучения, которые использует учитель на уроках математики в начальной школе.

 

 

 

Глава I  Теоретические основы методики обучения решению

    1. Виды работ с задачами на уроках математики

Текстовые задачи на уроке  математики в начальных классах  могут быть использованы для самых  разных целей: для подготовки к введению новых понятий (в частности, арифметических действий); для ознакомления с новыми понятиями, свойствами понятий; для  показа области применимости изучаемых  понятий; для углубления и расширения формируемых математических знаний и умений; для формирования вычислительных навыков; для обучения методам и приемами решения задач на разных этапах этого обучения; для многих иных целей. Очевидно, что и методика работы с задачей на уроке должна определяться прежде всего тем, с какой целью эта задача включена в урок.

Решение задач на уроке  может отличаться формой организации  деятельности детей, характером и степенью руководства процессом решения, содержанием решаемых задач, способом оформления решения и т.п. Исходя из сказанного даже решение задач  на разных уроках, в разных классах  в зависимости от целей урока  может осуществляться по-разному. Назовем  несколько вариантов организации  и содержания решения задач на уроке.

 

  1. Фронтальное (коллективное) решение задачи под руководством учителя.

Этот вид работы с задачей  на уроке наиболее известен. Однако нужно заметить, что учебные возможности  такого решения в практике, особенно в практике начинающих учителей, не всегда используется в полную меру главным образом из-за того, что содержание такого решения не скорректировано на конкретную учебную цель. Поэтому учащиеся видят цель решения только в скорейшем получении ответа на вопрос задачи. Коллективное решение задачи под руководством учителя может преследовать разные цели, а потому и отличаться расстановкой акцентов на определённых шагах этого решения, ориентации учащихся на получении соответствующих общих выводов, на запоминании определённых сведений о задачах, о процессе решения задач и т.п.

Так, например, коллективное решение может использоваться для  знакомства детей с решением (со способом решения) задач определенного  вида. В этом случае оно должно быть ориентировано на запоминании учащимся отличительных особенностей задач  этого вида (содержания задач этого  вида) и на понимание и запоминание  основных шагов такого решения.

Пусть учитель планирует  в III классе коллективное решение задачи для ознакомления учащихся с решением задач на нахождение числа по двум разностям: «Купили два куска  ленты. В одном куске 6 м, а в  другом 4 м такой ленты. За второй кусок уплатили на 1 р. Меньше, чем  за первый. Сколько рублей стоит  каждый кусок?»

Коллективную работу с  этой задачей полезно начать так:

- Прочитайте задачу. Скажите,  решали ли мы раньше такие  задачи (Нет, не решали.)

- Что нового в содержании  задачи, из-за чего вы сделали  вывод, что такие задачи не  решали? (Новое здесь то, что в ней не дана ни цена ленты, ни стоимость какого-либо количества метров ленты. А сказано только, на сколько меньше стоит один кусок, чем другой.)

- Сегодня на уроке вы  будете учиться это делать. Для этого решим задачу. Внимательно следите за тем, какие вопросы я буду задавать.

После решения задачи полезно  вновь задать вопрос об особенностях задач этого вида и особенностях их решения, обобщить ход решения.

Коллективное решение  под руководством учителя полезно  также использовать для того, чтобы  дети запомнили этапы решения, ознакомились с каким-либо приёмом, помогающим решению, и др.

  1. Фронтальное (коллективное) решение задач под руководством учащихся.

Этот вид работы чаще всего  может быть использован для овладения  учащимися умением последовательно  выполнять этапы решения задачи, для закрепления умения пользоваться определенными приёмами и методами решения. Учитель в этом случае только побуждает детей к руководству решением. Работа также должна завершаться обобщенными выводами в соответствии с её целями.

Самостоятельное решение  задачи учащимися.

Самостоятельный выбор средств, методов и форм решения;

применение указанных  учителем или учебником средств, методов и способов решения.

Самостоятельное решение  – один из наиболее распространенных видов работы с задачами на уроке. Однако и здесь возможна ориентация на разные цели: на формирование умения решать задачи определённого вида, решать задачи с помощью определенных средств, приёмов и методов; проводить  проверку и самопроверку, оценку и  самооценку; использовать при решении  задачи свойства действий, вычислительные примеры и т.д. И если первая группа целей ставится на уроках довольно часто, то самопроверка и самооценка значительно реже. Однако опыт проведения таких работ показывает, что направленность самостоятельного решения на получение  каждым учеником ответа на вопрос «Как я умею решать такие задачи (таким  методом, способом и т.п.)?» делает эту работу для большинства учащихся интересной.

В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить следующие  виды решения задач:

1. Решение задач с лишними  данными.

2. Решение задач с недостающими  данными.

3. Решение задач определенного  вида при разных классификациях  видов (по математической основе: задачи на нахождение суммы,  остатка: на нахождение четвертого  пропорционального и т.п.; по фабуле: на движение, на куплю-продажу  и т.п.)

4. Решение нестандартных  задач разных видов (логических, комбинаторных, на смекалку и  т.п.)

Назначение такого решения - обучение учащихся анализу содержания задач (1,2), обучение решению задач  определенного вида (3), развитие интуиции (4) и т.п.

