Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Задачи:
- дать понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщении материала.
Пример:
-Вы сейчас учились делить двузначное число на двузначное. Просмотрите задачи на этих двух страницах учебника и найдите те, для решения которых нужно будет выполнить деление двузначного на двузначное. Обоснуйте свой ответ.
Этот вид работ полезен
для закрепления
9.Выбор задач, с помощью
которых можно научиться тому
или иному приему решения,
Пример:
-Найдите на странице…
задачи, которые могут быть решены
с помощью чертежа; задачи, при
решении которых полезно
Этот вид работы нужен для овладения определенными приемами. Он интересен учащимся.
10. Определение числа
Пример:
-Рядом с номером каждой
задачи на этой странице (на
карточке) поставьте карандашом
число возможных различных
Учитель просит нескольких человек обосновать свои ответы. Возможна и организация взаимопроверки, когда соседи по парте рассказывают друг другу способы решения, чтобы подтвердить обоснованность названного ими числа способов.
Эта работа очень помогает закрепить общее умение решать задачи, находить различные способы решения.
11. Обнаружение ошибок в решении задачи.
12. Определение смысла
выражений, составленных из
Цель такой работы — обучение анализу решения, анализу содержания задачи, умению проверять решение задачи; формирование понимания смысла действий и т.п.
13. Решение вспомогательной
задачи или цепочки таких
Этот вид работы способствует формированию умения решать задачи при ознакомлении с новым видом задач, при тренировке в решении задач. Он заменяет скучное и утомительное коллективное решение с подробным разбором, дает возможность учащимся самостоятельно найти способ решения незнакомой задачи.
14. Исключение из текста задачи лишних данных, лишних условий.
Пример.
-Не решая задачи, скажите, какие данные здесь лишние. Объясните почему. Подтвердите это же, выполняя решение.
Этот вид работы помогает формировать умения анализировать содержание задачи.
С аналогичной целью полезно выполнять на уроке и следующие виды работы.
15. Дополнение содержания
задачи недостающими для
16. Выбор на странице
тех задач, которые ученик
Примеры:
-Прочитайте на странице
учебника все задачи. Выпишите
номера и ответы на вопросы
тех задач, которые можно
-Выпишите номера тех
задач, которые знаете, как решить.
Запишите рядом с номером
Основная цель этого вида работы — закрепление умения решать задачи, осознание смысла действий.
Составление задач самими учащимися поможет реализовать разнообразные функции задач.
Само составление задач тоже может осуществляться в разных видах работы, с разной степенью полноты. Это: 1) дополнение задачи недостающими данными; 2) постановка вопроса к данному условию; 3) составление задачи по краткой записи, рисунку, чертежу, числовым данным и т.п.; 4) составление задачи, аналогичной данной по способу решений (те, же действия, в том же порядке), по сюжету; с такими же числовыми данными, но с другим решением; аналогичной данной по количеству действий, по величинам, о которых идет речь в задаче; 5) дополнение условия задачи сведениями, меняющими способ решения, но не меняющими результат решения; 6) составление задачи по данной записи решения, по уравнению; 7) составление и решение задачи, обратной данной; 8) устное сочинение «О чем может рассказать данное математическое выражение?».
Многообразие видов и
форм работы с задачей на уроке, использование
которых сделает встречу
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.1
1. Во время игры учитель
должен создавать в классе
атмосферу доверия,
2. Любая игра, предлагаемая
учителем, должна быть хорошо
продумана и подготовлена. Нельзя
для упрощения игры
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание
на состав команд для игры.
Они подбираются так, чтобы
в каждой были участники
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.2)
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а
труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.3
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.4
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить. чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.5
В игре проявляются особенности
характера ребёнка, обнаруживается
уровень его развития. Поэтому
игра требует индивидуального
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Глава II Методика обучения решению задач с помощью дидактических игр
Перед ознакомлением с понятием «задача» в начальной школе необходимо провести подготовительную работу. Каждый методист представляет её по своему, рассмотрим некоторые подходы.
Методисты Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.6 предлагают на этой первой ступени обучения решению задач того или другого вида создать у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных ситуаций, о которых говорится в задачах.
До решения простых задач определённого вида ученики усваивают знания о связях операций над множествами с арифметическими действиями, т. е. конкретный смысл арифметических действий. Например, операция объединения непересекающихся множеств связана с действием сложения. Позже школьники узнают, что отношения «больше» и «меньше» (на несколько единиц и в несколько раз) связаны с арифметическими действиями, т. е. конкретный смысл выражений «больше на . . . », «больше в . . . раз», «меньше на . . . », «меньше в . . . раз». Они овладевают взаимосвязью между компонентами и результатами арифметических действий, изучают правила нахождения одного из компонентов арифметических действий по известным результату и другому компоненту.
При ознакомлении с решением первых простых задач ученики должны усвоить понятия и термины, относящиеся к самой задаче и ее решению (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ на вопрос задачи).
При решении составных задач
ученики должны уметь устанавливать
не одну связь, а систему связей,
т. е. устанавливать несколько
Вся подготовительная работа сводится к выполнению учащимися специальных упражнений, помогающих усвоить им знание названных связей и ознакомиться с объектами и жизненными ситуациями, отраженными в задачах. При работе над каждым отдельным видом задач требуется своя специальная подготовительная работа.
Информация о работе Особенности использования дидактических игр