Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:49, реферат
. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.
Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед объяснением нового материала загадываем загадку:
Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете? (Пшеница)
Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы Сельскохозяйственное значение злаков.
Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: К какому семейству относятся эти растения? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении? Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать? Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.
Игры - упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды.
Кроссворд - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое - ответ основывается на трех - пяти словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.
Чаще всего мы используем кроссворды для развития терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. На следующем уроке их решаем по группам или индивидуально. Можно также предложить детям закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Например, по биологии в 6 классе после изучения темы Деление клетки задаем разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз митоза. Если кроссворд использовать на этапе закрепления, то к заданию добавляем: кто первый и без ошибок?
Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет, и в то же время заинтересовывает, дает возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество.
Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы.
Ребус - это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков. Мы постепенно знакомим с разными способами решения ребусов, с основными правилами составления и разгадывания ребусов - своего рода ребусной азбукой.
Пословицы, поговорки, а также приметы используем чаще всего при изучении сезонных изменений в жизни растений и животных. Даем задание дополнить пословицу, поговорку, примету или объяснить смысл, если их используем при выполнении домашнего задания. В эту же группу относятся игры, которые построены на самопроверке личных возможностей школьника. К ним мы относим: игры - тесты - вопросники, тесты - задачи, игры - предпочтительного выбора. Эти игры также развивают внимание; приучают детей ценить время, развивают глазомер, тренируют наблюдательность, творческие способности. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия. Цель данных игр и развивающая, и психотерапевтическая.
. Игры - путешествия проводим
как непосредственно на уроке,
так и в процессе внеклассных
занятий. Они служат в основном
целям обобщения и закрепления
учебного материала. Они также
хорошо разнообразят работу с
картой. Игры - путешествия строим
по-разному, в том числе и на
сказочной основе. Такая игра, позволяет
отработать не только умение
знать карту, но и читать ее.
Развивается умение за
Игры - путешествия усиливают впечатление, наблюдательность, обращают внимание детей на то, что находится рядом, не быть равнодушным к тому, что происходит в природе (воспитательный аспект). В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью. Их можно применять и на уроках изучения нового материала, по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Например, на уроках природоведения мы совершаем путешествие на действующий вулкан. При помощи технических средств можно усилить эффект записью извергающегося вулкана, изучаем его строение, состав магмы, лавы, прослеживаем разницу между этими понятиями.
. Сюжетно-ролевая игра
является одной из форм
Приведем ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр.
. Определенные методические
знания и умения помогут
. Дидактические функции
игры должны обеспечить
. Атрибуты должны быть
красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными.
Наглядность должна быть
. Игры лучше всего проводить
в быстром темпе, чтобы каждый
ученик с максимальной
. Нельзя оставлять без
внимания группу наблюдателей; необходимо
наделить их важной ролью
. Учитель, как ведущий
игры, постоянно активизирует работу
пассивных учащихся. Иногда бывает
полезно ввести в правила игры
поощрительные и штрафные
. Учителю следует не
допускать снижения интереса
у детей к игре, субъективности
в нечестности. Необходимо умело
регулировать ход игры. Кроме
этого, учитель, дополняя игру своими
элементами, должен включить различные
варианты геймов, разминок, дающие
возможность проигрывающей
. Во время игры необходимы
дисциплина и порядок. Во время
игры старайтесь обеспечивать
нормальный психолого-
. Используя дидактические
игры, лучше не допускать
. Желательно иметь систему
разработанных дидактических
Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения.
Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения.
. В классах с ярко
выраженной активностью
. Дидактические игры чаще
применяем при углублении
. В старших классах
дидактические игры
. При объяснении нового
учебного материала мы не
. Мы не проводим дидактические
игры длительные по времени, они
утомляют учеников, т.к. требуют большой
отдачи. Лучшего и более эффективного
результата в процессе
Дидактическая игра как способ обучения помогает нам сократить время на проверку знаний большого количеств учащихся, а в условиях сельской школы - всех учащихся. За 5-10 мин в ходе игры появляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Например, игра Хлопки. Мы задаем вопросы, требующие однозначного ответа. Учащиеся на положительный ответ хлопают дружно в ладоши, на отрицательный - сидят тихо. Таким образом, на одни и те же вопросы отвечает одновременно весь класс, нам достаточно легко проследить ответы всех учащихся, когда наполняемость класса маленькая. Если класс большой, то можно игру провести по рядам, по вариантам, по группам и т.д. Мы должны помнить, что чем больше класс, тем труднее провести игру, и труднее проследить результат. В конце урока игра может носить поисковый характер. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
3. Дидактическая игра как
одно из условий развития
Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. Игры родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам учебно-воспитательного процесса, как обновление того, что было в организации образовательной и воспитательной работы, как движение вперед с опорой на накопленный опыт.
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка любого возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Проблема включения игры в учебно-воспитательную систему всегда интересовала отечественных и зарубежных педагогов. Удивительна по своему содержанию авторская школа Саммерхил, созданная в 1924 году английским педагогом Александром Нейлом. Основной ее целью являлись свобода и счастье детей, а один из принципов гласил: игра должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма.