Особенности компьютерных игр и условия их использования в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:27, реферат

Краткое описание

Одной из перспективных линий информатизации современного образования стало использование информационных технологий в дидактике начальной школы, о чем свидетельствуют исследования ученых и педагогов-практиков, а также накопленный педагогический опыт.
Одной из основных трудностей обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им.

Содержание

1Введение.
2КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ?
3КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
4ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.
5ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
6ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Новосибирский Государственный Педагогический Университет.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своей Родине. Формирование опыта экологического и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

При этом создаются условия для развития у  учащихся позновательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Отбор содержания учебного курса « Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей:

  1. многообразие мира
  2. экологической целостности мира
  3. уважения к миру

          В основе  методики преподавания курса  « Мир вокруг нас» лежит  проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, экскурсии.

         В 1 классе  еще не выделяются и не структурируются  в самостоятельные разделы программы те или иные области действительности. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать ответы на них.Учебное содержание выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных людьми предметов: наше здоровье и экология.

          В 2 классе  несколько содержательных линий. Первая-ознакомление с природой. Вторая- знакомство с жизнью общества  на примере своего города. Следующая  линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков.Еще одна линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формирования первоначальных географических представлений: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом.  Начинается освоение элементарных приемов чтения карты.

       В 3 классе изучается  тема « Как устроен мир», в  которой развиваются представления  детей о природе, человеке, обществе, как о составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как о науке и ее роли в сохранении нашего природного дома. Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения и т.д.).Затем изучается темы « Мы и наше здоровье», « Чему учит экономика», « Путешествие по городам и странам»

       В 4 классе в  центре внимания находится Россия- её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, -как часть человечества.

 

ОБЩИЕ КОМПОНЕНТЫ В CТРУКТУРЕ ПРОГРАММ

1.Каждый учебный курс носит  личностно-развивающий характер.

2. Учебные курсы представляют  собой систему: от простого к сложному.

2.В каждой теме учебников  вопросы представлены в определенной последовательности, обусловленной сущностью изучаемой темы.

3.В одном и том же разделе  программы от класса к классу, от темы к теме усложняются  в определенной взаимосвязи теоретические сведения, существует взаимосвязь между всеми компонентами программы.

4.В основе методик преподавания  курсов  лежит проблемно-поисковый  подход.

III. Подготовьте обзор статей по проблеме совершенствования урока по журналам «Начальная школа», «Педагогика», «Народное образование» (за текущий год), обратите внимание на развивающий и воспитывающий характер обучения.

 

 

 

 

Обзор статей по проблеме совершенствования урока

А.Липаев « Беседа как метод преподавания литературы»

Народное образование № 5-2009г

Эта статья вышла в первом номере журнала « Литература в школе» за 1937 год. Актуальность для размышления А.А. Липаева для современных сражений вокруг судьбы литературы в школе и поражает, и пугает. Но наработки этого педагога будут полезны и в наше время. Когда изучение литературы превращается в подготовку к ЕГЭ-тестированию, урок упрощается и не даёт достаточно полных сведений.

 А Липаев затрагивает проблему  недостатка знаний у учащихся  по литературе. Он считает, что  эта проблема вытекает из  недостаточности прочности знаний самих преподавателей. В своей статье он даёт характеристику одного из методов преподавания литературы-метода, как пути совершенствования урока.

Литературная беседа-система методических приёмов урока, среди которых ведущая роль принадлежит вопросно-ответному приёму.

Задачи-мобилизация и приведение в систему тех знаний учащихся, которые необходимы для созидательного и вдумчивого чтения художественного произведения и более глубокого восприятия его.

Типы беседы: вводная, ориентирующая, беседа-анализ, беседа, обобщающая по теме, беседа-опрос, учётно-контрольная.

Содержание вводной беседы обусловлено своеобразием материала темы, составом класса и другими моментами работы. Типичные разделы сведений:

  1. Сведения о той жизни, которая изучается в произведении
  2. Биография писателя в связи с социальной средой и эпохой ( 5-6 кл)
  3. Общая характеристика творчества писателя ( в старших классах)
  4. Политическая и литературная жизнь эпохи ( в старших  классах)
  5. Разъяснение малопонятных слов и выражений

Беседа как форма вводных занятий, может быть эффективной только тогда, когда учащиеся располагают какими-то знаниями по теме. Эти знания можно проверить при помощи вопросов, при этом используя наглядные пособия. Домашнее задание: прочитать биографию поэта

( по Пушкину)

Перед беседой по усвоению содержания стоят следующие задачи:

-воспроизвести содержание произведения ( если читали в классе)

-если чтение происходило дома, то проверяется выполнение этого  задания

-ориентироваться в общей тематике

В 5-7 кл одной из форм этой беседы будет работа над драматическим планом литературного произведения.

После прочтения в классе учитель предполагает рассказать первый эпизод. Затем коллективно выбирают наиболее подходящий заголовок, записывают его и переходят к следующему.

Беседа может быть и не связана с составлением плана.

Укажем несколько приёмов:

  1. пересказы учащихся по частям, главам, эпизодам, сценам
  2. Припоминание мест, в которых развёртывается действие произведения и краткий пересказ событий, связанных с каждым из них.