Все виды решения учащиеся могут выполнять как под руководством учителя и учащихся, так и самостоятельно, как устно, так и с записью  в тетрадь. Форма фиксации решения  выбирается учителем также в зависимости  от того, какая из них предпочтительнее в данном классе для достижения постановления  цели.

Другой вид работы –  выполнение части решения.

Основные цели выполнения части решения – формирование у учащихся умения выполнять определенный этап решения, обучение общим приемам  решения, формирование представлений  учащихся об арифметических действиях  и др.

Приведем примеры заданий, которые определяют этот вид работы на уроке:

-Сделайте рисунок (чертеж) к этой задаче. (Само построение  рисунка (чертежа) может приводиться  под руководством учителя, под  руководством учащихся или самостоятельно; при частичном руководстве учителя  или учащихся.)

-Прочитайте задачу. Представьте  то, о чем говориться в задаче, так, чтобы легче было решить. Расскажите, что вы представили.

-Пользуясь схемой разбора  задачи от вопроса к данным, составьте план решения данной  задачи.

-Известно, что данная  задача решается так… (дается  запись арифметического решения  по действиям). Запишите это же  решение в виде выражения, найдите  его значение и ответьте на  вопрос задачи.

-Проверьте, правильно  ли решена эта задача, определив  смысл каждого действия (решив  задачи другим способом, решив  задачу графически, с помощью  кружочков и т.п.).

Практика показывает эффективность  дополнительной работы над уже решенной задачей.

Цели дополнительной работы над уже решенной задачей могут  быть самые различные: 1) формирование у учащихся смысла арифметических действий; 2) обучение умениям находить другие способы решения, 3)решать задачи разными  методами, 4) проводить анализ содержания задачи, 5)ставить вопросы к условиям задач. Целью дополнительной работы может быть также выявление особенностей способа решения задач определенного  вида, обучение элементам исследования задачи, обучение умению обосновывать правильность решения задачи и т.п.

Назовем виды дополнительной работы с решенной задачей:

Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

Постановка нового вопроса  к уже решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые еще  можно найти по данному условию.

Сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием  и решением другой задачи.

Решение задачи другим способом или с помощью других средств  – другим методом: графическим, алгебраическим и др.

 Изменение числовых  данных задачи так, чтобы появился  новый способ решения или, наоборот, чтобы один из способов решения  стал невозможен.

Исследование решения. (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приемы наиболее целесообразны для поиска решения этой задачи? Возможны ли другие методы решения?)

Обоснование правильности решения (проверка решения задачи любым из известных приемов).

Следующие виды работы с  задачами не включают в себя явное  и полное решение задачи. Основным содержанием работы являются сравнение, сопоставление, анализ, а поэтому  выполнение их способствует развитию мышления учащихся, повышает интерес  к математике, в частности к  решению задач, позволяет учителю целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи.

Охарактеризуем указанные  виды работы.

1.Установление соответствия  между содержанием задачи и  схематическим рисунком (чертежом, таблицей, какой-либо иной формой  записи) и, наоборот, между рисунком (чертежом и т.д.) и содержанием  задачи.

2.Выбор среди данных  задач (среди задач на данной  странице учебника, задач, записанных  на доске, карточке и т.п.) той,  которая соответствует данному  рисунку (чертежу, таблице, краткой  записи)

3.Выбор среди нескольких  данных рисунков (чертежей, таблиц, кратких записей) того, который  соответствует данной задаче.

4.Нахождение ошибок в  данном рисунке, чертеже, таблице  и т.п. (построенных к этой задаче).

Цель видов работы 1, 2, 3, 4-формирование умения пользоваться различными моделями задачи для поиска ее решения, так как обоснование  соответствия содержания задачи рисунку, чертежу, таблице и т.д. является обязательной операцией при решении  задачи с помощью этих моделей.

5.Выбор среди данных  задач (задач на данной странице  или страницах учебника) задач  данного вида (таких же, какие  решали на уроке, или задач,  которые решали так же, как  только что решенная).

Этот вид работы необходим  для формирования умения решать задачи с отношением «больше (меньше) на…», «больше(меньше) в …раз»; задачи на нахождение четвертого пропорционального; простые задачи с величинами «цена», «количество» и «стоимость» и т.д.

6.Классификация простых  задач по действиям, с помощью  которых они могут быть решены. (Укажите, какие из задач могут  быть решены с помощью сложения, а какие с помощью вычитания). Этот вид полезен для закрепления  понимания детьми арифметических  действий.

7.Выбор задач, ответ  на вопрос которых может быть  найден, заданной последовательностью действий.

Пример:

-^ Найдите среди данных  задач такие, ответ на вопрос  которых можно было бы найти  с помощью арифметических действий  в такой последовательности: 1) «+», 2) «:», 3) «+».

Этот вид работы полезен  для закрепления умения обосновывать выбор действий, для закрепления  умения решать задачи определенного  вида. В число предлагаемых задач  целесообразно включать задачи, допускающие  несколько способов решения, доступных  детям. Тогда на уроке может возникнуть дискуссия о том, правильно ли отнесена задача к заданной последовательности. В результате дети устно обоснуют несколько способов решения.

8.Выбор задачи, при решении  которых необходимо (или можно)  применить данные вычислительные  приемы.

Информация о работе Особенности использования дидактических игр