В беседе по усвоению материала можно использовать и наглядные пособия.

Анализ литературного произведения в школе учитель проводит на основе  4 принципов:

  1. Методологическая выдержанность;преподаватель должен давать подлинные научные знания по литературе, не занимаясь упрощенством.
  2. Учёт особенностей анализируемого литературного произведения
  3. Учёт конкретных условий данного урока-класс, место урока в системе других.

Основные разделы анализа: 1 часть ( средние классы)

  1. Тема и сюжет
  2. Образы
  3. Композиция
  4. Поэтический язык
  5. Литературный жанр
  6. Идейное содержание
  7. Общественное значение

2 часть ( дополнительно к для  старших классов)

  1. особенности художественного метода писателя в этом произведении
  2. Место произведения в творчестве писателя
  3. Место произведения в истории литературы.

К одному и тому же произведению можно задать разное количество вопросов: в средних более узкие. Но на дом более широкие.

В старших классах отводится несколько уроков на анализ крупного произведения. Следовательно, вопросник тоже распределяется на несколько уроков.

Обобщающие уроки имеют целью повторение и систематизирование материала темы, увязку его с материалом других тем, с современностью.

Пример обобщающей беседы в старших классах при изучении « Горе от ума»:

  1. Как была принята комедия её современниками?
  2. Как отозвался о комедии Белинский?
  3. что сказал о комедии Чернышевский?
  4. Идейное содержание комедии
  5. Чем близок Чацкий?
  6. Какое значение имеют для нас образы Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова?
  7. Каково историко-литературное значение комедии?
  8. Как даны герои комедии в картинах-иллюстрациях Кардовского?
  9. Как даётся комедия в театре?

Учётно-контрольная беседа. Элементы учёта и контроля вкрапливаются почти на все виды учебных занятий по литературе. Однако этого недостаточно. К этому уроку ученики идут подготовленными. На предыдущем занятии они получают задание-пересмотреть, доработать материал по всей теме или разделу: биография писателя, содержание произведения, вопросы, по которым шёл разбор произведения, вопросы итогового характера, знание наизусть определённых стихотворных текстов.

 Для беседы-опроса необходим  тщательный отбор материала. На  этом уроке учитель спрашивает  тез учеников, которые или совсем  не обнаружили своих знаний  в процессе текущей работы  или обнаружили их не в полной  мере.

Рассмотренные здесь типы беседы не могут исчерпать всего разнообразия форм применения этого метода.

 

Алла Андреева « Урок литературы как культурное пространство»

ж. Народное образование» № 5-2009г

А. Андреева преподаёт словесность в московской школе № 353 им. А.С. Пушкина.

Она считает, что урок литературы может состояться только тогда, когда на нём школьники сделают читательские открытия. А. Андреева предлагает свои приёмы по совершенствованию уроков литературы ( на примере проведения уроков по А.С. Пушкину):

  1. « Под микроскопом»

Приём, позволяющий поднять лексические, образные, идейные пласты текста. Как под микроскопом внимательно рассматривается ключевое слово. Его  «Лабораторный анализ» позволяет прояснить нечто важное в авторской позиции.

Вращается весь мир вкруг человека!

А теперь-загадка слова «ОН».

  1. « Стоп-момент»

Этот приём помогает ученикам на основе прицельно выбранной детали реплики осознать значимую грань характера героя.

Когда же в юности мятежной

Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной,

Monsier прогнали со двора.

Задумываемся над последней строчкой.

-Какой нравственный урок она  содержит?

  1. Начиная с себя

Ещё один вид деятельности учеников-восстановление « Перепутанной логической цепочки». Это своего рода игровая разминка-первые шаги к искомой истине, когда интуитивные, иногда ассоциативные.

На табличке-слова, записанные в произвольном порядке:

Труд   любовь   Зевс

Себялюбие   покой

Чтение   наслаждение

       Свобода

       Пронумеровать  слова по степени логической  близости к слову «счастье»

  1. Необычный, « хитро» сформулированный вопрос

Такой вопрос побуждает учеников размышлять, вновь м вновь возвращаясь к «изгибам» прочитанного текста и подтексту произведения. Он помогает прокладывать новые русла-от художественного образа жизни, к углубленной интерпретации проблемы, к ассоциативным, реальным и литературно-художественным связям.

-Почему пушкинский Арион одет  в ризу?

  1. Психологическое углубление анализа. Трудное и роковое решение…

Надо не упрощать ситуацию, не примитизировать сложный образ героя (например пушкинский князь Олег). Надо обратить внимание на психологическое состояние героя в момент принятия им рокового решения.

6.Расшифруем пушкинские образы-символы

Пушкин актуален всегда.Он показал, что расовые и религиозные предрассудки формируются на низком уровне духовного сознания. И что они, эти предрассудки, вполне преодолимы, если человек в своём воспитании и образовании, в своём культурном развитии будет нацелен на единство разнообразия в самом главном: в поиске Бога, истины, справедливости, в устремлении к добру и красоте.

Информация о работе Особенности компьютерных игр и условия их использования в младшем школьном возрасте